Урок МХК с применением ИКТ, 8 класс
Тема: «Истоки русской архитектуры»
Цель: изучить характерные черты народного деревянного зодчества, в том числе вспомнить о традициях, связанных со строительством.
Задачи:
Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского ми мордовского; формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы
Развития — способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.
Воспитания — воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.
Ход урока:
Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика
Н.В. Гоголя:
«…Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование…»
Текстовый слайд: тема урока.
Тема урока: «ИСТОКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ».
Слайд – шоу: фотографии леса, обряды мордвы.
…Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял как добывать пищу, строить дом, чтобы почитать красотой и о чем мечтать.
В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов.
Вспоминая традиции мордвы нужно отметить, что отношение к дереву, к лесу было особым. С древних пор мордву называли лесным народом. Именно в лесах она проводила традиционные моления, обращалась с теми или иными насущными просьбами к Вирь-аве. Некоторым деревьям приписывались лечебные свойства. Заболев, люди приходили на поклонение к таким деревьям, вешали на них в качестве жертвенного подарка куски холста, платки, ленты. Если ребенок долго болел, то прибегали к такому эффективному средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку через березу. При первом обмывании новорожденного его парили веником, мальчика дубовым, чтобы был сильным и долго жил, девочку березовым, чтобы была стройной и красивой. Рябиновый веник должен был не только передать ребенку силу и красоту дерева, но и уберечь его от нечистой силы. С этой же целью рябиновые ветки клали в люльку к младенцу на 40 дней.
Слайд – шоу: репродукции работ Илюхина, Ф.В. Сычкова
… Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.
… Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.
Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».
— Какие породы деревьев выбирали для строительства?
— В ходу были сосна, дуб, липа. Осина для этих целей использовалась гораздо реже.
Так, в одной эрзя-мордовской песне говорится: «Кто строит сосновый дом, тот пусть скажет, что с избой он»: поверху идёт дым из дома, низом стелется его тепло. Кто строит осиновую избу, тот пусть скажет, что без избы он: поверху идёт тепло её, низом идёт дым её.
Деревенские избы в старину строились не по порядку, а как говорили, на радостном месте, Чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.
Со временем стали их выстраивать фасадом, т.е. лицом к дороге, и получилась « у — лица».
… Избы раньше в сёлах никогда не красили ни чем, не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
…В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий день они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце — как теплый светящийся мед.
… Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная мудрость.
Текстовый слайд: традиционная изба.
— Что означало слово «изба»?
Изба- это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.
Крестьянин ставил свой дом – избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно, и чтобы всякий кто смотрел на него, радовался.
В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые.
А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.
Со стороны посмотреть, кажется что горизонтальные бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая как чашка, в нее и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток нужен был, чтобы углы не промерзали и не загнивали от влаги. Пазы в жилых зданиях прокладывались мхом и конопатились паклей. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.
— Что было основным инструментом плотника?
— Основным инструментом плотника был топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно, надежно.
Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец».
Срубленный четырехугольник из бревен назывался «клетью»
Если клеть покрывали кровлей и ставили в ней печь, то ее называли «избой»
Крытое пространство между клетями называлось «сени».
Текстовый слайд: новые термины.
Запись терминов в тетрадь.
Слайд: фотографии корабельной резьбы.
Изба она и есть изба, а похожих на нее нет, как нет похожих людей.
У каждой свое лицо, своя осанка. Хозяин каждой избы старался украсить свой дом как можно богаче, красивее. В каждом регионе России были свои традиции.
— Какое название носит резьба, которой украшали мордовские избы?
Название «корабельная резьба» происходит от слова «корабль». Такой резьбой украшали волжские суда. Среди артелей русских плотников, строивших суда, были и мордовские. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время. Строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на украшение домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках старинные суда были вытеснены паровыми. Оставшись без работы, талантливые резчики уходили в деревни, распространяя там свое искусство. В резьбе преобладал растительный орнамент. Главный элемент – ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и завитках вырезали цветок или виноградную кисть. Такая резьба была дорогой и ею украшали дома зажиточных крестьян. Остальные украшали геометрическим орнаментом.
Слайд – шоу: фотографии различных типов изб.
Избы строили самые разнообразные. Простейшим типом русского крестьянского дома была односрубная изба – четырехстенок с сенями, когда сруб не перегораживался внутри, а изба состояла из одной комнаты.
Изба – пятистенок состояла из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной — перегородкой. Если таких перегородок было две, то получалась изба – шестистенок.
Текстовый слайд: хоромы.
В таких избах комнат было гораздо больше. Такие богатые городские дома
назывались хоромы. Они представляли собой целый комплекс двух – трех этажных деревянных срубов, связанных между собой сенями и переходами.
Нижние помещения ором отводились под хозяйственнее комнаты. На втором и третьем этажах размещались жилые комнаты и покои: столовые, спальни, гостиные.
Комнаты в верхней клети назывались горницы ( в крестьянском доме горницей называли летнюю не отапливаемую комнату)
Клеть над столовой, которая иногда напоминала башню и служила для приема гостей, называли повалушей ( от древнего слова «повальный, общий»
Светлое верхнее помещение над сенями с окнами на 4 стороны называлось терем.
Иногда вокруг терема устраивалась крытая галерея – гульбище.
Слайд: фотографии различных бытовых построек.
Деревня – это не только жилые избы.
— Какие еще постройки можно встретить?
— Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у воды. Все умно,
просто и красиво.
Слайд – шоу: деревянные храмы.
В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Храмы, устремленные к небу были видны отовсюду. Сюда приходили люди со своими надеждами, несли свое горе и радости.
Самые древние церкви не многим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли на тонкой шейке главка.
Шатровой храм — это четырехугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем.
Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии. Как праздничный хор устремлены вверх купола – луковки. Главный, но торжественный и изменчивый ритм пронизывает все здание. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Такие многоглавые храмы стали вершиной русского деревянного храмового зодчества.
«… Не мало чудесных деревянных церквей было создано в 17 веке «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси, когда Русь уже стала Россией, — целая поэма. И не даром само имя Кижи стало как бы символом красоты русской народной души…»
И. Грабарь
Текстовый слайд: вопросы.
Вопросы на закрепление нового материала:
Какие породы деревьев использовались при строительстве на Руси?
Что являлось основой любого деревянного строения?
Из каких частей состоит традиционный крестьянский дом?
Как украшались избы в мордовских деревнях?
Как назывались богатые городские дома?
Чем отличалось строение деревянного храма?
Самостоятельная работа уч –ся
Выполнение в тетради эскизов деревянных построек с указанием основных составляющих (применение новой терминологии)
Слайд: домашнее задание.
Домашнее задание:
Нарисовать хоромы или сказочный дворец в русском стиле, объяснить творческую работу, применяя новую терминологию.
… Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново), что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и общества в целом…