Ансамбль ложкарей. Бережем традиции, создаем новый стиль
(Из опыта работы учителя музыки и педагога дополнительного образования
МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Кожиновой Елены Петровны)
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур. Очень трудно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Внимание к фольклору как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Система дополнительного образования в общеобразовательной школе предоставляет уникальную возможность для развития этого направления. Для учащихся младшего школьного возраста коллективное исполнительство на ритмических народных инструментах – один из любимых видов музыкальной деятельности. Именно в активном музицировании ребята ощущают характерные для русской народной культуры звуки, ритмы, тембры, орнаменты и мелодии.
Идея создать в школе «Ансамбль ложкарей» возникла в 2009-2010 учебном году после выступления ребят 3-го класса на традиционном народном празднике «Осенины». Отдельный музыкальный номер перерос в систематические занятия кружка. Была составлена образовательная программа «Ансамбля ложкарей» на основе программы дополнительного образования Петуховой Т.А. и программы Льнявин С.В. Рабочая программа рассчитана на учащихся 3-4-х классов, срок реализации 2 года.
Моя программа не нацелена на воспитание музыканта-профессионала. Своей целью ставлю приобщение детей к традиционной культуре своего народа через освоение приемов игры на ложках и других русских народных ритмических инструментах, через знакомство с традиционными русскими обрядами и праздниками, обогащение их духовной культуры. Основная задача – открыть детям радость общения с миром народной музыки, радость совместного творчества, предоставить каждому ребенку возможность выразить себя. Работу в ансамбле направляю на пробуждение эмоционально-ценностного отношения к народному творчеству и музыкальному искусству в целом.
Особенности работы Ансамбля ложкарей «Русский сувенир» представлены в модели:
М Ансамбль ложкарей «Русский сувенир» Классный руководитель
Учащиеся 3-4-х классов Педагог дополнительного образования Родители
Направления работы
Теоретические занятия Практические занятия Выступления
Изучение и отработка элементов игры на ложках (двух, трех, веерных) – индивидуально и в группах
Знакомство с музыкальным народным творчеством (русские инструменты, инструментальная и вокальная народная музыка, народные праздники) Выступления на школьных и городских праздниках и концертах
Изучение и отработка элементов игры на трещотках, рубели, бубне, свистульке и др. – индивидуально и в группах Участие в волонтерских акциях (выступления)
Просмотр видеоматериалов выступлений ансамблей ложкарей Участие в городских фестивалях (выступления)
Выбор музыки, обсуждение идеи, поэтапная разработка музыкального номера
Просмотр видеоматериалов собственных выступлений (анализ) Работа над выразительностью и синхронностью игры на ритмических инструментах отдельного номера
Исследовательская деятельность
Работа над элементами хореографии отдельного номера
Самостоятельная музыкальная деятельность
Работа над вокально-инструментальными постановками
Изготовление музыкальных инструментов
Музыкально-ритмические игры Воспитание эмоционально-ценностного отношения к народным традициям через инструментальное творчество
Отмечу, что я занимаюсь с ребятами третьего набора ансамбля. За этот период выработаны многие подходы, найдены методические решения (часто в процессе проб и ошибок), накоплен определенный опыт, а главное – есть система работы с детьми в направлении инструментального исполнительства.
Успешная работа кружка дополнительного образования ансамбль ложкарей «Русский сувенир» предполагает тесное и плодотворное сотрудничество всех участников творческого процесса – учащихся, руководителя ансамбля, классного руководителя и родителей. Действующий в настоящее время состав ансамбля был набран в прошлом году на базе 3 класса (учитель начальных классов Пшмахова Фатимат Крым-Гериевна). Сейчас ребята учатся в 4 классе и второй год занимаются в ансамбле. Поддержка учителя начальной школы важна во многих организационных вопросах, в создании этнокультурной среды в целом (на уроках и во внеурочной деятельности) и во взаимодействии с родителями учащихся.
Моя работа с родителями предполагает индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, организацию концертных выступлений. Родители с большим желанием оказывают помощь в приобретении музыкальных инструментов, участвуют в изготовлении концертных костюмов, помогают выполнять творческие и исследовательские работы по темам, связанным с русской народной музыкальной культурой.
Основной формой работы в ансамбле являются групповые занятия по расписанию. Это два двухчасовых занятия в неделю (в случае необходимости возможны дополнительные занятия). Главные направления работы – теоретические, практические репетиционные занятия и выступления. Отдельными направлениями являются самостоятельная музыкальная деятельность, изготовление инструментов, а также исследовательская работа с последующим участием в научно-практических конференциях разного уровня. И направление, являющееся одновременно результатом всей многоплановой работы кружка – это концертные выступления участников ансамбля.
На начальном этапе необходимо заинтересовать детей, знакомя с лучшими образцами народной музыки, инструментами, праздниками и т.д. Использование современных информационных технологий делает занятия яркими, запоминающимися, интересными. Это направление продолжаю и в дальнейшем, используя видеоматериалы, презентации, другие средства наглядности, игровые технологии и различные методы активизации.
Целенаправленное формирование исполнительских умений и навыков начинается задолго до начала занятий в ансамбле. Основы для развития навыков игры на ложках и других ритмических инструментах стараюсь заложить еще в 1-2 классах в процессе урочной деятельности. Это элементарные приемы игры, знакомство со словарем музыкальных понятий, необходимых для юного музыканта, музыкальные игры. В дальнейшем на занятиях кружка продолжаю использовать пальчиковые игры, игры с музыкальными инструментами и ритмические упражнения (игры «Ритмическое эхо», «Веселые ложки», «Веселые трещотки» и другие). Одна из любимых игр ложкарей на развитие творческих инструментальных навыков «Повтори за мной». Ритмическая сторона музыки имеет свои особые законы, а ритмический слух человека обладает специфическими свойствами и законами развития. Именно с этой точки зрения исполнительская деятельность детей, и в первую очередь игра в ансамбле, рассматривается как наиболее благоприятная среда для развития метроритмического чувства и музыкальных способностей в целом.
Когда ребята в той или иной степени овладевают базовыми навыками игры (различные виды ударов, тремоло и скольжений), необходимо создавать условия для творческих проявлений участников ансамбля, способствовать развитию у них инициативы, жажды деятельности, поиска, формировать творческие установки. Главным творческим процессом в связи с этим является процесс работы над музыкальным номером. Он особенно увлекателен и одновременно непрост, имеет свои этапы и ряд особенностей.
Этапы работы над инструментально-танцевальным номером:
Заранее подбираю несколько музыкальных композиций (исконно народных, обработок или стилизаций). Произведение для инструментальных постановок должно быть небольшим, но очень ярким – это особенно вдохновляет ребят на творчество. Еще одно непременное условие – музыка должна быть умеренно быстрой, с устойчивым хорошо ощутимым метром.
Вместе с ребятами выбираем музыку, обсуждаем идею, подбираем или придумываем отдельные приемы игры. Подбираем и придумываем отдельные движения под музыку.
Работа над выразительностью и синхронностью игры на ритмических инструментах отдельных элементов и частей.
Работа над элементами хореографии.
Утверждение композиции и закрепление последовательности приемов игры, перестроений, танцевальных элементов.
Окончательная отработка всех важных составляющих музыкального номера. Работа над слаженностью и синхронностью игры, выразительностью и артистичностью движений во всем номере, а также отработка начала и окончания композиции (объявление номера, расставление и унос стульев или лавок).
Выступление.
На овладение приемами игры на ложках, трещотках, рубели уходит не так много времени. Гораздо больше приходится работать над сочетанием этих приемов, запоминанием их последовательности, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения. В результате появляются оригинальные инструментально-танцевальные разработки, выработался особый стиль, как у юных музыкантов, так и у меня, как творческого руководителя ансамбля. Все музыкальные номера абсолютно различны по характеру, набору инструментов, приемов игры, движений и сюжету в целом. В одних из них солируют трещотки или рубель («Весенние гуляния», «Я на горку шла», «Сапожки русские»), в других звучат только ложки («Яблочко», «Веселые музыканты»). Иногда добавленные к ложкам инструменты просто подыгрывают партии ложек или устраивают своеобразную перекличку, тем самым, внося новые тембровые краски. В большинстве музыкальных номеров ребята играют сидя на стульчиках или лавочках, лишь в одном номере не было движений сидя.
Работа над вокально-инструментальными номерами предполагает, как правило, несложное инструментальное сопровождение во время проигрышей или в течение всей песни. Чаще всего это синхронная игра на ложках (трещотках, бубнах). Яркие примеры такого творчества — казачья песня «Ой при лужку», «Горница-узорница», «Частушки» и другие.
Отдельно хочу сказать о способах и приемах игры на ложках. Обычно в игре нашего ансамбля используются две ложки. Приемы игры на двух ложках используем широкоизвестные, каждый из них имеет свое название — «щелчок», «маятник», трещотка», «солнышко», «плечики», «коленочки» и другие. В процессе игры ребята стараются ловко перехватывать ложки, держа ложки то в одной, то в двух руках, иногда перехват нужен для изменения способа игры, хотя ложки продолжают оставаться в той же руке.
В прошлом году появился номер «Я на горку шла» с использованием трех ложек, игра на которых чередуется с игрой на двух ложках. Играть на трех ложках мы с ребятами пробовали разными способами, наконец, выбрали прием, напоминающий игру на веерных ложках. Выбор любого способа, конечно, всегда зависит от ритма и характера музыки.
В искусстве игры на ложках важное место занимает орнамент движений рук – их артикуляция. Выполняя тот или иной приём, рука с ложками движется или горизонтально или вертикально. Иногда важны повороты кистей, движение руки между ударом.
Новые приемы игры узнаю из литературы: учусь сама и знакомлю ребят. Вместе с участниками ансамбля смотрим видео выступлений ложкарей из других городов, видео выступлений ложкарей предыдущих составов. Много интересного ребята узнали об истории деревянных ложек благодаря исследовательской работе участника ансамбля «Русский сувенир» Великохатько Антона «Ай да ложка-веселушка!» Антон также разрисовал ложки по собственному эскизу и теперь играет на них. Работа заняла призовое место на XII городской научно-практической конференции школьников и была отправлена для участия во всероссийском заочном конкурсе исследовательских работ «Юный исследователь», проводимом «Малой Академией Наук «Интеллект будущего».
Меня как руководителя особенно радует то неравнодушие, с которым ребята проводят каждое занятие. Иногда они делают замечания тому, кто недостаточно старается, иногда звучат конструктивные предложения-подсказки, как лучше сделать тот или иной прием, советуются со мной, не боятся задавать вопросы, стремятся сделать номер на высоком художественном уровне. Ребятам нравится такой прием, когда на одном из последних этапов разучивания композиции они по очереди смотрят номер из зрительного зала и говорят свои замечания и пожелания. Остальные же очень серьезно относятся к такому «мнению со стороны».
Творческий процесс требует постоянных творческих проявлений и от педагога. И если мои занятия становятся результатом моего творчества, и оно влечет творческое общение с учениками, если я чувствую, что могу проявить себя как личность, как педагог, как художник, то дети мне поверят и всегда будут готовы к сотворчеству. Мне радостно от осознания того, что вместе с ребятами я познаю мир, учусь вместе с ними, нахожусь в постоянных поисках и сомнениях, наслаждаюсь удивительным ощущением творчества!
Выступления – это итоговый и самый любимый ребятами этап работы. Ансамбль ложкарей «Русский сувенир» является постоянным участником всех традиционных для школы праздников: «Осенин», «Дня города», «Масленицы», «Посиделок» и «Ярмарок», неоднократно участвовал в этнокультурных конференциях «Под небом единым», школьных линейках, собраниях, украшал спортивные мероприятия, выступал на многочисленных школьных концертах и фестивалях. Занятия в кружке играют большую роль в социализации личности и имеют практическую направленность, выход детей за рамки школы: выступления учащихся перед ветеранами Великой Отечественной войны, жителями микрорайона, участие в волонтерских проектах, городских праздниках и фестивалях детского творчества, таких как «Веселая карусель» и «Планета Детства».
В сентябре этого года ребята из ансамбля ложкарей вместе с другими творческими коллективами школы приняли участие в проекте «Дорогою добра», проходившем в рамках Всероссийской акции «Добровольцы — детям» в Невинномысском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Юные зрители испытали радостные и добрые чувства, а артисты – не только получили огромное удовольствие от выступления, но и нашли новых друзей. В разное время ребята выступали на сцене Дворца культуры химиков, спортивном комплексе «Олимп», на сцене городского Центра детского творчества.
Работа с ансамблем ложкарей входит в индивидуальный план ОЭР «Роль музыки в формировании этнокультурной компетентности учащихся». В докладе «Культурологический компонент в содержании музыкального образования школьников» мною было раскрыто значение работы в направлении вокального и инструментального народного исполнительства. Эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, способствуют воспитанию интереса и уважительного отношения к традициям и истории своего народа, помогают формированию общей музыкальности, развитию творческих способностей обучающихся и навыков межличностной коммуникации.
Неслучайно в гимне нашей школы есть такие слова:
Мы стали здесь семьёю — счастливою, большою.
Традиции народа уважаем и храним.
Ведь есть черты в народе, что неподвластны моде —
Они берут свои истоки от родной земли.
8