Исследовательская работа по музыке «Роль музыки в жизни человека» 6 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

п.Новый Надеждинского района»











Исследовательская работа по музыке

Тема: «Роль музыки в жизни человека»














Выполнила:

ученица 6 «Б» класса

Коваленко Оксана


Руководитель:

Шкуренко Л.С.

учитель музыки и МХК

СОШ №6
















Оглавление



1. Введение ……………………………………………………………… 3


2. Музыка и здоровье …………………………………………………… 6


3. Почему человек слышит звук? ………………………………………. 8


4. Влияние музыкальных стилей на самочувствие …………………… 10


5. Свойства воды, озвученной музыкой ……………………………… 12


6. Музыка и математика ………………………………………………….13


7. Заключение ……………………………………………………………..15


8. Список используемых источников ……………………………………16


9. Приложение №1 (Анкета) ……………………………………………..17


10. Приложение №2 (Методика «Градусник») ………………………….18

























Введение.


В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение и здоровье.

Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем.

Я считаю тему своей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.


В начале своего исследования мне было интересно узнать — что мои одноклассники и другие учащиеся школы знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она нужна, какую музыку ребята слушают, почему она сопровождает людей всех поколений, всех слоев населения на протяжении всей жизни?

Для этого я провела анкетирование, построила график количества ответов и проанализировала их правильность. Всего в анкетировании приняло участие четыре класса (5 «А», 6 «Б», 8 «А» и 10 класс) — а это 42 мальчика и 36 девочек. Все участники анкетирования отнеслись очень внимательно к своим ответам и старались ответить максимально полно.

Первый, второй, третий, четвёртый и седьмой вопросы (Приложение №1) оказались самыми сложными, так как они аналитические и требуют дополнительных знаний вне школьной программы. Вопросы пятый, шестой, восьмой и десятый оказались более легкими. Ребята хорошо знают различные инструменты, музыкальные направления; знают, когда человеку нужна музыка, какая она больше требуется в радостные моменты жизни, а какая в грустные. Причем из графика в относительных единицах видно, что девочки знают больше музыкальных инструментов и когда музыка необходима человеку. Мальчики лучше знают музыкальные направления и физиологические процессы от воздействия музыки.



№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

мальчики

0,17

0,27

1,2

1,6

9,8

6,4

0,42

3,8

4,7

7,2

девочки

0,23

0,45

1,35

1,8

7,6

7,2

0,64

5,6

4,9

8,4






Исходя из этих данных, я определила цель моей работы – определить роль музыки в жизни человека, выяснить, как именно влияют различные жанры музыки на душевное состояние людей, их здоровье.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Собрать и проанализировать информацию по заданной теме.

  2. Выделить основные жанры музыки и определить их особенности.

  3. Проследить влияние разной музыки на настроение человека.

  4. Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений.

  5. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

  6. Установить связь между звуками и способностями личности.

  7. Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, эксперименты, социологический опрос, метод математической статистики.

Практическая значимость.

Мои одноклассники не очень хорошо знают, откуда появилась музыка и как она влияет на человека. Моя работа поможет им узнать больше о музыке и её влиянии.

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своём здоровье и просто любит музыку.













Музыка появилась очень давно, ещё в доисторические времена.

Собираясь на охоту, человек играл музыку для того, чтобы созвать сородичей и поднять их дух. Человек бил палкой по бревну и получался звук. Потом появилась шаманская музыка. Шаманы призывали усмирить погоду. Так человек понял, что, используя музыку можно создавать определенное настроение и влиять на эмоции. Древние люди верили, что музыка не только влияет на погоду и способствует хорошему урожаю, но и способна лечить.

В литературе, средствах массовой информации, сети Интернет я нашла сведения на эту тему. Причём следует отметить, что влиянием музыки на здоровье в сети Интернет, по моим наблюдениям, ежедневно интересуются более 2000 человек.

Великий врачеватель Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа (звучит запись колокольного звона).

В известном московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, шума дождя и особенно — пения птиц ( звучит запись пения птиц).

Здесь было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние при помощи звуков, человек может изменить уровень сахара в крови.

Медики установили, что регулярное звучание музыкальных инструментов эффективно при лечении многих болезней. Так, например, кларнет — улучшает работу кровеносных сосудов (звучание инструмента), флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи (звучание инструмента), а труба эффективна при радикулитах и невритах (звучание инструмента).

Мои знакомые, которые бывали в Китае, рассказывали мне, что здесь можно обнаружить в аптеках музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.

Совсем недавно старейший в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американских исследователей о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект (звучит произведение В.А.Моцарта). После 10-ти минутного прослушивания музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что эта музыка повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кто слышал её впервые. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.



С этой целью я решили провести тестирование среди своих одноклассников по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.

В своём исследовании я использовали методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН. Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А.Барышевой и В.А.Шекаловой «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей» см.Приложение №2).

Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки (В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» и «Турецкий марш»).

В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице :










Методика «Градусник»



Функциональное состояние.

1

2

3

4

5




С (самочувствие)

До прослушивания

музыки

После прослушивания

музыки

До


После

до

после

до

после

до

после




3



18


4



12



5

А (активность)


2



6



12


10



9


1


1

Н (настроение)


7



5



5


2


4


11



8



Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.


Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) моих одноклассников, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 17 учащихся, повысилась степень активности у 11 учащихся , а положительное изменение настроения наблюдалось у 19 учащихся (всего в методике приняли участие 21 человек).

Таким образом, мы доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека и можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы её использования.


А почему человек слышит звук? Ответить на этот вопрос не смогли больше половины моих одноклассников. Почему один слышит лучше, а другой хуже? Почему у одного музыкальный слух, а у другого нет?

Звук это упругие волны или колебания молекул воздуха. Если человек плохо слышит – говорят, что ему наступил на ухо медведь. А ведь это не так. Человек слышит не ухом, а мозгом.




Звуковая волна (или по- другому вибрация молекул воздуха ) через ушную раковину, приводит в колебания барабанную перепонку, которая через сложный механизм передаёт колебания нервным окончаниям, которые в свою очередь передают нервные сигналы непосредственно в мозг.











Поэтому звук влияет на наше восприятие.

Посмотрите на этих страшных акул ( видео). Волосы дыбом. А если добавлена тревожная музыка, то становится ещё страшнее.


Из примера стало понятно, что звук меняет представление о том или ином предмете. И основную обработку звука производит мозг, а не ухо. Для человека ухо только передает информацию о звуке для мозга.






Для того чтобы выяснить как музыка влияет на организм, я провела исследование. Для этого я прослушала несколько видов музыки: джаз, рэп, тяжёлый рок, классическую музыку, спокойную фоновую музыку.




  • Пронаблюдав, можно заметить, что когда слушаешь музыку в стиле рэп, джаз повышается активность, улучшается настроение и эта музыка тебя бодрит.

  • При прослушивании классической музыки повышается концентрация, уходит напряжение.

  • Спокойная фоновая музыка усилила состояние расслабленности.

  • При прослушивании рок-музыки стимулируется активное движение, но при долгом прослушивании эта музыка вызывает диссонанс и вызывает агрессивность.




Американским учёным Дэвидом Элкарном было доказано, что звучание тяжёлого рока (звучит музыка) большой громкости способствует сворачиванию белка. Тяжёлый рок приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели.





А ведь анализ музыкальных предпочтений моих одноклассников показал, что тяжёлый рок слушают многие из них.


В настоящее время тяжёлая электронная музыка получила широкое развитие. Но известно, что организм человека не рассчитан жить в этих ритмах постоянно. За увлечение такой музыкой мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.



В сети Интернет я нашла интересные сведения об исследованиях, посвященных свойствам воды, озвученной музыкой.

Эти исследования были проведены японским исследователем, доктором Масару Эмото. Доктор Эмото провел исследования, в ходе которых он замораживал капельку воды, а потом — при температуре — 5 градусов — рассматривал образовавшиеся кристаллы под микроскопом и фотографировал их встроенной в микроскоп фотокамерой. Подвергая воду различным воздействиям, он снова ее замораживал, фотографировал и сравнивал изменения.

Наиболее рельефно эти изменения видны после того, как вода «прослушивает» музыку. Воду на 1 час помещали между двумя колонками и включали музыку. Самые красивые кристаллы образуются под воздействием классики (Рис 1, 2)










Рис. 1 Кристаллы, замороженные после прослушивания «Пасторали» Бетховена.














Рис. 2 Кристаллы, замороженные после прослушивания «Лебединого озера» П.И.Чайковского


И уж совсем безобразная «грязь» остается от музыки в стиле «тяжелого металла» (Рис. 3) .









Так как человек на 70—80 % состоит из воды, каждому из нас необходимо задуматься, как влияет прослушиваемая им музыка на его организм.


В своей работе я хочу поделиться с очень интересными и необычными для меня открытиями – о связи музыки и математики. Математика и музыка – два совсем разных школьных предмета. Слушая, музыку мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

Первым исследователем музыки был, кто бы вы думали?.. Пифагор!

Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну.

Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, что числа правят музыкой.

Вот и я решила провести такое исследование и попробовать установить связь между числами и музыкой. Мною были исследованы даты рождения 8 учащихся 6 «Б» класса, класса в котором я обучаюсь. Как известно дата – набор цифр. Мы переложим даты на ноты.


Если сыграть все ноты вместе, то у каждого из ребят получится аккорд.

Были аккорды звучащие гармонично (в музыке гармоническое звучание тонов называется консонансом) и аккорды. звучащие безобразно и резко (диссонанс).

На рисунке, где под аккордом стоит знак «-», аккорд звучал негармонично, а значит, звучит диссонанс. А если мелодично, то знак «+» — это консонанс.

Каждой ноте мы присвоили номер ступени (До – 0, ре – 1. ми – 2, фа – 3, соль – 4, ля – 5, си – 6. до – 7, ре – 8, ми – 9).

После того, как мы переложили даты рождения на аккорды, попробуем установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека.

Методом опроса я выяснил, чем каждый ученик увлекается. Таким образом, 8 учащихся моего класса, по звучанию разделились на две группы

I группа (дети, у которых аккорды благозвучные):

Абдулова Настя 03.06.1999г – поёт, играет на фортепиано;

Погребной Валера 08.12.1999г – поёт, занимался в музыкальной школе;

Чернокозинская Ирина 12.12.1999г – занимается танцами;

Рожков Дима 29.09.1999г

II группа (дети, у которых аккорды не звучат):

Шевцов Олег 15.02.2000г – увлекается туризмом;

Плуталов Рома 30.11.1999г – увлекается спортом;

Павлюченков Саша 28.10.1999г

Мещеряков Саша 14.02.1999г


В первой группе, где аккорды звучали мелодично, оказалось большинство детей с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются в музыкальной школе или танцами. Данная группа детей обладает творческими способностями, косвенно или напрямую связанными с музыкой.

Во второй группе, где аккорды звучали «резко», большинство детей занимаются различными видами спорта.

Следует отметить, что в двух группах оказались те, кто по тем или иным причинам ничем не увлекается и не занимается в каких либо секциях.

Предполагаю, что возможно, они имеют эти склонности, но еще не реализовали их.

То, что музыка отражает в себе закономерность числового ряда и как следствие имеется связь между звучанием дат рождений и наклонностями человека находит подтверждение в моем исследовании.

Но для утверждения того, что звучание даты рождения определяет определенный тип особенностей человека, необходимо большее количество исследуемых. Если при более глубоком и многочисленном исследовании, моё предположение будет доказано, то это даст человеку еще один способ открыть себя, определить род занятий, выбрать профессию, наиболее полно раскрыть потенциал личности.


Заключение.

Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека, но, иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Каждый из нас должен чётко понимаем только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запрещать слушать одно и заставлять слушать другое – нелепо. Человек, одарённый душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Мы поняли, как много значит музыка для человека, и как она влияет на различные аспекты его жизни. Полученные результаты тестирования и диагностики это подтвердили.

А это значит, что цель нашей работы достигнута.

Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.






















Приложение №1

Анкета №1(для графика)


1)Что такое музыка?

2) Для чего музыка нужна в жизни?

3) Почему человек слышит звук?

4) Как с возрастом меняется слух человека?

5) Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

6) Каких композиторов-классиков знаешь? Какие произведения музыкальной классики знаешь?

7) Как вы думаете, откуда возникла музыка?

8) Какие музыкальные направления ты знаешь?

9) Может ли музыка лечить, как?

10) Какие чувства может вызывать музыка?



Анкета №2


1)Что такое музыка?

2) Для чего музыка нужна в жизни?

3) Почему человек слышит звук?

4) Как с возрастом меняется слух человека?

5) Где ты слушаешь музыку? (Телевидение, радио, концерт, компьютер, интернет, мобильник, плеер).

6) Встречаешься ли ты с музыкой в жизни кроме школы, урока? Где?

7) Любишь ли ты петь дома? Что поешь? Напиши названия песен и исполнителей.

8) Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?

9) Какие музыкальные диски ты бы подарил другу на день рождения?

10) Ты занимаешься музыкой профессионально вне школы? Если, да то как? И для чего это тебе нужно?
11) Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

12) Любишь ли ты классическую музыку? 

13) Каких композиторов-классиков знаешь? Какие произведения музыкальной классики знаешь?

14) Как вы думаете, откуда возникла музыка?

15) Могли бы люди жить без музыки? Раскрой ответ

16) Может ли музыка лечить, как?

17) Как влияет на человека рок-музыка?

18) Какие качества важны для профессии «музыкант»?

19) Напишите профессии-специальности, связанные с музыкой

20) Композиция, которая когда-то была любимой, но теперь надоела:

21) Композиция, которую раньше не любили, а теперь нравится

22) Музыку, которую готовы слушать постоянно

23) Музыка, которая заставляет плакать:

24) Музыка, которая заставляет смеяться:

25) Какие чувства может вызывать музыка?


Приложение №2


Методика «Градусник»


До прослушивания музыки


Функциональное состояние.

1

2

3

4

5

С (самочувствие)






А (активность)






Н (настроение)








Значения цифр: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – отличное.


После прослушивания музыки


Функциональное состояние.

1

2

3

4

5

С (самочувствие)






А (активность)






Н (настроение)













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1. Наблюдения, эксперименты и открытия ученых в области музыкотерапии 
(www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile)


2. Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры»; статьи из журналов: «Чудеса и приключения» 1/96, «Будь здоров» 1/95, «Семейный доктор» 6/96, «Целительные силы» 1/96. Блейз О.С., Все о музыке; «Астрель», Балашиха, 2000.


3. Зильберквит М., Мир музыки; «Детская литература», Москва, 1988.

Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1996.


4. Кандыба Виктор Михайлович «Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного»https://turlo.narod.ru/texts/text_10_cont.html


5. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? NovayaGazeta.Ru https://www.pravda.ru/science/eureka/discoveries/17-03-2003/34059-water-1/


6. О.Н.Макеева Научно-исследовательская работа по теме: «Математическое представление музыки».

7.Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.


Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Включение изображения в форму. Элемент Image, PictureBox" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: