Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект урока по музыке «Исповедь души»
в 4 «Б» классе
050146 Преподавание в начальных классах
Исполнитель: Соколова Анна,
студентка 3 «А» группы
Методист практики: Насонова И.А.________
Учитель в ОУ: Хохрякова М.А.________
2015
Тема: «Исповедь души»
Класс: 4 «Б»
Дата: 12.03.15г.
Тип: по методологическому основанию — урок открытия новых знаний
Цель: формирование представления о понятиях «Прелюдия» и «Этюд», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и произведений Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»
Задачи:
Личностные: развитие эмоционально-смыслового восприятия произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена
Метапредметные УУД:
Регулятивные: формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
Познавательные: развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения), через анализ, сравнение, произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и музыкальных произведений Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»
Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом
Предметные УУД: формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведений С.Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и Ф. Шопена «Революционный этюд № 12»
КУМО: учебник, презентация, аудиозаписи С.Рахманинова и Ф.Шопена
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, формы | Формируемые УУД | |
Организационно-мотивационный 1 мин. | -Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Эдуардовна — сегодня у нас с вами встреча с искусством- миром чувств и раздумий, откровений и открытий | -приветствуют учителя | Словесный метод (декламация) | Личностные УУД: дейстиве смыслообразования (интерес, мотивация) Регулятивные УУД: волевая саморегуляция
|
Актуализация знаний 3 мин. | Слайд 1. — прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины-России — сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний -Что такое Родина?
-Что для вас значит Родина?
— Ребята, как вы понимаете слово «исповедь души?» -Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? 2 слайд. — Мы сегодня с вами поговорим о творчестве Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена, об их любви к своей Родине, они создавали музыку, в которой выражали свои душевные страдания —Для каждого человека родина начинается по-разному. Для маленького Сергея Родина началась в деревенской глуши имения Онег, недалеко от Новгорода, где он жил вместе с бабушкой. Сергей так же, как и вы, любил зимой кататься на санках, коньках, играть в снежки, А летом — купаться в реке, ловить рыбу, собирать ягоды, грибы. На всю жизнь полюбил Сергей широкую реку Волхов, дремучие леса, бескрайние просторы полей. 3 слайд. Как говорил С.Рахманинов: «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка» | -читают высказывание
— Родина — Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.
— это где я живу
-разговор о чем-то сокровенном
-слушают учителя | Словесный метод (беседа, система вопросов) Наглядный метод Метод восприятия
| Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия Коммуникативные УУД: формирование умения отвечать на вопрос, высказывать свою точку зрения Регулятивные УУД: волевая саморегуляция |
Открытие новых знаний 30 мин. | 4 слайд. — Что такое прелюдия? И для чего она предназначена? -Молодцы!
Давайте откроем учебник на стр.110-111, прочитайте название раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». -Что изобразил художник на иллюстрации к разделу? -Эти атрибуты принадлежат профессиональным музыкантам, изучая, этот раздел вы узнаете о творчестве, известных вам композиторов -Откройте учебник на стр. 112, и давайте прочитаем, что выделено курсивом о прелюдии Сергея Рахманинова -Молодцы! 5 слайд. — Так писал С.Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как «Прелюдия До-диез минор». Она стала любима и популярна в разных странах мира. Это удивительная пьеса! Звучит она меньше трех минут, а сыграть её может только очень хороший пианист. В ней всего три звука: ля, соль-диез, до-диез. Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, — связано с тремя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». На всю жизнь осталось у композитора это впечатление. Звук колокола, как образ Руси, России, Родины.
-Давайте прослушаем прелюдию, и постараемся вслушаться, обратите внимание, сколько частей в прелюдии, каждый раз, когда будет начинаться новая часть – вы должны поднять руку -Сколько действующих лиц в этой пьесе? Это размышление одного человека или диалог двух людей? -Как вы думаете, о чем поведал нам Сергей Рахманинов? Сочинил эту пьесу композитор в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству. Эту музыку называют «маленькой трагедией» -Как звучит музыка?
-Ребята, какие чувства охватывают вас при прослушивании? -Итак, сколько частей в прелюдии? -Что вы можете сказать о 1 части прелюдии?
-А как отвечает большой колокол? Меняется его мотив?
-Чем вам запомнилась вторая часть?
—А этот ветер кружил на одном месте или он вырвался на простор? Как вам это изобразила мелодия?
—Что происходит в 3 части?
-Молодцы ребята! -Что хотел передать нам музыкой С.Рахманинов?
-Если бы эту пьесу доверили сыграть симфоническому оркестру, каким инструментам вы поручите исполнение темы первой, второй, третьей части? -Молодцы! -«Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения» — именно в этом С.Рахманинов видел назначение своей прелюдии -Как будет называться форма, в которой содержится 3 части? 6 слайд. Обратите внимание на слайд, давайте с вами прочитаем, что такое трехчастная форма
-как вспоминал композитор «Самое сильное воспоминание детства – колокольные звоны». Это воспоминание осталось с ним на всю жизнь и претворилось в колокольные звоны. -Ребята, в чем же «исповедь души» этого композитора?
-Молодцы ребята, вы очень хорошо рассказали о чем говорится в прелюдии
— Давайте с вами представим, что находимся на солнечной поляне в летний день. Что вы видите вокруг? Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот, ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья…”. Вдруг подул ветер. Открыли глазки -А сейчас наше занятие будет посвящено другому композитору, во многом повторившему судьбу Сергея Рахманинова, вы догадались кто это? Слайд 7. Родина великого композитора – Польша. Он прекрасный пианист. Друзья называли его «душа фортепиано». Он написал множество произведений для фортепиано. Долгие годы провел на чужбине. Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды. -Каждое произведение Ф.Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Шопена сложилась трагически. Он, ещё очень молодым человеком покинул Польшу и вынужден был всю оставшуюся жизнь жить вдали от неё. Но и на чужбине он продолжал сочинять, произведения, которые прозвучат он сочинил вдали от родины -А сейчас давайте бережно прикоснемся к музыкальной записи -Что такое этюд? Слайд 8. — Современники Ф.Шопена назвали этот этюд «Революционный». Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830г. Соответствует ли такой смысл слова «этюд» шопеновской музыке, давайте с вами и узнаем, ваша задача, слушая произведение понять, в чем исповедь этой мелодии? — Какие особенности звучания, которые помогут понять характер музыки? (в учебнике на стр.117 есть слова, выберете наиболее подходящие) -а можно ли сказать, что эти же чувства выражены и в музыке Рахманинова? -Какими чувствами наполнена музыка?
На стр.117 давайте рассмотрим портрет Шопена, какие черты характера композитора подчеркнул живописец в своей картине? -А сейчас вы будете исполнителями, для вас прозвучит Прелюдия, вам необходимо «сыграть» на воображаемом фортепиано и передать характер этой музыки» , давайте с вами встанем -Молодцы, у вас хорошо получилось. Вы так эмоционально «исполнили» это фрагмент. -Итак, ребята, в чем исповедь этого произведения?
-Ребята, давайте ответим на вопрос, в чем же «исповедь души» этих композиторов? Мое отношение к прослушанным произведениям состоит в том, что композиторы любили свою Родину, скучали по ней, оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю жизнь и воплотили его в своих многочисленных произведениях. Мысль о Родине
| — Прелюдия — вступительная часть к музыкальному произведению. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы. Предназначенная для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое либо действие.
-читают текст в учебнике
-нотные листы, скрипка, ноты
-слушают учителя
-прослушивают прелюдию
-в этой пьесе колокол и колокола, диалог двух людей
-о «схватке человека с судьбой»
-угрожающе, трепетно, взволнованно —отчаяние, порыв, радость, надежда, боль, гнев -3 части —В первой части большой колокол говорит тревожно, решительно, а ему отвечают другие колокола, их много, они звучат высоко, напевно, и так тихо, как будто вдалеке. Они как будто спрашивают, что случилось. -не меняется, он постоянно повторяется, все настойчивей, остальные колокола тоже начинают звучать взволнованно и громко.
— Музыка звучала быстро, взволнованно, как будто сильный ветер налетел. — Сначала на одном, потому что мелодия всё время возвращалась, а потом мелодия поднималась всё выше, и там как будто ещё ручьи зазвенели и побежали быстро с гор большими потоками — Она похожа на первую. Но теперь все колокола звучат вместе громко, уверенно, мощно. И звук как будто далеко плывёт над землёй. А в конце колокольный звон становится всё тише, медленнее, пока совсем не растает в воздухе. -красоту колокольного звона, потому что он сам любил слушать колокола и хотел, чтобы все слышали, как это красиво. Картину родной природы своей любимой Родины.
-скрипка -барабан -труба -колокола
-слушают учителя
-трехчастная форма
— трёхчастная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой.
— В том, что он прощался с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину -выполняют действия учителя
Фредерик Шопен
-слушают учителя
— В живописи — зарисовка, эскиз. В музыке — упражнение для развития беглости пальцев. -слушают мелодию и задумываются над вопросом
-звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно
-гнев, скорбь
-задумчивый, стремительный
— свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания)
-«исповедь души» этих композиторов в том, что они оба любили свою Родину, скучали по ней, они прощались с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину, в их душах навсегда сохранилось глубокое чувство любви к своей Родине | Словесный метод (беседа) Восприятие музыки Анализ произведения Метод размышления о музыке Наглядно-слуховой метод( аудиозапись) |
Личностные УУД: Действие смыслообразования (интерес, мотивация); Формирование желания выполнять учебные действия; Метапредметные (познавательные): Способность и умение учащихся производить простые логические операции (анализ, обобщение, сравнение) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос
Познавательные: —развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке; Регулятивные: —оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей Коммуникативные: —формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; —развивать умение слушать и понимать речь других; -формирование умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: -готовность отстаивать свою позицию; -формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции; —умение соотнести жизненные события с произведениями искусства
|
Рефлексия 5 мин. | -Ребята, почему были написаны эти произведения?
-Итак, скажите мне, в чем же «исповедь души» в этой музыке этих композиторов? Слайд 9. Давайте подведем итог нашему занятию, на слайде вы видите вопросы, необходимо на них ответить: -я узнал… -мне понравилось…. -ярче всего запомнилось… -мне было тяжело… -молодцы, вы сегодня активно работали, были внимательными слушателями -спасибо за урок! | -композиторы не смогли остаться равнодушными, что происходило с их Родиной
-отвечают на вопросы | Словесный метод (беседа) Самооценка | Регулятивные УУД: самооценка своей деятельности |
Домашнее задание 1 мин. | -откройте дневники, вам дома необходимо написать мини-сочинение «Что для тебя значит слово Родина?» | -записывают домашнее задание | Словесный метод (декламация) |
|