Тема раздела: Музыка народов мира
Тема урока: «И светлую музыку Грига услышали ваши сердца?»
Класс: 3
Цель урока: Познакомить с музыкальными фрагментами сюиты «Пер Гюнт», эмоционально отзываться на музыку, анализировать сравнивать разные музыкальные образы, выразительно исполнять вокальные произведения композитора.
Цели и задачи урока.
Образовательные задачи:
1.Познакомить с фрагментами из сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Э.Грига.
2. Научить сравнивать и сопоставлять разную музыку в разном исполнении.
3.Показать пластичность музыки Грига в одноимённом балете.
4. выразительно исполнять вокальные произведения Э. Грига.
5. Узнавать мелодии Э. Грига по начальной интонации.
Развивающие задачи:
1. Развивать музыкальный вкус.
2.Развивать музыкальный слух и чистоту интонации.
3.Добиваться музыкальной отзывчивости
4. Формирование музыкальной культуры
Воспитательные задачи:
1.Воспитание бережного отношения, любви к лучшим образцам мирового искусства.
2.Умение работать в группах.
3. Выслушивать ответы товарищей и давать им оценку
Музыкальный материал:
«Сердце поэта»- видеоряд природа Норвегии, портреты Э.Грига
«Утро» видеофрагмент, распевание главной интонации
«Заход солнца» романс выразительное исполнение
«Песня Сольвейг» в исполнении ученицы школы-видео, хоровое исполнение произведения.
«В пещере горного короля» — видеофрагмент и балета «Пер Гюнт»
«Шествие гномов»- видеофрагмент балета.
«Танец Анитры» — видеофрагмент балета
Инсценировка фрагмента драмы Г.Ибсена.
Оборудование: мультимедиа, синтезатор, репродукции картин Н.Рериха на тему Драмы Э.Грига и Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Ход урока
Организационный этап
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности
Традиционное музыкальное приветствие: «Здравствуйте ученики — Здравствуйте учитель», заменяется на исполнение главной интонации «Утро» Грига:
Солнышко всходит,
И небо светлеет,
Природа проснулась,
И утро пришло.
Ребята узнают знакомую интонацию, называют композитора и перед ними на экране видео с прекрасными норвежскими пейзажами. Ребята называют страну, знакомые произведения Э. Грига.
Обобщение и систематизация знаний
Вопрос учителя: «Как вы считаете, почему музыка «Утро» стало одним из популярных произведений мировой классики.
Звучит фрагмент музыки «Утро»
Ответы детей
— Как музыка рассказала нам о времени суток?
(музыка рисовала нам утренними красками инструментов — пастуший рожок, в оркестре — это английский рожок, пение птиц — флейта, восход солнца – усиление динамики….)
На экране иллюстрации Н.Рериха, изображение Сольвейг.
— На прошлом уроке мы познакомились с этой героиней. Да, это Сольвейг, девушка, которая ждала Пера долгие годы, расскажите о её музыке.
Ответы детей
— Эту музыку любят исполнять многие музыканты, но сегодня я хочу познакомить вас с талантливой ученицей нашей школы Ангелиной Шитковой. На экране видео в её исполнении.
Отзывы детей об исполнении
— Исполним эту прекрасную мелодию
Звучит главная интонация мелодии «В пещере горного короля» (синтезатор).
Учащиеся
называют произведение,
выясняют динамическое,
тембровое развитие музыки.
Видеофрагмент балета «Пер Гюнт»
Учащиеся отвечают на вопрос:
Удалось ли в балете передать характеры героев?
На экране изображение гномов. Дети смотрят видеофрагмент «Шествие гномов» из балета «Пер Гюнт»
Учащиеся
называют музыку;
обращают внимание на то, как дочь горного короля стремилась остаться с Пером, а он даже разорвал цепи.
— Восточные странствия Пера приводят к прекрасной танцовщице Анитре. Сегодня она нам покажет свой танец в балете.
Видеофрагмент «Танец Анитры»
Учащиеся
обсуждают характер музыки,
необычный тембр,
струнные пиццикато – прием извлечения звука щипком пальцами на струнном смычковом инструменте, а не смычком.
— Посмотрите, как Анитра в балете манила к себе Пера. И снова Пер ушёл искать счастье. А Сольвейг всё ждала…Давайте посмотрим небольшой фрагмент из произведения Генриха Ибсена «Пер Гюнт», для которого Эдвард Григ и написал свою бессмертную музыку. Тая и Серёжа сегодня выступят в роли Пера и Сольвейг.
Театрализация
Пер Гюнт.
Всех больше жаль другую. Сольвейг! Сольвейг!…
Ты золото, ты солнышко моё!
Сольвейг.
Идёшь ты, Пер?..
Пер Гюнт.
Придётся подождать тебе. Стемнело. А ноша будет тяжела моя.
Сольвейг.
Постой, я помогу. Разделим ношу.
Пер Гюнт.
Нет, нет, останься! Я один снесу.
Сольвейг.
Ну, хорошо, но не ходи далёко.
Пер Гюнт
Имей терпенье, девушка! Далёко иль близко — подождёшь.
Сольвейг (кивая ему в след) Я подожду
Здесь мы видим уверенного в себе Пер Гюнта, а после своих странствий, потерь, неудач, главный герой наконец находит смысл своей жизни:
Пер Гюнт.
Где был «самим собой» я – таким,
Каким я создан был, — единым, цельным,
С печатью божьей на челе своём?
Сольвейг.
В надежде, вере и любви моей.
— Так Сольвейг вернула Перу веру, надежду и саму жизнь…
Эдвард Григ в своих произведениях всегда восхищался природой родной Норвегии. Примером одного из прекрасных музыкальных пейзажей может служить романс «Заход солнца». Давайте вспомним эту музыку. Работа над вокально-хоровыми навыками.
Учащиеся исполняют романс «Заход солнца»
Итог урока
— Сегодня на уроке снова звучала музыка Э. Грига.
— Назовите произведения композитора, которые вы услышали.
— А было ли что-то новое в исполнении музыки. (ответы детей)
— Сегодня вы увидели балетные сцены на музыку Грига, услышали песню Сольвейг в исполнении нашей выпускницы. Мы увидели сцену из драмы Ибсена, а самое главное, ещё раз убедились в красоте музыки Грига.
— Теперь давайте попробуем спеть главные интонации знакомых произведений.
(Учитель называет музыкальное произведение, учащиеся исполняют хором или соло).