Конспект урока-беседы на тему «Образ русского поля в искусстве и литературе.» 6 класс













«Образ русского поля в искусстве

и литературе»








Урок — беседа

для 6 классов










Подготовила учитель музыки МБОУ «СОШ №32 г. Энгельса Саратовский области»

Русанова Юлия Анатольевна







i

г. Энгельс

2014 г.

Цель: Показать как разные виды искусств, используя различные выразительные средства, едины в своем стремлении выразить прекрасные человеческие чувства.


Задачи:

  • Познакомить учащихся, с произведениями Чайковского (концерт №1, симфония №5), Глинки (ария Руслана) обобщить ранее изученный материал.

  • Учить ребят эстетическому восприятию произведений разных видов искусств, эмоционально увлечь их.

  • Воспитывать патриотизм, гуманизм, чувство любви к Родине.



Ход урока:

Дети входят под музыку песни «Моя Россия»

  • Приветствие: «Всем, всем добрый день!»

  • Распевание

  • Исполнение песни «Привет, Россия» ком. Евгения Четверикова на стихи поэта Николая Рубцова.

Ребята! Я не зря начала урок именно с этой песни «Привет, Россия». Ведь любовь к Родине, к отчему краю — одна из основных тем твочрества композиторов, художников, поэтов и писателей. И многие из них свою любовь выразили в образе поля, потому что поле, пашня, степь, рожь — всегда были символами нашей Родины, символом мира, борьбы и свободы. И давайте вместе проследим как выразительные возможности слова, поэзии, музыки и живописи тесно переплетаются в чувстве любви к Родине, отчему краю. Тема нашего урока «Образ русского поля в искусстве и литературе».


«О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце — день вчерашний,

А в сердце светит Русь»


* * *

Под небом синим

Поле чистое,

От снега все белым-бело.

Деревья мелкие кустистые

Аж по макушки замело.


* * *

Ах, поле, поле подмосковное,

Пусть ветер жжет невмоготу,

Пусть нынче ты чернеешь, ровное,

А завтра ты опять в цвету.

От первых желтеньких беретиков

До буйных трав, до спелых нив.

Живешь, сердца заполонив.


* * *

Иду, плыву я стежкой — кромкою

По золотой твоей волне,

Иду я с песнею негромкою

Со всей землей наедине.


Давайте прослушаем песню «Русское поле» муз. Френкеля, стихи поэта Гоффа. И ответьте на вопрос «Какие чувства хотели передать нам композитор и поэт?» (Гордость, покой, любовь, надежду на лучшее)

Человек сравнивает свою жизнь с полем, а мелодия проста и задушевна, как и идущие из глубины души стихи. А с какой картиной перекликается настроение песни? Правильно! С картиной Шишкина «Рожь», потому что и в песне и в картине выражено чувство любви к Родине — васильковая гладь неба и обильное золото хлеба и широкое поле, бескрайняя степь — такие же открытые, необъятные как русский характер. Русское поле — это песня. Недаром мы говорим о песенности русских пейзажей. А песня это душа народа.


Русская народная песня «Ах, ты степь широкая» — исполнение.

Эту песню очень любили народные герои Емельян Пугачев, Степан Разин. А вы не догадываетесь почему? (Они очень любили свободу, вольную жизнь) и в песне мы слышим затаенную грусть и вместе с тем порыв к свободной, вольной жизни.

Русское поле это олицетворение красоты русской природы. Недаром образ русской степи вдохновлял поэтов, художников, композиторов во все времена. Сколько прекрасных строк мы находим в поэзии. (Читают стихи).

А как прекрасны изображения поля, степи у художника Шишкина.

Глядя на эти картины, давайте перенесемся в поля, полные колосьев ржи и ощутим прекрасную свежесть и благоухание степных трав. У нас прекрасное настроение и мы резвимся от души и поем песню «Прекрасное далеко». Молодцы!

А вот как удивительно ярко и красочно описал утреннее пробуждение степи великий русский писатель А.П.Чехов.

«…Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов… Солнце уже выглянуло и тихо, без хлопот, принялось за свою обычную работу… и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой».

Слушание II ч. концерта №1 П.И.Чайковского.

Ребята, музыка какого композитора прозвучала сейчас? Почему?

(Характер — песенный, интонация русской народной песни)

Что это за жанр?

(Концерт)

Дайте определение.

(Концерт — крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента, состоящий из трех частей).

Что вы увидели в музыке?

Да поле знало не только мир, не только тяжесть спелых колосьев хлеба. Тяжко было от мертвых тел вчерашних хлеборобов. Не раз становилось мирное поле брани, войны.


«Трепещет витязь поневоле:

Он видит старой битвы поле,

Вдали все пусто; здесь и там

Желтеют кости по холмам,

Разбросаны колчаны, латы,

Где сбруя, где заржавый щит.

В костях руки здесь меч лежит,

Лежит недвижный. Копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает.

Ничто безмолвной тишины

Пустыни сей не возмущает…


Пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила» с большой силой действуют на воображение, вызывая в нем яркие «зримые» и «слышимые» образы. Вот как услышал образ мертвого поля М. И. Глинка и отобразил это в опере «Руслан и Людмила». / Ария Руслана «О поле, поле» слушание/ Свои чувства передайте в цветовой гамме. Покажите друг другу. Здесь нет уже светлых, ликующих красок мирного поля. В музыке та же свинцовая тяжесть давящего на поле оружия.

Но поле было свидетелем и победных сражений. Вспомните покрытые боевой славой легендарные поля Куликовское и Бородинское, поле под Полтавой, поля сражений Великой Отечественной войны. Прекрасны лермонтовские строки:

«Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!»

И в песне, которую мы сейчас разучим «Баллада о солдате», муз. Соловьева-Седого, на слова Матусовского, главный победитель простой солдат, который сражался за мир, за мирное поле хлебороба.


Разучивание песни

Эта песня — песня о победе на полях Великой Отечественной Войны и она созвучна с пятой симфонией П. И. Чайковского, которую Чайковский создал во время своего творческого рассвета. И в песне и в симфонии одна и та же мысль — это гимн борцу, отстаивающему свободу Родины.

Дайте определение симфонии.

Симфония — …

По словарю эстетических эмоций опишите настроение музыки.

Работа со словарем.

Молодцы!

Как вы увидели, ребята, у каждого вида искусства есть богатые выразительные возможности, но есть и какой-то предел. Ни одно словесное описание не может передать все богатство партии, всю силу ощущения мира большим художником. И очень трудно, и иногда просто невозможно найти слова для описания определенных чувств, переживаний человека. «Где кончаются слова — начинается музыка», — говорил П.И.Чайковский. Но все же невозможно представить искусства, живущие отдельно, изолированно друг от друга. Они постоянно взаимопроникают, обогащают друг друга.

Вслушайтесь в музыку «Вокализа» Рахманинова и стихи Есенина и вы поймете, как музыка Рахманинова помогает нам глубже ощутить красоту есенинских строк, как поистине дружат слово, музыка и краски. Они, сливаясь, раскрывают богатство родной природы, учат любить Отчизну.

«Вокализ» — исполнение.

«Спит ковыль. Равнина дорогая

и свинцовой тяжести полынь»

Никакая Родина другая

Не вольют мне в грудь мою теплынь.


Вывод: В виде музыкальной угадайки ответьте на вопрос «Какие музыкальные произведения помогли нам раскрыть тему нашего урока, помогли создать образ русского поля? Какая репродукция подходит?»

Молодцы! Оценки за урок.

Д/з. Попробуйте составить кроссворд из произведений, звучащих на уроке.

Песня «Моя Россия»



Список использованных источников:


1. https://www.chitalnya.ru/work/1006211/


2. https://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/402/ПОЛЕ


3. https://www.litra.ru/composition/get/coid/00045101184864033107/


4. https://muzofon.com/search/песня%20русское%20поле

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса «Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: