Администрация Бурлинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Притыкинская основная общеобразовательная школа»
«Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?..»
Разработала – учитель начальных классов
Имамбаева Галина Васильевна
2013г.
Цели и задачи:
1.Чтить память героев войны, отдавших свою жизнь за
Родину, за освобождение народов от фашизма.
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса ,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
2. Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода
Весь народ выходит как гроза.
Ведущий. Есть события , над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы , тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских войнов у стен Брестской крепости , под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Курской дуге и других славных местах В 65-раз празднует наш народ День Победы .Этот праздник остаётся радостным и трагическим. Никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатил наш народ.
3.Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Ведущий. 9 Мая. День Победы-« это праздник со слезами на глазах». 64 года прошло с того памятного .Дети родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои, дети…Война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Посмотрите на цифры вдумайтесь…. От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили,-1000км. От Москвы до Берлина, где война окончиоась,-1600км. Итого 2600км…Это если по прямой считать…Так мало, правда ? 2600км – это если поездом, то менее 4суток, самолётом- примерно 4 часа…С боями, перебежками и позком-4года.
4 года! 1418 дней . 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших соотечественников. Если по каждому погибшему из 27 мл объявить минуту молчания, страна будет молчать…43 года! 27мл 1418-это значит погибало 13 человек в минуту. Вот что такое 27 миллионов!
Война и дети..Не ничего страшнее, чем эти слова поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни , а не для смерти. А война эту жизнь отнимает…Сегодня мы увидим войну глазами детей. Представьте себе замечательный летний день, воскресенье. У детей каникулы, у их родителей-отпуск, у всех – выходной…(выходят девочка и мальчик)
Девочка: К началу второй мировой
Мы в школу ещё не ходили.
На станцию по мостовой,
Окутанный облаком пыли,
Катился ночной грузовик,
Подвода с утра грохотала,
Как будто по стёклам квартала
Хлестало из туч грозовых.
Над речкой, у самой воды,
Играл выпускник на гитаре,
Цвели задыхаясь, сады,
И низкие птицы летали.
Такая стояла пора.
Неведенье.
Детство.
Жара.
Ведущий. И вдруг — как гром среди ясного неба…
(Звучит сообщение о войне. Песня «Священная война»)
Мальчик . Отца забрали на войну.
…Мальчишка – шпингалет,
Но враз прибавила ему
Война так много лет
«Так что же, мать?
Так , значит , мать,
Я в доме голова?
Ты начинай бельё стирать
А я — колоть дрова!
Ты говоришь;
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть ,
Продай слона
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только, мама , не горюй!
Не брошу я тебя!» (А.Брагин)
Ученик. «Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной, но горечь первых отступлений, страдания под гнётом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее,- всё это было суровой начальной школой нашего поколения» (писал Евгений Евтушенко).
Ученик. Мы были серыми, как соль.
А соль – на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.
Да, мало было хлеба , света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово- «Нет!»
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Мы были бережно хранимой
Её надеждой в горький час-
И свет, и соль земли родимой,
И золотой её запас.(Л. Щасная)
Ученик. Война меня кормила из помойки,
Порешься — и что-нибудь найдёшь.
Как серенькая мышка- землеройка ,
Как некогда пронырливый Гаврош.
Зелёненький сухарик, корка сыра,
Консервных банок терпкий аромат.
В штанах колени,
Вставленные в дыры,
Как стоп — сигналы красные, горят.
И бешеные пульки
Вместо пташек
Чирикают по-своему…
И дым, как будто знамя
Молодости нашей,
Встаёт над горизонтом золотым….
(Г.Горбовский).
Ученик. «Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и были сами похожи на эти хрупкие неуверенные буковки между строками истории нашего народа» (Е. Евтушенко).
Ученик. Я учился писать…
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт…
Я учился писать,
Не спеша, с нажимом , с наклоном,
И скрипело стальное ,
Защитного цвета перо…
Я учился писать…
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали ,
Умирая в огне и дыму…
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать,
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою…
Я учился писать!
(А. Передреев).
Учитель. «Собирая колоски на полях, лекарственные растения, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов мы чувствовали себя маленькими солдатами Красной Армии, борющихся против фашистских захватчиков» (Е.Евтушенко).
Ученик. Зачем ты, война
У мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать
Мальчишки России
Подставили ящики ,чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет.
Собрал самых лучших рабочих
Директор завода,
А было рабочим-
Всего по 14лет.
В усталые лица глядело суровое время.
Ученик. Как только рабочую премию-
Банку варенья-
Пред ними , мальчишками,
Кто –то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом
В снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно
К сердцам тишины
Повеяло чем –то давно позабытым, домашним
Как будто бы не было больше на свете войны.
…Ах, банка варенья простое и верное средство
Напомнит о том,
Что ,как жизнь у людей ни горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство
И синее небо, и запах простого цветка!
Ученик. Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!..
До чего же артисты маленькие….»
Мы шагаем палатами длинными .
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандалинами
И большими пачками книг…
Что в программе?
В программе- чтение,
Пара песен военных, правильных….
Учитель. Да, мальчишки и девчонки здорово помогали в тылу. Но тысячи их было и на фронте, вместе с бойцами.
(сценка из повести В.П.Катаева «Сын полка».)
Казачок: Чего стоишь?
Ваня: Хочу и стою.
Казачок: Иди , откуда пришёл.
Ваня: Сам иди. Не твой лес…
Казачок: А вот мой!
Ваня: Как?
Казачок: Так .Здесь наше подразделение стоит.
Ваня: Какое подразделение?
Казачок: Тебя не касается. Видишь – наши кони.
Ваня: А ты кто такой?
Казачок: Знаки различия понимаешь?
Ваня: Понимаю!
Казачок: Ну так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно!
Ваня: Да! Ефрейтор! Видали мы таких ефрейторов!
Казачок: А вот представь себе, ефрейтор! Видал?
Ваня: Великое дело!
Казачок: Великое, не великое, а медаль, за боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришёл, пока цел.
Ваня: Не больно модничай. А то сам получишь.
Казачок: От кого?
Ваня: От меня.
Казачок: От тебя? Молод , брат,
Ваня : Не моложе твоего.
Казачок: А тебе сколько лет?
Ваня: Тебя не касается. А тебе?
Казачок: Четырнадцать.
Ваня: Хе! (Свистнув)
Казачок: Чего – хе!
Ваня: Так какой же ты солдат?
Казачок: Обыкновенный. Гвардейской кавалерии.
Ваня: Толкуй! Не положено.
Казачок: Чего не положено?
Ваня: Больно молод.
Казачок: Постарше тебя.
Ваня: Всё равно не положено. Таких не берут.
Казачок: А вот меня взяли.
Ваня: Как же тебя взяли?
Казачок: А вот так и взяли.
Ваня: А на довольствие зачислили?
Казачок: А как же!
Ваня: Заливаешь.
Казачок: Не имею такой привычки.
Ваня: Побожись.
Казачок: Честное гвардейское.
Ваня: И оружие дали?
Казачок: А как же! Всё что положено. Видал мою шашечку? Знатный , братец, клинок. Да это что! У меня ещё бурка есть. Бурочка что надо. Но я её только в бою надеваю.
Ваня: А меня не взяли. Сперва взяли, а потом сказали- не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.
Казачок: Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.
Ваня: Как это — за сына? За какого?
Казачок: Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.
Ваня: А ты — сын?
Казачок: Я – сын. Я, братец , у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня ещё под Смоленском приняли. Меня сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой , один раз с собой в рейд взял . Там наши казачки большой шум у фашистов шум сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб ,а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там полторы сотни набили. (Машет шашкой.)
Ваня: И ты рубал?
Казачок: Не. По правде , я не рубал. У меня тогда ещё шашки не было…
Ну и, стало быть, иди, откуда пришёл. Прощай, брат.
Ваня: Прощай!
( Уходят.)
Ученик. На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок,
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт,
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца-
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
( Зачитываются строки из дневника)
Учитель. 8 сентября 1941 года началась небывалая в истории,900-дневная оборона с суши Ленинграда. За время блокады фашисты обрушили на город 102520 зажигательных и 4653 авиабомб, выпустили около150 000 снарядов. Были убиты 16 747 и ранены 33782 мирных жителя,разрушено3000 и повреждено 7000 зданий 658 550 ленинградцев погибли от артобстрелов и голода. За стойкость и героизм в период блокады Ленинград получил звание город-герой.
Ученик. Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живёт, не ведая старенья
И гласит
Про наши времена!
Учитель. Теперь, я думаю, вы можете представить себя на месте тех ребят, которым выпала трудная судьба – жить на войне, но и завидная доля – защищать свою Родину.
(Выходят дети с портретами пионеров-героев)
Ученик. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим , не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стройные мужчины,
Девочки достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь ,а впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами , в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
(Песня «Шёл Ленинградский паренёк»)
Ученик. Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет ,ни книг
Здесь чей-то сын и чей-то милый
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
….Они прикрыли жизнь собою,-
Жить начинавшие едва,
Чтоб небо было голубое,
Была зелёная трава.
Учитель. Более 20миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы были не напрасными, фашисты были разбиты. 9Мая 1945года . Всё небо взорвалось салютом долгожданной победе.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края;
Мир победил! Окончена война!
Уже нигде не затемняли света
В промышленной Европе города.
Ценою крови куплена Победа,
Пусть это помнит шар земной всегда!
(Звучит песня «День Победы»)
Список использованной литературы:
Учебно – методический комплект «Сценарии школьных праздников» Издательство «Экзамен». Москва 2007г.
2. Журнал «Читаем, учимся, считаем», № 3 2007 год
3. Журнал «Начальная школа № 2005г.№6