Конспект урока музыки для 5 класса на тему «Колокола на Руси»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №34 г. Томска






«Колокола на Руси».

(Конспект урока музыки, 5 класс)












Разработала Лиманова Елена Фёдоровна,

учитель музыки





Томск 2012


Цели и задачи урока:

— познакомить учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русском искусстве.

— развивать навыки ассоциативного мышления, культуры общения, культуры слушания;

— формирование нравственной, эстетической, правовой культуры учащихся, ориентация на непреходящие духовно – нравственные ценности российской культуры;

— воспитывать у учащихся лучшие гражданские качества: любовь к Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории;

— воздействовать на положительные эмоции учащихся;

— пробудить в них чувство сопереживания, гордости за свою Родину.

Приемы:

— рассказ, лекция — беседа, демонстрация учебного материала, слушание, исполнение, анализ.

Оборудование:

— компьютер и мультимедийный проектор, синтезатор, магнитофон.



Музыкальный материал:

«Колокола России» — песня. Муз. Н.Мухамеджановой, сл. В. Аверковича

«Колокольные звоны» (Благовест, Праздничный звон и т.д.)

«Малиновый звон» муз. А.Морозова

«Вечерний звон» (русская народная песня)

Муз, отрывок из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского

Сюита для двух фортепиано С.В.Рахманинова

«Белоснежные церкви» муз. Н. Мухамеджановой, сл. Г.Веденеева.



Ребята входят в класс, звучит колокольный звон.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?

Дети: Это был колокольный звон.

Учитель: Правильно. Сегодня наш урок будет уроком – исследовнием. Наша задача сегодня – исследовать, где звучал колокол, и какое место он занимает в душах людей, можно ли сегодня понять искусство колокольного звона и соизмеримо оно с нашим временем?

Звучит песня «Колокола России» (муз.Н.Мухамеджановой, сл. В.Аверковича)

Учитель:

Колокол – это:

— частичка истории России

— произведение литейного мастерства и искусства

— музыкальный инструмент

— лекарь

— Как выдумаете, ребята, колокольный звон это новое явление или нет?

Дети: Нет, это было придумано давно.

Учитель: А знаете вы, в каком веке появились колокола на Руси?

Дети: Давно.

Учитель: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, на протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби.

Не повезло колокольным звонам в XX веке. Рушились храмы – творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли и колокола. И не только войны виной тому были. Страшнее всего оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.

Но прошло время, и люди начали понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней, нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусства, народного творчества.

Но можно ли понять это искусство сейчас? Соизмеримо ли оно с нашим временем? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство.

Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с запада первоначально, как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался очень нужным. Распространение колоколов в первое время принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они были еще редки и по размерам невелики, к тому же летописи сообщают, что колокола часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений.

Свежие документы:  Конспект урока ОБЖ на тему "Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге"

Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI века, да так, что вскоре Русь по размаху колокольно – литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола – это глашатаи важного для всех события, призыв к общности людей. ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ.

Звоны колоколов для русских людей – это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец – это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, показать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они – народные музыканты – изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов.

Известный музыкант – этнограф Степан Васильевич Смоленский писал: «…церковный звон давно стал у нас народным искусством. Здесь видны и чувства родные красоты и свои русские формы».

Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, явилось основой для формирования ее жанровых разновидностей.

— Скажите мне, какие виды колокольного звона вы знаете?

Дети: Перезвон, Набат, Благовест.

Учитель:Да, ребята – жанров колокольных звонов много. Кроме перечисленных вами звонов есть звон праздничный, будничный, красный, Великий, встречный, пасхальный.

Характеристика звонов.

(Учитель использует магнитофонную запись колокольных звонов и характеризует некоторые из них, объясняя особенности и отличия.)

Благовест – самый древний звон. Несет Благую весть о начале Богослужения. (Праздничный, Воскресный, Полиелейный, Будничный, Пятый или малый).

Перезвон – самый сложный звон, представляет собой звон поочередно в каждый колокол.

Трезвон – наиболее сложный и яркий в музыкальном отношении звон.

Перебор – погребальный звон. Представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Выражает грусть и скорбь об усопшем, символизирует возрастающую жизнь человеческую на Земле, одновременный удар колоколов означает пересечение земной жизни смерти.

Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально – психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры. В чем же заключается такая непостижимая еще людьми сила колокольного звучания? Возможно, в том, что в главный металл изготовления колоколов – медь – добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например, серебро используется для открытого и звонкого звука: для закрытого – сталь: для резкого – золото: платина – для нежного звучания. Чугун придает звону тишину и спокойствие: в бронзе – волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн.

Звучат колокольные звоны. Ученица читает стихотворение С.Щипачева «Звонят колокола».

Звонят в России колокола.

Но это – не Богу хвала,

А предкам нашим загинувшим где-то.

Умельцы, бедами тертые,

Для каменных белых церквей

Лили колокола и к металлам твердым

Прибавляли частицу души своей.

То бьют набатом, то благовест льют.

Звонят в России колокола,

Но это не богу – искусству хвала.

Свежие документы:  Урок музыки «Джаз – это жизнь»

Учитель: Есть выражение «Малиновый звон», как вы считаете, откуда взялось это название?

Дети: От звона малинового цвета.… Очень красивый и звонкий звук…

Учитель:Слово «малиновый звон» пришло к нам от Петра Первого, который привез в Россию дюжину хороших колоколов из бельгийского города Малин, где издавна отливали колокола и велел своим литейщикам отлить такие же колокола и с таким же «малиновым» звоном. У композитора А.Морозова есть песня «Малиновый звон» и девочки группы «До – ми – солька» вам ее сейчас исполнят, а вы можете нам подпевать.

Исполнение песни «Малиновый звон» муз. А.Морозова.

Учитель: Вы знаете, ребята, не все колокольни могут выполнять в настоящее время свое прямое назначение, но радует то, что многие сохраняются в своем первозданном виде как памятники архитектурного зодчества, и мы можем многое рассказать об их удивительной истории. Одна из них – Колокольня Ивана Великого на территории Московского Кремля.

Рассказ ученика об истории появления Колокольни Ивана Великого.

Колокольня Ивана Великого и звонница.

Архитектурный центр Московского кремля. Это величественная трехъярусная златоглавая башня, строительство которой велось под руководством архитектора Бона Фрязина в 1505 – 1508 годах. Название башни происходит от слова «Иван» по имени святого Ивана Лествичника, а «Великий» указывает на необычайную высоту нового сооружения. Колокольня совмещала функции сторожевой и сигнальной башни, с которой хорошо обозревались окрестности столицы.

Несмотря на постройку могучей башни, ее колоколов для Кремлевских соборов оказалось недостаточно. Поэтому в 1532 – 1543 годах архитектор Петрок Малый возводит рядом огромную соборную звонницу с широкими пролетами для больших колоколов. Всего на колокольне и звоннице висит двадцать один колокол. Каждый украшен тонко исполненным барельефным орнаментом, клеймами и надписями. Самый большой колокол – Воскресенский, весом 4000 пудов, помещен в центре звонницы.

В 1600 году по указанию царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и достигнута 81 метра.

Учитель:Спасибо за хорошее сообщение. Рядом с колокольней Ивана Великого находятся два шедевра русского литейного искусства: Царь-пушка и Царь-колокол.

Учитель:Мы уже отметили, что музыка колокольных звонов явилась национальным достижением русской музыкальной культуры. Не случайно многие русские композиторы использовали колокольные звоны в своих музыкальных произведениях. Давайте вспомним с вами, ребята, в произведениях каких композиторов звучали они?

Дети: В хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофева.

Учитель: Послушаем отрывок из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

Звучит музыкальный фрагмент с использованием колокольных звонов.

Учитель:Колокольный звон можно изобразить голосом. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола. Есть одна очень известная русская песня «Вечерний звон», в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов. Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать строки, которые сказал один человек об этой песне.

« … Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда – то полные сил и энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, вспоминаем только лучшее – так уж принято на Руси!. )В.Осипов)

Свежие документы:  конспект урока для 10 класса "Межнациональные отношения в современном мире"

Слушание русской народной песни «Вечерний звон».

Учитель: Ребята, поделитесь своими ощущениями, какие чувства вызвала у вас эта песня?

Дети: (ответы детей)

Учитель:

— Но бывают такие ситуации, когда и такого инструмента нет, а композитор очень хочет передать звучание колокольного звона своей музыкой так, как он это чувствует и умеет. И вот тогда рождается такая музыка. Вслушайтесь в это произведение. Я думаю, что вы сможете легко определить и инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки.

(Звучит «Сюита для двух фортепьяно» С.В.Рахманинова)

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями, какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Дети: Звучание колоколов композитор изобразил на фортепиано. Звучали два колокола – высокий и низкий. Музыка волновала, темп увеличивался.

Учитель: Это произведение написал русский композитор С.В.Рахманинов. Он очень любил свою Родину, был вынужден покинуть ее. Но никогда о ней не забывал и посвятил всю свою жизнь и свое творчество ей.

Учитель: А теперь, ребята, я хотела бы вам немного рассказать еще об истории колоколов. Вы знаете, что колокола называют лекарями. Ученные обнаружили, что каждый вирус обезвреживается «своим» звуком, т.е. звуком определенной частоты. Так что недаром наши предки во время эпидемии били в колокола, дающие звуки определенного тембра и частоты, и так долго, пока не сгинет напасть (тифозная палочка гибнет от звона колокола довольно быстро). В частности, колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи; его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микробов. Если в комнате поставить даже маленький колокол, то при его звучании в живых клетках свертывается белок.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю немного полечиться, т.е. мы сейчас послушаем с вами один из колокольных звонов.

Слушание Колокольного звона.

Учитель: Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу. Что вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились?

Дети: Мы узнали сегодня на уроке много интересного о колокольных звонах, услышали историю возникновения их на Руси, звучания и то, что оказывается колокольный звон, имеет лечебное свойство.

Учитель: Итак, сделаем выводы. Что же представляют собой колокольные звоны? Какое это искусство – церковное или светское? Можно ответить просто: это – человеческое искусство.

Стихотворение (читает ученик)

Колокола! Колокола —

Ваш звучный звон — Руси венец,

Язык земли, Червонным золотом

Меня вскормившей. Горящий,

Живет в вас радость, Ваш звон —

Клич и стон, Связующая нить

Как отголосок Меж будущим

Жизни бывшей И настоящим.

Г. Голуб

Учитель: Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберег духовные ценности наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке. Свой урок я хочу закончить слушанием песни «Белоснежные церкви» муз.Н.Мухамеджановой, сл.Г.Веденеева.

Учитель: Ну вот, ребята, наш урок окончен. Я сегодня принесла маленький колокольчик, средний и большой. Сегодня вы узнали, что колокольный звон лечебный и поэтому когда будете уходить с урока, позвоните в колокольчик и пусть он вам принесет радость и счастье. Будьте здоровы!





Список использованных источников:

Альбом «Иллюстрированная история Москвы»;

Альбом «Русская Православная Церковь»;

Альбом «Художественные сокровища Московского Кремля»;

Пазухин А. «Серебряный колокол». М., 1907. 4-7.

«Знаменитые колокола России» — М: ОТЕЧЕСТВО – КРАЙТУР, 2005 -224 стр.

«Колокольные звоны России»/Сб. Сост. В.С.Мартышин.М: Россия,2006.

11


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: