3 КЛАСС
Тема: Элементы музыкальной речи
(средства музыкальной выразительности).
Обобщающий урок.
Цель
На музыкальных примерах закрепить основные понятия элементов музыкальной речи.
Проблема
Как средства музыкальной выразительности помогают выразить чувства и переживания в музыке и изобразить, сделать видимой любую проблему музыкальной истории.
Музыкальный материал
Э.Григ « В пещере горного короля» динамическое развитие
П.И. Чайковский «Апрель»
Слушание:
М. Теодоракис «Сиртаки» ( темп, развитие)
М.Глинка «Марш Черномора» (регистры динамический контраст)
Исполнение:
«Песня-спор»
«Урок сольфеджио»
«Прадедушка»
Разучивание:
Хор из оперы «Муха-цокотуха»
Организационный момент
Вход под музыку П.Чайковского Вальс (из «Детского альбома»)
Стихи под музыку «Апрель» (времена года):
Тихо тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речкой пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдоль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой
И зовут нас за собой.
Эта музыка еще не звучала на нашем уроке, но вы скорее всего сможете назвать композитора, которого считают певцом русской природы, русской души, создавшего музыкальные произведения, известного во всем мире. Его музыка-визитная карточка нашей музыкальной классики, её любят люди разных стран.
Стихи:
Льется музыка рекой,
Вьется нотною строкой
Снова звуков половодье
Захлестнуло все вокруг
И кораблики мелодий
Выплывают из под рук.
Чтобы музыка раскрыла нам свои тайны и секреты, нужно понимать язык, на котором она с нами общается.
У каждого музыкального произведения есть свои особенные черты, свое развитие, ведь музыка не стоит на месте, она живет, развивается во времени.
Обычно, первый вопрос, когда мы знакомимся с новой музыкой.
Какая она была? То есть ее характер, настроение
Какая была музыка в пьесе П.И.Чайковского «Апрель»?
Слушание:
А теперь послушайте и определите особенность и неповторимость музыки М. Теодоракиса «Сиртаки».
Меняется, развивается темп, а еще ярко слышна танцевальность.
Это уже жанровая особенность этого произведения.
Слушание:
Следующая музыка приведет нас в сказку, где встречаются часто недобрые , таинственные зловещие герои «В пещере горного короля» (Э.Григ).
В чем особенность этого произведения? Динамическое развитие,
а еще сначало слышен марш который постепенно превращается в дикую пляску.
Исполнение:
Чтобы определить следующую музыкальную краску, исполним песню «Капитан».
Обратите внимание, как звучит припев и куплет, в чем особенность и как достигается эмоциональная яркость и выразительность (мажор, минор)
Слушание:
Следующая музыкальная краска ждет нас в сказочном дворце Черномора.
Чтобы показать слушателям одновременно и красоту восточного дворца этого героя и его комичность, злобность, серьезность, М.Глинка использует все ярчайшие возможности музыкального языка.
«Марш Черномора»
Его отличает маршевость, смена регистров, изобразительность (звон колокольчиков и тд).
Презентация: проверка усвоенных знаний , закрепление.
Исполнение:
«Прадедушка» (маршевость, строгость, торжественность, гордость)
Вывод:
Разнообразие средств музыкальной выразительности делает каждое музыкальное произведение особенным, неповторимым, ярким и выраительным.
Слайд | Содержательные линии + методические приемы + формы организации учебной деятельности Тема урока: Элементы музыкальной речи, средства музыкальной выразительности. Цель урока: На музыкальных примерах закрепить основные понятия элементов музыкальной речи. Проблема:Как средства музыкальной выразительности помогают выразить чувства и переживания в музыке и изобразить, сделать видимой любую проблему музыкальной истории. | |
Учитель | Ученик | |
1 слайд | Тихо, тихо сядем рядом, Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, Разноцветном, расписном. И раздвинутся вдруг стены, Вся земля видна вокруг: Плещут волны речкой пенной, Чутко дремлют лес и луг. Вдоль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой И зовут нас за собой. |
|
2 слайд
| Эта музыка еще не звучала на нашем уроке, но вы скорее всего сможете назвать композитора, которого считают певцом русской природы, русской души, создавшего музыкальные произведения, известного во всем мире. Его музыка — визитная карточка нашей музыкальной классики, её любят люди разных стран. | Чайковский |
3 слайд | Льется музыка рекой, Вьется нотною строкой Снова звуков половодье Захлестнуло все вокруг И кораблики мелодий Выплывают из под рук.
|
|
4 слайд | Чтобы музыка раскрыла нам свои тайны и секреты, нужно понимать язык, на котором она с нами общается. У каждого музыкального произведения есть свои особенные черты, свое развитие, ведь музыка не стоит на месте, она живет, развивается во времени. Обычно, первый вопрос, когда мы знакомимся с новой музыкой. Какая она была? То есть ее характер, настроение. Какая была музыка в пьесе П.И.Чайковского «Апрель»?
| Музыка весенняя, ясная, все в движении… |
5 слайд | Слушание: Меняется, развивается темп, а еще ярко слышна танцевальность. Это уже жанровая особенность этого произведения.
|
|
6 слайд | Слушание: Следующая музыка приведет нас в сказку, где встречаются часто недобрые, таинственные зловещие герои «В пещере горного короля» (Э.Григ). В чем особенность этого произведения? Динамическое развитие, а еще сначала слышен марш который постепенно превращается в дикую пляску.
|
|
8 слайд | Исполнение: Обратите внимание, как звучит припев и куплет, в чем особенность и как достигается эмоциональная яркость и выразительность (мажор, минор)
|
|
9 слайд | Слушание: Следующая музыкальная краска ждет нас в сказочном дворце Черномора. Чтобы показать слушателям одновременно и красоту восточного дворца этого героя и его комичность, злобность, серьезность, М.Глинка использует все ярчайшие возможности музыкального языка. «Марш Черномора» Его отличает маршевость, смена регистров, изобразительность (звон колокольчиков и тд). |
|
10 слайд | Исполнение: «Прадедушка» (маршевость, строгость, торжественность, гордость) Вывод: Разнообразие средств музыкальной выразительности делает каждое музыкальное произведение особенным, неповторимым, ярким и выразительным. |
|
11 слайд |
|
|
3