Автономное Образовательное Учреждение
Дополнительного образования детей
Детская школа искусств г. Конаково
Муниципального образования « Конаковский район»
Конспект урока для 1 класса
«Музыкальное путешествие»
Подготовила преподаватель эстетического
отделения Полтавец Ирина Владимировна
Конаково
2014 г.
Цель:
Развивать творческую и познавательную активность. Расширять знания об окружающем мире через активацию жизненного опыта ребёнка. Закрепить знания и представления детей о сезонных изменениях в природе и умения устанавливать простейшие связи между ними.
Задачи:
• Активизировать познавательный интерес детей к музыке, их чувства и эмоции. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
• Совершенствовать умения детей выражать свое настроение словами, интонацией, мимикой, движениями. Поддерживать у детей стремление к творческому самовыражению;
• Создать радостную эмоциональную атмосферу и приподнятое настроение для восприятия музыкально-художественных произведений, условий для музыкально-творческой активности.
• Знакомство с регистрами, ладами, игра на шумовых музыкальных инструментах.
Оборудование:
Маски (3 поросенка, волк, лиса, зайчата, мышка, кошка, пес, 3 медведя), игрушки: мышка, кошка, карточки мажор и минор ( круглые, мажор в виде смайлика, минор – обиженный), колокольчики, металлофон, ложки, маракасы, бубен, барабан, магнитофон, музыкальные записи, ноутбук, фортепиано, синтезатор)
Ход занятия:
Преподаватель: Здравствуйте ребята! (поёт)
Дети: Здравствуйте, учитель! (поют)
Преподаватель: Так как у нас урок музыки, то мы будем сегодня петь и играть на музыкальных инструментах.
Преподаватель: Вы любите путешествовать?
Ответы детей:
Преподаватель: Мы сегодня будем путешествовать, но для начала распоемся.
Распевка « На птичьем дворе» (по принципу « Эхо) – сначала поет преподаватель, затем – дети. (Можно показывать слайды или рисунки птиц на птичьем дворе)
Мои уточки с утра:
«Кря-кря-кря, кря-кря — кря!»
Мои гуси у пруда:
«Га-га-га, га-га-га!»
Мои курочки в окно:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»
Ну а Петя поутру
Нам споет: « Ку-ка-ре-ку!» (Музыка И. Рыбкиной, слова народные)
Преподаватель: Путешествовать мы будем на поезде, а теперь нам нужно выбрать машиниста и мы начнем путешествовать.
Дети выбирают машиниста (ребенок надевает маску пса) и встают « Паровозиком». Встали, поехали и поют все вместе:
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом Рыжий пес! (Музыка Г. Эрнесакса, аранжировка З. Елкиной)
Преподаватель: Стоп!
Первая станция: « Три поросенка»
(Пальчиковая гимнастика)
« Дом и ворота»
На полянке дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем!
« В домике»
Стол стоит на толстой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот такой я видел дом! (Ткаченко Т.А.)
Игра «Музыкальные регистры» или « Полянка» (так понятнее детям.) Дети сами выбирают Волка и Лису, остальные Зайчата (можно надеть на всех маски). Преподаватель играет веселую полечку ( в верхнем регистре) – пляшут Зайчики на полянке. Вдруг… выбегает Волк (мелодия звучит в низком регистре), Зайчата прячутся (закрывают лицо ладошками), кто не успел «спрятаться» — того Волк забирает. Снова Зайчата веселятся на полянке. Появляется Лиса и поет песню (в среднем регистре), одновременно ловит Зайчат.
Песня Лисы:
Я хитрая Лиса,
Люблю я чудеса,
Я Зайчиков ловлю,
И песенку пою!
(Детям очень нравится эта игра, они готовы играть в нее бесконечно).
Преподаватель: А почему же станция называется « Три поросенка»? Ответы детей…
Преподаватель: Да вот же дом, который построили поросята (о котором говорилось в пальчиковой гимнастике). Ребята, давайте споем песню про поросят. Песня «Три поросенка» (Д. Уотт) (Дети надевают маски волка и поросят и поют песню).
Поехали дальше.
Поём: «Едет паровоз»
Преподаватель: Стоп!
Вторая станция «Музыкальная пауза»
Ребята, а кто знает, что такое « Пауза?»
Ответы детей….
Преподаватель: Повторяем все вместе:
Пауза – это знак молчания,
Или проще говоря:
Перерыв звучания!
Игра с колокольчиками. (Детям раздаются маленькие колокольчики. Звучит музыка, дети бегают и звенят колокольчиками. Как только музыка прекращается – дети останавливаются и не звенят – слушают « тишину», показав пальчиком возле рта. Повторяется несколько раз).
Физкультминутка “Три медведя”.
“Три медведя шли домой (Ходьба на месте вразвалочку)
Папа был большой – большой (руки вверх, потянуться)
Мама с ним поменьше ростом (руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто (присесть)
Очень маленький он был (покачаться в стороны)
С погремушками ходил (встать, руки перед грудью, сжать кулаки)
Динь-динь, дзинь-дзинь!” (Имитация игры с погремушками). (Побединская И. В. )
Преподаватель: Поехали дальше.
Поём: «Едет паровоз».
Стоп!
Третья станция «Мышкино». Ребята, посмотрите какая любознательная мышка к нам навстречу бежит (можно показать игрушку, можно маску Мышки надеть на ребенка)
Музыкальная пальчиковая гимнастика « Часы»
Мышь полезла в первый раз,
Посмотреть который час?
Вдруг часы сказали: «Бом!»
Мышь скатилась кувырком!
Мышь полезла второй раз,
Посмотреть который час?
Вдруг часы сказали: «Бом! Бом!»
Мышь скатилась кувырком!
Мышь полезла в третий раз,
Посмотреть который час?
Вдруг часы сказали: «Бом! Бом! Бом!»
Мышь скатилась кувырком! (Е. Железнова)
Пальчиковая гимнастика « Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает
Головой она кивает,
Каркает: « Вот и обед!»
Глядь — а червячков уж нет! (Е. Железнова)
Преподаватель: Поехали дальше.
Поём: «Едет паровоз».
Стоп!
Четвертая станция…Кто догадался?
Ответы детей…
Преподаватель: Если существует станция « Мышкино», то значит есть станция ….. «Кошкино»
или «Киска» (достаем игрушку котенка). Поем песню.
Киска, киска,
Кис-кис-кис!
С нами рядышком садись.
Убери царапки
В мягонькие лапки!
Киска, киска,
Кис-кис-кис!
С нами рядышком садись.
На тебе в ладошке
Молочка немножко! ( Гомонова Е. А. )
Преподаватель: Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие? Ответы детей.
Преподаватель: Тогда поехали дальше!
Поём: «Едет паровоз».
Стоп!
Пятая станция: «Угадай-ка»
Какое сейчас время года? – Дети: Осень
Какие приметы осени вы знаете? – Дети перечисляют.
Давайте послушаем как на фортепиано звучит гром, дождь, солнышко, как листики шуршат.
А теперь попробуем угадать, что же я играю и пытаюсь изобразить? Дети отгадывают на слух.
( капельки дождя играют на металлофоне)
Еще я вас хотела познакомить с 2 братьями:
Мажор – веселый, жизнерадостный
Минор — грустный, печальный
(преподаватель показывает карточки мажора и минора, играет на фортепиано, как «поет» каждый из братьев. Затем раздает каждому ребенку по 2 карточки с изображениями мажора и минора. Преподаватель по очереди играет различную музыку. Дети, отгадывая кто « поет» песенку– поднимают нужную карточку. Все вовлечены в познавательно – игровой процесс одновременно, а преподаватель видит, кто сразу определяет лады)
Преподаватель: Молодцы, ребята! Поехали дальше!
Поём: «Едет паровоз».
Стоп!
Шестая станция: «Играй-ка»
Звуки это все, что мы слышим вокруг нас. Их очень много и все они такие разные. Даже, когда нам кажется что вокруг тихо, все равно вокруг нас звучат звуки — надо только внимательно прислушаться. Есть звуки музыкальные и шумовые.
Все на свете люди знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки ШУМОВЫЕ.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стуки —
МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки! (Королева Е.А.)
Шумовые звуки — это шуршание, треск, скрип, стук. В этих звуках нельзя определить высоту. Барабан, тарелки, трещотки, ложки прекрасно издают шумовые звуки. В музыке шумовые звуки используются для создания дополнительных эмоций и впечатлений.
Давайте поиграем. Изобразите:
Как стрекочет сверчок?
Как шипит змея?
Как жужжит муха?
Как зудит комар?
Как мяукает кошка?
Как кричит ишак?
Как мычит корова?
Подумайте, какие это звуки и почему.
Ответы детей.
Преподаватель: Я вас познакомлю с такими музыкальными инструментами, как металлофон, ложки, маракасы, бубен, барабан.
Шумовые инструменты
Не заставят нас скучать
Очень шумные моменты
Им придется исполнять!
Попробуем создать свой шумовой оркестр. Для начала прохлопываем в ладоши ритм, а затем раздаю инструменты. Дети играют на разных инструментах, преподаватель играет любую р.н.п. или польку.
Преподаватель: Какие вы молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Перед тем как отдохнуть, сделаем зарядку:
Мы играем на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой – топ, топ!
Правой ножкой – топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились,
За мысочки уцепились!
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько!
А потом мы отдохнем,
Посидим и спать пойдем.
Преподаватель: Ребята, понравилось вам путешествовать?
Ответы детей…
Преподаватель: Давайте попрощаемся и споем:
До свидания, ребята! (пропевает)
Дети: До свидания, учитель! (пропевают)
Список использованной литературы:
1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Москва.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
2. Гомонова Е.А., Музыкальный фейерверк, Ярославль: Академия развития, 2008
3. Горбина Е.В., Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей Ярославль: Академия развития; Владимир: 2008
3. Горбина Е.В., Музыкальный материал к праздникам в детском саду Ярославль: Академия развития, 2007
4. Е. и С. Железновы «Музыка с мамой» — диски DVD, 2006
5.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001