Муниципальное общеобразовательное учреждение –
гимназия № 12 г. Белгорода
Статья
«Интеграция на уроках музыки»
Автор:
Сергеева Ольга Михайловна,
учитель музыки I квалификационной категории
гимназии № 12 г. Белгорода
г. Белгород, 2011
«Интеграция на уроках музыки».
…Знания и идеи, сообщаемые
какими бы то ни было науками,
должны органически строиться
в светлый и, по возможности,
обширный взгляд на мир и его жизнь.
К.Д. Ушинский
Любой школьный предмет в той или иной степени связан с другими предметами. Не является исключением и предмет «музыка».
Отдельные науки изучают отдельные области нашего огромного мира. В школе же мы должны сделать обратное – из тех знаний, которые ученик получает в различных областях, он должен представить себе гармоничную картину действительности.
Каждому педагогу известно мучительное состояние поиска и волнения при составлении плана урока. Эти постоянные вопросы: как, каким образом соединить, слить воедино музыку, речь, мимику, паузы и взгляды, жесты и различные ассоциации, внутренние переживания и размышления. как создать обстановку творческой активности? Что останется в душе учащихся после очередного урока?
Ещё К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания.
Сочетание музыки, поэзии, истории, изобразительного искусства даёт учителю безграничные возможности сделать уроки увлекательными и интересными для учеников.
Но существует огромная разница между тем, чтобы просто посмотреть определенное количество картин, прослушать определенное количество музыкальных произведений, и тем, чтобы стать причастным к тому, что видим и слушаем. И проблема заключается не в том, сколько услышать, увидеть или исполнить, а в том, как исполнить – не голосом, а сердцем, увидеть не глазами, а душой.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Основной акцент приходится не столько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развития деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Приобщение к музыке тесно связано с приобщением к исконной русской культуре, к истории, к истокам, которые давали нашим предкам лад в душе и мире.
Огромное единство музыки и слова ярко проявляется на уроках музыки. Тем, общих для уроков литературы, истории, музыки много.
Удивительные параллели проходят между музыкой, поэзией и математикой. Любопытна мысль венгерских авторов в книге «Язык – Музыка – Математика», которая даёт возможность показать скрытые взаимосвязи между этими, казалось бы, не имеющими ничего общего предметами: «Прочитав стихотворение, вы можете сначала лишь сказать, нравится оно вам или нет. Затем вы начинаете анализировать его, смотрите, какими словами автор создал этот или иной образ, вслушиваетесь в чередование ударных и безударных слогов. Много ли можно извлечь из такого анализа стиха? Весьма много! Точно также сравнение геометрических параллелей с параллелями в музыке обогащает и расширяет понятие параллельности»1.
Говоря о связи музыки с другими науками, можно встретить много тем, перекликающихся между собой.
— Форма музыки и сигнальные карточки:
— Длительности нот и тема «Доли и дроби»:
— целая, 4/4; ♪ — восьмая 1/8 и т.д.
— Интервалы и нумерация итальянского языка:
прима, секунда, терция, кварта и т.д.
Проблема гуманизации образования – одна из важнейших на сегодняшний день. Развивать в детях чувство прекрасного, побуждать философски осмысливать окружающую жизнь можно не только в отдельности на уроках искусства, но, в первую очередь, на интегрированных уроках.
Интегрированный урок музыка – литература в 6 классе.
Тема урока: «Чудесная тайна и сказка» (Е. Светланов)
Цель урока: 1). Познакомить учащихся с музыкой П.И. Чайковского и В.А. Моцарта, с историей жизни и творчества писателя Э.Т.А. Гофмана, с балетным творчеством П.И. Чайковского;
2). Развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
3). Способствование становлению положительных эмоций.
Дидактический материал: портреты Э.Т.А. Гофмана, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, К. Паустовского
Словарная работа: новатор, сквозной.
Стремясь к любви, ты ищешь красоты.
Смотри ж не ошибись, ведь так случается,
Что самые прекрасные черты
Не взгляду, а лишь сердцу открываются.
(Э. Асадов)
Ход урока:
Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (эпизод зажигания ёлки).
Учитель музыки: Что рисует музыка? Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, изображая рождественскую ёлку?
(ответы учащихся)
Музыка сверкающая, лёгкая, кружащаяся, как будто переливающиеся огоньки. Использованы высокие духовые инструменты – флейта, гобой, звучат скрипки.
Учитель литературы: А какой вам представляется ёлка?
(ответы учащихся)
Да, ёлка действительно сказочная. А теперь прочтите новогодние сказки, которые вы приготовили дома.
(учащиеся читают свои сказки)
Учитель литературы: Трудно ли вам было сочинять сказки? А теперь послушайте, что сказал о создании сказок наш К. Паустовский: «Сказку пишешь почти не дыша, чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она открыта, и пишешь быстро, потому что мелькание света, теней и отдельных картин происходит стремительно и легко. Нельзя опоздать, нельзя отстать от бега воображения».
Учитель литературы: Мне кажется, ребята, что вот так же, не дыша, боясь сдуть тончайшую пыльцу, которой покрыта сказка, писал свои чудесные произведения Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
(рассказ учащегося о жизни и творчестве Э.Т.А.Гофмана)
Учитель музыки: Ребята, а вас не удивило, какое длинное у этого человека имя? А частичка Амадей вам ни о чём не говорит?
(ответ ученика: такое имя носил великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт)
Учитель музыки: Случайно ли такое совпадение? Оказывается, нет. Гофман просто боготворил Моцарта, преклонялся перед его талантливой музыкой и сознательно добавил к своему двойному имени третье – Амадей. Давайте отдадим дань памяти этому великому человеку, послушав рассказ К. Паустовского «Старый повар».
(в конце рассказа звучит музыка В.А. Моцарта)
Учитель литературы: Что хотел сказать этим произведением К. Паустовский?
(ответы учащихся)
Учитель музыки: Видите, какой силой обладает музыка. Она способна не только передавать чувства и переживания героев, но и изображать природу, какие-то действия персонажей произведения, даже рисовать их портреты.
Эту способность музыки великий русский композитор П.И. Чайковский перенёс в балетное творчество, явившись новатором (словарная работа) в этой области искусства.
Учитель литературы: Что означает слово «новатор»?
Учитель музыки: До появления балетов П.И. Чайковского (перечислите, какие вы знаете) балет существовал как ряд отдельных концертных номеров танцевального характера, т.е. ряд танцев.
У Петра Ильича музыка балета получила сквозное развитие (словарная работа). Она стала сопровождать действия героев, происходящие в сюжете, помогая танцорам передавать чувства и переживания своих персонажей.
Сейчас вы услышите музыкальный портрет одного из героев.
Слушание музыки: П.И. Чайковский, отрывок из балета «Щелкунчик», изображающий портрет Щелкунчика.
Учитель музыки: Кто этот герой? Почему вы решили, что это Щелкунчик? Какими вы представляете этого героя? вы видите внешний портрет, или внутренний мир, душу? Какими средствами музыкальный выразительности передал композитор портрет Щелкунчика?
(ответы учащихся)
Учитель литературы: А как рисует Щелкунчика Гофман?
(ученики читают отрывок из сказки Э.Т.А. Гофмана)
Какой же Щелкунчик у Гофмана? Понравился ли он вам? Чем?
Учитель музыки: Послушайте еще один эпизод балета. Что он отражает? К какому моменту сказки вы могли бы отнести эту музыку?
Слушание музыки: П.И. Чайковский, отрывок из балета «Щелкунчик», рисующий момент битвы Щелкунчика с мышиным королём.
Учитель литературы: Почему у Гофмана не показан момент битвы Щелкунчика с королём, а у Чайковского он есть? Какой вариант вам больше нравится?
Кто же вам больше нравится6 Щелкунчик, Фриц, мышиный король или Дроссельмейер? Какой идеал мужчины вы для себя выбрали и почему? Чем похожи Щелкунчик и Дроссельмейер?
А какого литературного героя вы еще полюбили?
Слушание музыки: П.И. Чайковский, Вальс снежных хлопьев из балета «Щелкунчик».
Беседа о прослушанной музыке, о Мари, учащиеся говорят о том, какой они её себе представляют.
Учитель литературы: Какой вы представляете себе настоящую женщину? Кто вам больше нравится: Мари или Пирлипат? Почему? Что воскресило Щелкунчика и он вновь стал человеком? (любовь Мари)
Так что же главное для человека: красота, доброта, смелость, мужество?
Звучит «Баркарола» П.И. Чайковского, на её фоне ученик читает стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».
Итог урока: Чему учит сказка Э.Т.А. Гофмана и балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»? Чем они похожи, а чем различаются?
Методы художественной интеграции различны. Среди её форм можно выделить следующие:
Внутривидовая или предметная интеграция – внутренняя, горизонтальная художественная интеграция отдельных компонентов в середине определенного предмета, в данном случае музыки. Предмет «музыка» представляет собой сложноорганизованную систему, в пределах которой интегрируют определенные культурные области. Учебный предмет «музыка» объединяет в своем образовательном пространстве собственно музыку, историю музыки и теорию музыки.
Межвидовая интеграция – форма интеграции, при которой интегрантами выступают различные виды искусства.
В первую очередь это локальная тематическая интеграция. Именно этот тип взаимодействия искусств господствует в педагогической практике. Этот тип является наиболее результативным. В его основе лежат определенные художественные образы, которые находят свое отражение в различных видах искусства.
Целью художественной интеграции является не хаотическое объединение различных предметов эстетического цикла, а упорядоченное, научно обоснованное дополнение предмета «музыка» другими видами искусства для формирования у учащихся структурированного, широкого комплекса музыкально-эстетических знаний.
Чем больше в беседе на уроках будет всевозможных выходов за пределы музыки, чем больше интегрированных связей учащиеся смогут наблюдать, тем глубже у них становится восприятие самой музыки и тем шире их кругозор. Очень важно, чтобы в сознании детей музыка не стояла особняком от других видов искусств, а как можно ярче обнаруживала свои связи с ними. И именно такое взаимосвязанное преподавание гуманитарных дисциплин неизмеримо обогащает учащихся, расширяет их кругозор, даёт почувствовать и вернее понять эпоху, воссозданную художниками, включает интеллект и эмоции в непрестанную работу.
©Сергеева Ольга Михайловна, 2011
е-mail: malenkijelf@yandex.ru
Литература:
Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. — 1991. — № 8. — С. 48-51.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007. – 170 с.
Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа. — 1989. — № 3. – 64 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированных уроков // Анализ современного урока: Практическое пособие. – Ростов н/Д: «Учитель», 2003. – С.63-69.
1 Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. «Язык – Музыка – Математика»