Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках музыки
Одной из учебных дисциплин по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является также и музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим. Мне ещё с молодости попалось на глаза и запомнилось высказывание Д.Б. Кабалевского, но с тех пор мало что изменилось в лучшую сторону.
Отовсюду надвигаются на школу через массовые средства распространения музыки, и особенно через радио и телевидение, пошлость и подделка. «Попробуйте-ка устоять против этих влияний, не имея основательно выработанного вкуса «иммунитета против пошлости». Попробуйте остаться сухим под ливнем, если у вас нет ни зонта, ни плаща! Попробуйте не замерзнуть, если вокруг мороз, а вы раздеты! Стоит ли удивляться бездуховности наших детей!» (Кабалевский Д. Б.)
И я думаю, что именно школа, это тот островок чистоты и нравственности, который мы должны сохранить.
Но музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу ребенка, она способна лишь разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции.
Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции, это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей, таких как любовь, красота, добро, сила духа, истина, которые из века в век сохраняет искусство.
По стандартам ФГОС , я стала вести музыку по программе, авторами которой являются Е. Д. Критская и Г. П. Сергеева и Т. С.Шмагина.
.Я бы сказала, что каждый урок музыки по этой программе действительно воспитывает и духовно и нравственно! Программа сложная, но интересная. Сложность её в том, что очень большой поток информации нужно вместить в 40 минут урока. Программа основана на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Каждый год обучения в программе разделен на несколько разделов: ( сами названия, говорят уже о многом) Россия-Родина моя, День полный событий, Гори, гори ясно, чтобы не погасло. О России петь, что стремиться в храм, В концертном зале, В музыкальном театре, Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
На примере двух разделов, хотела бы вам показать, как я пытаюсь нравственно образовывать и воспитывать детей.
И так 1раздел — « Россия- Родина моя»- и во 2 классах разучивает гимн России, который очень торжественно и гордо исполняют второклассники. А затем мы знакомимся с Патриотической песней М И Глинки и разбираем особенности звучания именно такой музыки.
Третьеклассники знакомятся с кантами – бытовыми многоголосными песнями, в которых воспевали победу и скорбели о погибших, осуждали предательство и высмеивали глупость, а затем величественно и празднично мы поем «Радуйся, Русско земле».
И чтобы пропустить тему Родины через сердце, я предложила сделать фотовыставку под названием «Что мы Родиной зовем», а также конкурс видеоклипов под таким же названием. (ПОКАЗ) , этим мы выразили любовь к своей Родине, к тому месту, где мы живем. Наша Родина велика, красива и просторна. И песни о ней такие же величавые, с красивой мелодией.
Я думаю именно так, и начинается любовь к Родине.
В 4 классе дети соприкасаются с удивительной красотой народной музыки, знакомятся с календарными обрядовыми песнями, народным фольклором, с произведениями русских композиторов. Не просто с музыкальными произведениями, а с чувствами, переживаниями самих композиторов, с их отношением к своей Родине.
(рассказываю о работе над проектом «Портрет русской народной музыки» в 4а классе.)
2раздел. «О России петь — что стремиться в храм» дает понятие о храмовых песнопениях в виде церковных богослужебных песнопений- тропарей, стихир, молитвенных напевов, исполняемых хорами, хоровыми капеллами. Соприкасаются с а капельным и партесным т.е. многоголосным пением. Дети знакомятся с разными видами колокольных звонов, узнают их важность для православного народа. Музыка звучит на фоне иллюстраций древних икон, картин духовного содержания в учебниках. Дети прикасаются к истории христианства, к высокому искусству живописи, где наглядно видят всепрощающую любовь, смирение, торжество добра и милосердия.
Звучит Рахманинов «Богородице, Дево радуйся»
3. раздел: «Музыка и изобразительное искусство» помогает увидеть родство музыки с изобразительным искусством.
Произведения изобразительного искусства — это светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.
Рассматривание картин — такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. А когда мы видим и слушаем восприятие музыкального произведения усиливается.
Из перечня этих разделов становится видно, как тесно переплетается музыка с различными видами искусства , и какой широкий эстетический и эмоциональный импульс получают дети на этих уроках. Кроме того в каждой параллели мы разучиваем песни, которые я убеждена нравственно образовывают и воспитывают ребенка. Это такие песни, как; Здравствуй , Родина моя, песня о России, Быть человеком, Мы – вместе, Мама – самый лучший друг, Дорога без конца и т. д. В нашей школе активно работает кружок – ансамбль патриотической песни «Виват, Россия!»дети поют ансамблем и сольно, принимают участие во многих школьных и районных мероприятиях.
Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд.
Огромная роль принадлежит учителю, и огромная ответственность лежит на нем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким. Существует древняя молитва, которую можно вполне назвать «Молитвой учителя», и которая может быть путеводителем в работе каждого педагога:
Молитва учителя.
Господи, Боже мой! Удостой нас быть орудием мира Твоего! Чтобы вносить любовь туда — где ненависть. Чтобы прощать, где обижают, Чтобы соединять, где ссорятся. Чтобы говорить правду, где господствует заблуждение. Чтобы воздвигать веру, где давит сомнение. Чтобы давать надежду, где мучает отчаяние. Чтобы вносить свет во тьму, Чтобы возбуждать радость, где живет горе.
Господи, Боже наш! Удостой, не чтобы нас утешали, но чтобы мы могли стать утешителями. Не чтобы нас понимали, но чтобы мы других понимали. Не чтобы нас любили, но чтобы мы других любили. Ибо кто дает- тот получает. Кто себя забывает- тот обретает. Кто прощает- тому простится. Кто умирает- тот просыпается к жизни вечной! Аминь!