«Образ русского поля в искусстве
и литературе»
Урок — беседа
для 6 классов
Подготовила учитель музыки МБОУ «СОШ №32 г. Энгельса Саратовский области»
Русанова Юлия Анатольевна
i
г. Энгельс
2014 г.
Цель: Показать как разные виды искусств, используя различные выразительные средства, едины в своем стремлении выразить прекрасные человеческие чувства.
Задачи:
Познакомить учащихся, с произведениями Чайковского (концерт №1, симфония №5), Глинки (ария Руслана) обобщить ранее изученный материал.
Учить ребят эстетическому восприятию произведений разных видов искусств, эмоционально увлечь их.
Воспитывать патриотизм, гуманизм, чувство любви к Родине.
Ход урока:
Дети входят под музыку песни «Моя Россия»
Приветствие: «Всем, всем добрый день!»
Распевание
Исполнение песни «Привет, Россия» ком. Евгения Четверикова на стихи поэта Николая Рубцова.
Ребята! Я не зря начала урок именно с этой песни «Привет, Россия». Ведь любовь к Родине, к отчему краю — одна из основных тем твочрества композиторов, художников, поэтов и писателей. И многие из них свою любовь выразили в образе поля, потому что поле, пашня, степь, рожь — всегда были символами нашей Родины, символом мира, борьбы и свободы. И давайте вместе проследим как выразительные возможности слова, поэзии, музыки и живописи тесно переплетаются в чувстве любви к Родине, отчему краю. Тема нашего урока «Образ русского поля в искусстве и литературе».
«О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце — день вчерашний,
А в сердце светит Русь»
* * *
Под небом синим
Поле чистое,
От снега все белым-бело.
Деревья мелкие кустистые
Аж по макушки замело.
* * *
Ах, поле, поле подмосковное,
Пусть ветер жжет невмоготу,
Пусть нынче ты чернеешь, ровное,
А завтра ты опять в цвету.
От первых желтеньких беретиков
До буйных трав, до спелых нив.
Живешь, сердца заполонив.
* * *
Иду, плыву я стежкой — кромкою
По золотой твоей волне,
Иду я с песнею негромкою
Со всей землей наедине.
Давайте прослушаем песню «Русское поле» муз. Френкеля, стихи поэта Гоффа. И ответьте на вопрос «Какие чувства хотели передать нам композитор и поэт?» (Гордость, покой, любовь, надежду на лучшее)
Человек сравнивает свою жизнь с полем, а мелодия проста и задушевна, как и идущие из глубины души стихи. А с какой картиной перекликается настроение песни? Правильно! С картиной Шишкина «Рожь», потому что и в песне и в картине выражено чувство любви к Родине — васильковая гладь неба и обильное золото хлеба и широкое поле, бескрайняя степь — такие же открытые, необъятные как русский характер. Русское поле — это песня. Недаром мы говорим о песенности русских пейзажей. А песня это душа народа.
Русская народная песня «Ах, ты степь широкая» — исполнение.
Эту песню очень любили народные герои Емельян Пугачев, Степан Разин. А вы не догадываетесь почему? (Они очень любили свободу, вольную жизнь) и в песне мы слышим затаенную грусть и вместе с тем порыв к свободной, вольной жизни.
Русское поле это олицетворение красоты русской природы. Недаром образ русской степи вдохновлял поэтов, художников, композиторов во все времена. Сколько прекрасных строк мы находим в поэзии. (Читают стихи).
А как прекрасны изображения поля, степи у художника Шишкина.
Глядя на эти картины, давайте перенесемся в поля, полные колосьев ржи и ощутим прекрасную свежесть и благоухание степных трав. У нас прекрасное настроение и мы резвимся от души и поем песню «Прекрасное далеко». Молодцы!
А вот как удивительно ярко и красочно описал утреннее пробуждение степи великий русский писатель А.П.Чехов.
«…Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов… Солнце уже выглянуло и тихо, без хлопот, принялось за свою обычную работу… и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой».
Слушание II ч. концерта №1 П.И.Чайковского.
Ребята, музыка какого композитора прозвучала сейчас? Почему?
(Характер — песенный, интонация русской народной песни)
Что это за жанр?
(Концерт)
Дайте определение.
(Концерт — крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента, состоящий из трех частей).
Что вы увидели в музыке?
Да поле знало не только мир, не только тяжесть спелых колосьев хлеба. Тяжко было от мертвых тел вчерашних хлеборобов. Не раз становилось мирное поле брани, войны.
«Трепещет витязь поневоле:
Он видит старой битвы поле,
Вдали все пусто; здесь и там
Желтеют кости по холмам,
Разбросаны колчаны, латы,
Где сбруя, где заржавый щит.
В костях руки здесь меч лежит,
Лежит недвижный. Копья, стрелы
В сырую землю вонзены,
И мирный плющ их обвивает.
Ничто безмолвной тишины
Пустыни сей не возмущает…
Пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила» с большой силой действуют на воображение, вызывая в нем яркие «зримые» и «слышимые» образы. Вот как услышал образ мертвого поля М. И. Глинка и отобразил это в опере «Руслан и Людмила». / Ария Руслана «О поле, поле» слушание/ Свои чувства передайте в цветовой гамме. Покажите друг другу. Здесь нет уже светлых, ликующих красок мирного поля. В музыке та же свинцовая тяжесть давящего на поле оружия.
Но поле было свидетелем и победных сражений. Вспомните покрытые боевой славой легендарные поля Куликовское и Бородинское, поле под Полтавой, поля сражений Великой Отечественной войны. Прекрасны лермонтовские строки:
«Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!»
И в песне, которую мы сейчас разучим «Баллада о солдате», муз. Соловьева-Седого, на слова Матусовского, главный победитель простой солдат, который сражался за мир, за мирное поле хлебороба.
Разучивание песни
Эта песня — песня о победе на полях Великой Отечественной Войны и она созвучна с пятой симфонией П. И. Чайковского, которую Чайковский создал во время своего творческого рассвета. И в песне и в симфонии одна и та же мысль — это гимн борцу, отстаивающему свободу Родины.
Дайте определение симфонии.
Симфония — …
По словарю эстетических эмоций опишите настроение музыки.
Работа со словарем.
Молодцы!
Как вы увидели, ребята, у каждого вида искусства есть богатые выразительные возможности, но есть и какой-то предел. Ни одно словесное описание не может передать все богатство партии, всю силу ощущения мира большим художником. И очень трудно, и иногда просто невозможно найти слова для описания определенных чувств, переживаний человека. «Где кончаются слова — начинается музыка», — говорил П.И.Чайковский. Но все же невозможно представить искусства, живущие отдельно, изолированно друг от друга. Они постоянно взаимопроникают, обогащают друг друга.
Вслушайтесь в музыку «Вокализа» Рахманинова и стихи Есенина и вы поймете, как музыка Рахманинова помогает нам глубже ощутить красоту есенинских строк, как поистине дружат слово, музыка и краски. Они, сливаясь, раскрывают богатство родной природы, учат любить Отчизну.
«Вокализ» — исполнение.
«Спит ковыль. Равнина дорогая
и свинцовой тяжести полынь»
Никакая Родина другая
Не вольют мне в грудь мою теплынь.
Вывод: В виде музыкальной угадайки ответьте на вопрос «Какие музыкальные произведения помогли нам раскрыть тему нашего урока, помогли создать образ русского поля? Какая репродукция подходит?»
Молодцы! Оценки за урок.
Д/з. Попробуйте составить кроссворд из произведений, звучащих на уроке.
Песня «Моя Россия»
Список использованных источников:
1. https://www.chitalnya.ru/work/1006211/
2. https://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/402/ПОЛЕ
3. https://www.litra.ru/composition/get/coid/00045101184864033107/