Методические и оценочные материалы
Музыка 5 класс.
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
Практические диагностические тесты
Диагностика чувства темпа и метроритма
Тест-игра «Играем знакомую мелодию».
Цель: определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)).
Игра вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро-ритм по столу или прохлопать в ладоши.
Алгоритм:
1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни.
2. Ребёнку предлагается сыграть или простучать метро-ритмический рисунок двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы).
3. Проба ребёнком исполнения своей партии.
4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился.
5. Положительная оценка исполнения.
6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту).
7. В случае успешного исполнения по ходу произведения используются замедления и ускорения.
Критерии оценки: верное исполнение в трёх темпах, с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метра; верное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему уровню развития темпо-метра; сбивчивое, но законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень темпо-метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо-метра.
Изучение чувства ритма
Тест-игра «Аплодисменты»
Цель: определение уровня развития метроритмической способности.
Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.
Критерии оценки: точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень; метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).
Тест-игра «Тайна гармонии»
Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.
Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.
Критерии оценки: слабый уровень – верно 1-3 созвучия; средний уровень – верно 4-7 созвучий; высокий уровень – верно 8-10 созвучий.
4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.
Тест-игра «Повторяем мелодию»
Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).
Алгоритм:
Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.
Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.
Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии.
Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх — вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.
5. Диагностика чувства тембра
Тест — игра «Чьи голоса звучат?»
Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.
Алгоритм:
Многократное прослушивание аудиозаписи фрагмента музыкального произведения в различных исполнениях.
Определение тембра голосового и инструментального звучания.
Критерии оценки: низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень – верное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень – верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
6. Диагностика динамического чувства
Тест — игра «Играем громко-тихо»
Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).
Алгоритм:
Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.
Школьник получает предложение поиграть в «громко-тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.
Верное исполнение контрастной динамики — 1 балл.
Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.
Школьник должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.
Критерии оценки: слабый уровень – 1 балл; средний уровень – 2-3 балла; высокий уровень – 4-5 баллов.
7. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Закончи мелодию»
Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.
Алгоритм:
Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.
Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.
Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:
1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;
2- ый фрагмент – звучит до конца;
3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;
4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);
5- ый фрагмент – звучит до конца.
Критерии оценки: слабый уровень – верно определены 1-2 пункты; средний уровень – верно определены 3-4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов.
8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Алгоритм:
Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.
Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.
Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).
9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.
Цель: определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше — в школе или дома? Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится слушать?; Где ты чаще слушаешь музыку — в концертном зале или дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки: низкий уровень развития познавательного компонента музыкальных предпочтений характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности; средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные эталоны музыки; высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности разножанровой направленности.
Тест-игра «Музыкальный магазин»
Цель: исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.
Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая, вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.
Школьник должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки: низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.
10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест-игра «Пусть музыка звучит».
Алгоритм:
Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их.
Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше?
Критерии оценки: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.
11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.
Тест-игра «Сочини мелодию»
Цель: выявление креативных музыкальных способностей ребёнка.
Алгоритм:
Эксперт предлагает придумать простой мотив из двух-трёх-четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов (отображать в графике).
Эксперт предлагает прослушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (спев их вслух или про себя), осознанно представляя графику смены звуков, предварительно зафиксировав её в тетради.
Критерии оценки: низкий уровень склонности к сочинительству определяется индифферентным или отрицательным отношением к данной деятельности; средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную; высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслеобразов на один музыкальный материал
Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника
Оценочные материалы
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
1. Увертюра 1. Симфоническое вступление к одному из актов оперы 2.Симфонический антракт 2. Небольшая ария 3.Либретто 3. Раздел, предшествующий арии 4.Каватина 4. Симфоническое вступление к опере 5.Речитатив 5. Словесный текст оперы |
Ответы: 1-4; 2-1; 3-5; 4-2; 5-3.
ВИКТОРИНА 5 класс (I полугодие)
Назовите авторов и жанр следующих музыкальных произведений:
Название произведения | Композитор | Жанр | |
| «С чего начинается Родина?» |
|
|
| «Жаворонок» |
|
|
| «Поет зима, аукает» |
|
|
| «Садко» |
|
|
| «Руслан и Людмила» |
|
|
| «Доктор Айболит» |
|
|
| «Чиполлино» |
|
|
| «Квартет» |
|
|
| «Юпитер» |
|
|
| «Звуки музыки»
|
|
|
Ответы: 1.С.Баснер. Песня; 2.М.Глинка. Романс; 3.Г.Свиридов. Кантата; 4.Н.Римский-Корсаков. Опера; 5.М.Глинка. Опера; 6.И.Морозов.Балет; 7.К.Хачатурян. Балет; 8.А.Бородин. Квартет; 9.В.Моцарт. Симфония; 10. Р.Роджерс. Мюзикл.
ВИКТОРИНА 5 класс (II полугодие)
Назовите авторов и жанр следующих музыкальных произведений:
Название произведения
| Композитор
| Жанр
| |
1 | «Песня о тачанке» |
|
|
2 | «Богатырская» |
|
|
3 | «Война и мир» |
|
|
4 | «Борис Годунов» |
|
|
5 | «Картинки с выставки» |
|
|
6 | «Александр Невский» |
|
|
7 | «Орфей и Эвридика» |
|
|
8 | «Петрушка» |
|
|
9 | «Богородице Дево, радуйся» |
|
|
10 | «Щелкунчик» |
|
|
Ответы: 1.К.Листов. Песня; 2.А.Бородин. Симфония; 3. С.Прокофьев. Опера; 4. М.Мусоргский. Опера; 5.М.Мусоргский. Цикл; 6.С.Прокофьев. Кантата; 7.К.Глюк. Опера; 8.И.Стравинский. Балет; 9.П.Чайковский. Литургия. 10.П.Чайковский. Балет.
ТЕСТ 5.1.
Впишите в таблицу фамилия композиторов, название и жанр музыкальных произведений.
Ф.И. композитора | Название музыкального произведения | Жанр | |
1 |
|
| романс |
2 |
| Жаворонок
|
|
3 |
| Грустная песенка
|
|
4 | Н Римский -Корсаков | Колыбельная………………
|
|
5 |
| Крылатые качели
|
|
6 |
|
| кантата |
7 |
| Щелкунчик
|
|
8 | Чайковский | «Во поле береза стояла….»
|
|
9 |
|
Вокализ |
|
10 |
|
| опера |
ТЕСТ 5.1.
Впишите в таблицу фамилия композиторов, название и жанр музыкальных произведений.
Ф.И. композитора | Название музыкального произведения | Жанр | |
1 | М.Глинка |
|
|
2 |
| «Руслан и Людмила»
|
|
3 |
| «Сказка о царе Салтане»
|
|
4 | Н Римский — Корсаков |
|
|
5 |
| «Звуки музыки»
|
|
6 | П.Чайковкий |
| балет |
7 |
| «Кащей бессмертный»
|
|
8 |
| «Золушка»
|
|
9 |
|
| балет |
10 |
| «Чиполлино»
|
|
Тест 5.1
тема полугодия «Музыка и литература»
1. Как известно, жанры песни и романса занимают важное место в творчестве русских композиторов. Укажите, для какого жанра – песни или романса – подходят следующие характеристики:
Отличается простотой ________________________________
Развитый, утонченный жанр ____________________________
Связь с народным творчеством не очевидна _________________
Связь с народным творчеством выступает явно __________________
Характер мелодии обобщенный ___________________________
Характер мелодии индивидуальный, чутко следует
за текстом _____________________
Используется куплетная форма ________________________
Часто встречается 3х частная форма _______________________
Может исполняться хором или ансамблем, одноголосно (без инструментального сопровождения) _______________________________
2.Выберите женские голоса (подчеркнуть): альт, тенор, бас, сопрано.
3.Произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр.
а) соната;
б) оратория
в) симфония;
г) кантата
4. Знаете ли Вы строение оперы? Соедините данные термины с соответствующими объяснениями.
Увертюра Симфоническое вступление к одному из
актов оперы
Симфонический антракт Небольшая ария
Либретто Раздел, предшествующий арии близкий
к декламации
Каватина Симфоническое вступление к опере
Речитатив Словесный текст оперы
5. Напиши названия трех опер Н.А Римского-Корсакого,
начинающиеся с буквы С.
1.——————————————————
2.——————————————————
3.——————————————————
6. Кто является автором музыки первых балетов в России:
а) Глинка;
б) Чайковский;
в) Стравинский.
7. В основу первых балетов в России положен сюжет:
а) сказочный;
б) исторический;
в) героический.
8. Авторы, жанры и названия произведений:
Балет «Жаворонок» Свиридов
Романс «Садко» Балакирев
Опера «Чиполлино» Римский-Корсаков
Кантата «Лебединое озеро» Хачатурян
Пьеса «Поэма памяти Сергея Есенина» Глинка
Песня «Грустная песенка» Чайковский
9. Курский композитор:
а) П.Чайковский
б) М.Глинка
в) Г.Свиридов
10. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента. (Для прослушивания предлагается произведение Г.Свиридов «Поет зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Сергея Есенина»).
Ответы на тестовые задания.
1. Отличается простотой песня
Развитый, утонченный жанр романс
Связь с народным творчеством не очевидна романс
Связь с народным творчеством выступает явно песня
Характер мелодии обобщенный песня___
Характер мелодии индивидуальный, чутко следует
за текстом романс
Используется куплетная форма песня
Часто встречается 3х частная форма романс
Может исполняться хором или ансамблем, одноголосно (без инструментального сопровождения) песня
2. альт, сопрано
3. г) кантата
4. Увертюра Симфоническое вступление к опере
Симфонический антракт Симфоническое вступление к одному из
актов оперы
Каватина Небольшая ария
Либретто Словесный текст оперы
Речитатив Раздел, предшествующий арии близкий
к декламации
5. «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане».
6. б) Чайковский;
7. а) сказочный;
8. М.Глинка романс «Жаворонок»; Г.Свиридов кантата «Поэма памяти Сергея Есенина»; Н.Римский-Корсаков опера «Садко»; М. Балакирев пьеса «Жаворонок»; К.Хачатурян балет «Чиполлино»; П.Чайковский балет «Лебединое озеро», пьеса «Грустная песенка».
9. в) Г.Свиридов
Тест 5.2
тема полугодия «Музыка и литература».
1. Литературные жанры (подчеркнуть): стихотворение, рассказ, сказка, песня, роман, романс, былина, опера, басня.
2. Определите сказки, в которых музыка является главным действующем лицом (подчеркнуть): «Репка», «Волк и семеро козлят, «Колобок», «Музыкант-чародей», «Бременские музыканты», «Снегурочка».
2. Квартет – это ансамбль, который состоит из музыкантов в количестве:
а) три
б) четыре,
в) пять
3. В состав струнного квартета не входит:
а) альт;
б) виолончель;
в) контрабас.
4.Музыка является главным «действующим лицом» в рассказах
( подчеркнуть названия, вписать фамилия авторов рассказов):
а) «Старый повар» ________________________________
б) «Судьба барабанщика»__________________________
в) «Корзина с еловыми шишками»___________________
г) «Тимур и его команда»__________________________
6. Авторы и жанры произведений:
«Жаворонок» Бородин романс
«Юпитер» Роджерс симфония
«Горные вершины» Рубинштейн мюзикл
« Звуки музыки» Глинка квартет
Квартет №2 Моцарт песня
7.Назовите композиторов:
1__________________ 2___________________ 3_________________ 4________________
8. Высшее учебное музыкальное заведение:
а) музыкальная школа
б) музыкальный колледж
в) консерватория
9. Определите кинофильмы, в которых музыка является главным «действующим лицом»:
а) «Учитель пения»
б) «Звуки музыки»
в) «4:0 в пользу Танечки»
г) «Большой вальс»
д) «Королевство кривых зеркал»
10.Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента.
(Для прослушивания предлагается произведение В.Моцарт симфония «Юпитер», II часть, фрагмент).
Ответы на тестовые задания.
1. стихотворение, рассказ, сказка, роман, былина, басня.
2. «Волк и семеро козлят, «Колобок», «Музыкант-чародей», «Бременские музыканты».
3. в) контрабас.
4. «Старый повар» К.Паустовский
б) «Судьба барабанщика» А.Гайдар
в) «Корзина с еловыми шишками» К.Паустовский.
6. М.Глинка романс «Жаворонок»
В.Моцарт симфония «Юпитер»
А.Рубинштейн романс «Горные вершины»
Р. Роджерс мюзикл « Звуки музыки»
А.Бородин Квартет №2
7. 1.Бородин, 2.Свиридов, 3. Моцарт, 4.Григ.
8. в) консерватория
9. а) «Учитель пения»
б) «Звуки музыки»
г) «Большой вальс»
ТЕСТ
1. В каких музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература? Продолжи ряд:
песня;
………
………
………
………
………
………
………
2. Какой из жанров в музыке означает «песня без слов»?
а) симфония; б) вокализ; в) ария.
3. Литература «дружит» с музыкой в произведениях:
а) опера «Садко» Н.А.Римского – Корсакова;
б) «Песня без слов» Ф.Мендельсона;
в) романс «Жаворонок» М.И.Глинки;
г) «Вокализ» С.Рахманинова.
4. Музыкальный жанр, основанный на единстве слова, музыки и сценического движения:
а) симфония; б) опера; в) кантата; г) балет.
5. Кто исполняет эти произведения:
1.Хор «Жаворонок» М.Балакирев
2.Симфонический оркестр «Вокализ» С.Рахманинов
3.Солистка «Поет зима, аукает!» Г.Свиридов
4.Фортепиано Симфония № 4 П. Чайковский
6. Какая из сказочных опер не принадлежит Н.А.Римскому – Корсакову:
а) «Конек-Горбунок»; б) «Снегурочка»; в) «Садко»?
7. Какие из балетов принадлежат П.И.Чайковскому:
а) «Спящая красавица»; б) «Золушка»; в) «Лебединое озеро»;
г) «Щелкунчик»?
ТЕСТ 5.2
1.Назовите сказки, в которых музыка является главным действующим лицом?__________________________________________________________
2.Назовите басни, в которых музыка является главным действующим лицом?__________________________________________________________
3.Назовите рассказы, в которых музыка является главным действующим
лицом?______________________________________________________
4.Назовите кинофильмы, в которых музыка является главным действующим лицом?______________________________________________________
5.Соотнесите произведения и композиторов:
«Звуки музыки» А.Бородин
«Горные вершины» В.Моцарт
Симфония «Юпитер» Р.Роджерс
Квартет № 2 А.Рубенштейн
Тест 5.3
тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
1. Соотнесите средства выразительности в музыкальном и изобразительном видах искусства (соедините стрелкой):
Живопись | |
Звук Мелодия Гармония Нюанс Тональность Тембр Форма |
Конструкция Оттенок Рисунок Сочетание Краска Колорит Изображение |
2. Картина, изображающая природу:
а) пейзаж
б) портрет
в) натюрморт
3. Выделите (подчеркните) в этом перечне фамилии композиторов – членов творческого содружества «Могучая кучка»:
Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, Кюи, Бородин, Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков.
4. Соотнесите названия картин и фамилия художников:
«Богатыри» И.Репин
«Протодьякон» М.Греков
«Тачанка» Ф.Рубо
«Бородинская битва» В.Гартман
«Избушка на курьих ножках» В.Васнецов
«Царевна-Лебедь»
5. В каких русских операх отражены следующие исторические ситуации? Соедините стрелкой.
Польская интервенция в Россию в 17 веке «Князь Игорь»
Война России с Наполеоном в 1812 году «Хованщина»
Раздробленность феодальной Руси,
набеги кочевых племен «Война и мир»
Начало царствования Петра I «Иван Сусанин»
6.Ряд пьес, связанных общим содержанием
а) сюита
б) цикл
в) кантата
7. Авторы и жанры произведений (соедините стрелкой):
«Война и мир» Бородин романс
«Борис Годунов» Глинка симфония
«Богатырская» Рубинштейн опера
« Спящая княжна» Римский-Корсаков балет
«Хованщина» Прокофьев песня
«Сказка о царе Салтане» Мусоргский кантата
8. Выделите (подчеркните) названия опер, написанных на сюжеты А.С.Пушкина:
«Война и мир», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Каменный гость», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане».
9. Какие оперные персонажи являются историческими лицами:
а) Князь Игорь;
б) Царь Берендей;
в) Царь Борис Годунов;
г) Царь Салтан;
д) Михаил Кутузов
10. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента.
(Для прослушивания предлагается произведение Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского)
Ответы на тестовые задания.
1.
Живопись | |
Звук Мелодия Гармония Нюанс Тональность Тембр Форма |
Изображение Рисунок Сочетание Оттенок Колорит Краска Конструкция |
2. а) пейзаж
3 Мусоргский, Кюи, Бородин, Балакирев, Римский-Корсаков.
4. «Богатыри», «Царевна-Лебедь» В.Васнецов; «Протодьякон» И.Репин;
«Тачанка» М.Греков; «Бородинская битва» Ф.Рубо;
«Избушка на курьих ножках» В.Гартман.
5. Польская интервенция в Россию в 17 веке «Иван Сусанин»;
Война России с Наполеоном в 1812 году «Война и мир»;
Раздробленность феодальной Руси, набеги кочевых племен «Князь Игорь»
Начало царствования Петра I «Хованщина»
6. а) сюита, б) цикл
7. С.Прокофьев опера «Война и мир»
А.Бородин романс « Спящая княжна»; «Богатырская» симфония
М.Мусоргский опера «Борис Годунов», «Хованщина»
Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»
8. «Руслан и Людмила», «Каменный гость», «Борис Годунов»,
«Сказка о царе Салтане».
9. Князь Игорь, Борис Годунов, Михаил Кутузов
Тест 5.4
тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
1. Музыкальный инструмент, который не входит в состав духового оркестра:
а) труба
б) скрипка
в) валторна
г) балалайка
2. Название какого направления в искусстве XIXв. переводится как «впечатление»:
а) рококо;
б) импрессионизм;
в) барокко.
3. Соотнесите названия картин и фамилия художников:
«Трубачи Первой Конной армии» М.Караваджо
«Бульвар капуцинок в Париже» М.Греков
«Сикстинская мадонна» И.Левитан
«Лютнист» К.Писсаро
«Вечерний звон» Б.Кустодиев
«Масленица» Рафаэль
4. Старинный французский танец XVIII в.:
а) гавот
б) полька
в) полонез
5. Автор фортепианного цикла «Картинки с выставки»:
а) Н.Римский-Корсаков
б) М.Мусоргский
в) И.Стравинский
6. Соотнесите произведения и фамилия композиторов:
«Аве, Мария» К.Дебюсси
«Празднества» Д.Готье
«Гавот» С.Рахманинов
«Вечерний звон» И.Стравинский
«Петрушка» Ф.Шуберт
«Этюд-картина» русская народная песня
7. Композиторы импрессионисты (подчеркнуть):
А.Бородин, К.Дебюсси, Ф.Шуберт, М.Равель, И.Стравинский.
8. Художники импрессионисты (подчеркнуть):
К.Моне, И.Репин, И.Левитан, Э.Дега, О.Ренуар, К.Писсаро, Рафаэль.
9. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент:
а) скрипка
б) домра
в) лютня
10. Итальянский тенор:
а) И.Козловский
б) С.Лемешев
в) Р.Лоретти
11. Определите название и автора произведения. Сделайте анализ музыкального фрагмента.
(Для прослушивания предлагается произведение «Аве Мария» Ф.Шуберт)
Ответы на тестовые задания.
1. б) скрипка
г) балалайка
2. б) импрессионизм
3.«Трубачи Первой Конной армии» М.Греков;
«Бульвар капуцинок в Париже» К.Писсаро;
«Сикстинская мадонна» Рафаэль;
«Лютнист» М.Караваджо; «Вечерний звон» И.Левитан;
«Масленица» Б.Кустодиев
4. а) гавот
5. б) М.Мусоргский
6. «Аве, Мария» Ф.Шуберт, «Празднества» К.Дебюсси,
Д.Готье «Гавот», «Этюд-картина» С.Рахманинов,
«Вечерний звон» русская народная песня,
балет «Петрушка» И.Стравинский.
7. К.Дебюсси, М.Равель
8. К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар, К.Писсаро.
9. в) лютня
10. в) Р.Лоретти
При анализе результатов тестирования можно использовать следующую шкалу оценок:
0,9-1 | 0,8-0,7 | 0,6-0,5 | |
Отметка | 5 | 4 | 3 |
Отметка «5» исчерпывающий ответ, показывающий полное понимание музыкального материала, 90-100% выполненных заданий теста.
Отметка «4» — полный ответ, но присутствуют неточности или незначительные ошибки, 70-80% выполненных заданий теста.
Отметка «3» — музыкальный материал в основном усвоен, но сделаны существенные ошибки, однако уровень знаний позволяет усваивать дальнейший музыкальный материал, 50-60% выполненных заданий теста.