8 КЛАСС
Тема года: «Поэтика русской народной культуры через изобразительное искусство»
Тема урока: « Русская изба как центр Вселенной»
Тип урока: комбинированный (изложение нового материала и практическая
работа, рассчитанные на 2 часа).
Цель урока: — Ознакомить учащихся с внутренним устройством русской
избы; раскрыть понятия « Изба-центр Вселенной»,
подчинение внутреннего устройства избы идеи Мирового
Древа, триединству Мира.
-Подвести учащихся к выполнению в практической работе
образца внутреннего убранства русской избы с
использованием
символики и семантики украшений в домашней утвари.
-Закрепить навыки по изображению интерьера (в
перспективе)
-Развитие пространственного воображения и творческого
потенциала.
Практическая работа:— выполнение интерьера русской избы
— художественный материал по выбору (гуашь,
акварель, тушь, карандаши и т.д.)
Видеоряд : — Фрагмент из фильма «Восточные славяне».
— Дидактический материал «В избе».
— Работы учащихся.
Ход Урока.
I. Организационный момент :
1. Объявление темы урока.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Изложение нового материала.
1) Из предыдущего урока мы узнали о том, что ИЗБА – традиционное
славянское жилище – являет собой модель Мира, которое
символически связано с Мировым Древом. Крыша дома в народных
представлениях была небом, сруб с окнами, дверью и полом – землей,
а подкиет (подполье) – подземным миром. Отсюда крестьянский дом
становился центром Вселенной для рода, для семьи.
Внутреннее устройство избы. Каким оно было?
2) Демонстрация фрагмента из фильма «Восточные славяне»
(содержание фрагмента):
Внутреннее устройство дома крестьян было различным, но археологи
находят общие черты планировки крестьянского жилища. Здесь
существует тот же порядок (космос) , который мы наблюдаем в
природе –всё гармонично и совершенно.
Красный угол – духовный центр дома – располагался в переднем углу
и ориентирован на восток. В нем божница, где на особой полочке —
иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцем,
сухими целебными травами. Красный угол олицетворял Зарю.
Потолок подобен небосводу . Матица – главная балка, на которую
опирались доски потолка. К матице крепился крюк люльки (самое
безопасное место), под матицей принимали гостей, благославляли
молодых.
В доме два очага : духовный – лампада и земной – огонь в печи.
Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и
тепла, неостывающий очаг. Располагалась печь в противоположном от
красного углу (в западном) . Красный угол указывал на полдень, на
свет, на восход, на божью силу. Печь – на тьму, на заход.
Границы дома – двери, окна, порог, дымоход должны были защищать
обитателей дома от внешнего мира.
В.Белов «Лад» — знаток крестьянского быта, писал :
« …. Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертельную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, была сродни душевному теплу».
В убранстве жилища органично сочетаются польза и красота.
Все в избе деревянное, кроме печи: лавка, полавошники (чуть ниже
потолка), стольцы (подобие табурета), подблюдники (полки для
посуды) и полати у дверей от печи до стены и домашняя утварь.
Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ : семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство.
От двери до боковой стены избы – широкая лавка, где мужчины занимались хозяйственными работами. На лавках вдоль окон работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.
В сумерки избу освещал кованный СВЕТЕЦ. Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно.
3) Вывод:
Все устроение в домашней жизни было подчинено бытовым и трудовым потребностям семьи, и в то же время несло порядок и гармонию.
Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она
вобрала!
Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
III. Практическая работа.
1) Учитель на доске показывает варианты изображения в перспективе внутреннего устройства избы.
2) Работа учащихся над композицией «В крестьянской избе» (линейный рисунок) с продолжение на 2-ом уроке (цветовое или графическое решение).
IV. Подведение итогов. Анализ работ.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ
открытого урока
по народной культуре
в 8-«А» классе по теме
«Русская изба как центр Вселенной»
Учитель изо
Цветкова С. Н.
МОУ Лицей
г.Дедовск
2008 год