Использование музыки на уроках литературы по УМК «Вокруг тебя – мир»

Токаева Н.В., учитель
русского языка
и литературы МОУ СОШ №52
г. Брянска


Использование музыки на уроках литературы
по УМК «Вокруг тебя – мир»

Формированию навыков содержательного, смыслового, стилевого анализа художественного текста на уроках литературы помогает музыка, используемая в качестве дидактического материала.

Музыка, безусловно, помогает, по словам В.Чернышова, «открыть уста детей» ключом волшебных звуков; помогает передать многообразие смысловых оттенков слова. Загадочный музыкальный мир, взаимодействуя с миром художественного слова, развивает эмоциональную сферу ребёнка, помогает ему более полно выразить мысли и чувства.

Музыка может быть помощницей и при создании творческих работ, не заменяя при этом традиционные, прекрасно зарекомендовавшие себя виды работы.
Источниками устных и письменных высказываний учащихся могут послужить музыкальные образы тех предметов речи, которые представлены в художественных произведениях. Это явления природы, предметы, времена года и т.д., способные вызвать эстетические переживания. Музыка поможет лучше понять замысел автора, характер описываемого. Однако используемые музыкальные отрывки не должны быть большими по объёму. Это позволит неоднократно прослушать музыку, а значит добиться более качественного «перевода» информации с языка одного искусства на язык другого, отыскать для этого выразительные языковые средства, предупредить возможные ошибки, — иными словами, подготовить учащихся к устным и письменным высказываниям. Кроме того, звучащая на уроке литературы музыка является своеобразной подсказкой, которая направляет воображение учащихся, создаёт определённый эмоциональный настрой.

При отборе музыкального дидактического материала учителю не обязательно иметь специальное музыкальное образование, важнее ориентироваться на эстетические симпатии.

Какие виды заданий могут быть предложены учащимся?

1. Использование музыкального фона на уроке, создающего эмоциональную атмосферу при работе над художественным произведением или эпизодом.

2. Сопоставление пейзажных зарисовок в музыке и художественном произведении.

3. Аналитическая работа по характеристике персонажей, созданных языковыми и музыкальными средствами.

4. Итоговая работа по осмыслению философских понятий художественного произведения.( Сравн.: рассказ Ф.Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле» и пьесу М.П.Мусоргского «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»).

5. Создание устного и письменного сочинения на основе музыкального произведения по теме рассказа.

6. Отбор собственного музыкального иллюстративного материала к художественным произведениям.
Возможны и игровые формы работы с музыкой. Так, например, учащимся предлагается ролевая игра в звукорежиссёров, по условиям которой дети создают сценарий звукового сопровождения рассказа.
Подобная работа должна строиться с опорой на коммуникативно-речевую деятельность учащихся. Она обеспечивается формулировками заданий, позволяющих активизировать мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность. Рассмотрим это на конкретном примере.

Свежие документы:  Урок музыки в 6 классе «Инструментальная баллада. Ночной пейзаж»

При изучении в 7 классе рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления» можно предложить учащимся следующее задание.

Учитель: Послушаем музыкальную историю, написанную композитором Микаэлом Таривердиевым. Называется она «Воспоминания».(Звучит музыкальный фрагмент)
— Какое настроение создаёт этот отрывок?
— Как вы думаете, почему композитор назвал её «Воспоминания»?
— Какие воспоминания, судя по характеру музыки, её тональности, имел в виду автор?
— Как перекликаются воспоминания лирического героя музыкального произведения и воспоминания главной героини рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления»?
— Прочитайте эпизод (эпизоды) из рассказа, который можно было бы «сопроводить» музыкой М.Таривердиева.
— Почему именно на этом отрывке вы остановили свой выбор?

Подобные задания просты в выполнении и интересны учащимся. Они снимают своеобразный барьер между музыкой , особенно классической, и детьми. Между тем, любое произведение искусства не должно восприниматься как что-то далёкое и недосягаемое, открывающееся только избранным или посвящённым. Главное – это воздействие на эмоциональную сферу личности и индивидуальное восприятие и понимание.

УМК «Вокруг тебя – мир» открывает учителю широкие возможности в работе по интерпретации художественного произведения с использованием музыкального дидактического материала, что повышает языковую культуру учащихся, обогащает словарный запас, совершенствует понятийный аппарат и развивает эстетический вкус. Благодаря музыке, звучащей на уроках, детям во всей палитре открываются тайны музыки и слова, а значит мир вокруг становится ещё интереснее и ярче.



Материал скачан с сайта https://pedsovet.su/ — Интернет-сообщество учителей – сборник материалов для учителя


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: