МОУ «СОШ №13»
Открытый урок
“Венские музыкальные классики”
/4 класс/
Учитель музыки Мишанина И.Г.
2015год
Цель: определение уровня знаний учащихся по теме “Венские музыкальные классики”, знакомство с симфонией №40 Моцарта.
Задачи: – совершенствование знаний о композиторах Австрии, закрепление понятий композитор классик, кульминация. Изучение музыкального жанра-симфония. Разучивание с песней « Послушай как звуки хрустально чисты.»
– развитие чувства коллективизма, командности;
– развитие умения анализировать, применять свои знания на практике;
– развитие творческого мышления, воображения, речи;
– развитие вокально-хоровых навыков в процессе исполнения песни;
– воспитание интереса к музыкальному искусству, чувства самореализации.
Оборудование: синтезатор, презентация на экране, музыка Моцарта, звучащая во время выполнения заданий; карточки с музыкальными инструментами, карточки с крылатыми фразами композиторов, нотный стан и цветные нотки, для оценивания урока и своего места в нем (в конце урока для каждого ученика):
красная нотка – урок понравился, я был активен;
зеленая – было неинтересно, я не узнал ничего нового;
синяя – урок не понравился, поэтому я не хотел работать.
Эпиграф урока:
«Работа-мое первое наслаждение».
Ход урока.
1. Вход учащихся в класс. Приветствие. Распевка.
2. Объяснение цели, задач, структуры урока. Разделение на 2 группы, (1группа собирает из кусочков музыкальные инструменты, которые встречаются у композиторов 2 группа- читают высказывания композиторов о музыке и определяют кому они принадлежат.
Исполнение ранее разученной песни-« Мы дружим с музыкой».
-Ребята, кто автор этой песни?( И.Гайдн).
— В какой стране он жил и работал? ( в Австрии г. Вене).
— Что мы узнали об этой стране?(просмотр фрагмента фильма о Вене).
— Почему этих композиторов называют венскими классиками?
— Назовите имя композитора создавшего струнный квартет?
— Перечислите музыкальные инструменты входящие в квартет?
— Скажите пожалуйста кому принадлежит фраза-« Ужасной мести жаждет мое сердце! Я беспощадна!» (Царице ночи).
— Давайте вспомним ее партию.( слушание фрагмента).
— Назовите автора и произведение в котором эта ария звучит?
На прошлом уроке я задала вам прочитать краткое содержание оперы и нарисовать полюбившегося героя. Я сейчас выберу самые лучшие рисунки, вывешу их на доске, а вы в конце урока определите на ваш взгляд самый удачный рисунок.
Физминутка.( под музыку « Как звуки хрустально чисты»; выбрать одного ученика играть на треугольнике, а остальные выполняют ритмические движения под музыку).
-А теперь давайте все вместе исполним этот хор. Обращаем внимание на паузы, на динамические оттенки и на темп.
— Сейчас мы откроем учебник на стр.52 и прочитатаем о каком главном слове идет речь?( симфонии).
— Моцартом написано много симфоний. Сегодня на уроке мы познакомимся с 40-й симфонией. Мы послушаем фрагмент 1-й части.
— Какое средство музыкальной выразительности определяет образ этого произведения?
Подведение итогов урока:
Проверить у 1-й группы какие музыкальные инструменты мы встретили на уроке, у 2-й кому принадлежат знаменитые высказывания.
Выбрать самый лучший рисунок героя оперы.
— Кого из композиторов называют венскими классиками? Почему?
-Расцвет каких жанров музыки связан с творчеством венских классиков?
-Что означает слово «симфония»?
Я думаю, что после такой плодотворной работы, что мы сегодня проделали, ни у кого из вас, людей будущего, не возникнет даже тени сомнения в том, на сколько важна и нужна в нашей жизни классическая музыка. Но это моя оценка. Вас я тоже попрошу оценить сегодняшний урок и свое участие в нем. На представленном нотном стане я предлагаю написать мелодию, используя разноцветные ноты, где:
красная – урок понравился, я был активен,
желтая – было неинтересно, ничего нового, нужного,
синяя – урок не понравился, поэтому я не работал.
Какой будет эта мелодия, зависит только от вас. Помните, что оценка должна быть честной и справедливой.