Ф.И.О.: Смаглюк Вера Петорвна
Место работы: КОУ «Специальная — (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №17» Омской области.
Должность: Учитель музыки и пения.
Тема: Музыка и культура Белоруссии.
Цель: Формировать представления об особенностях белорусской музыки и культуры. Познакомить с белорусскими инструментами (цимбалы, волынка).
Задачи:
Образовательная: послушать БНП «Бульба» и выучить первый куплет; познакомить с БН инструментами: волынка, цимбалы; послушать БНП «Лявониха», определить характер музыки.
Коррекционная: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости, дружеских отношений.
Методы и приёмы: зрительный, звуковая наглядность, практический, словесные (рассказ, беседа).
Ход урока.
Орг.момент.
-Музыкальное приветствие: добрый день ребята, я рада видеть вас.
-Добрый день учитель, мы рады видеть вас (говорят хором).
Аутотренинг.
-У меня хорошее настроение.
Я хочу заниматься музыкой.
Я готов к работе.
Я работаю.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
-Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы путешествие было удачным, мы должны все вместе спеть песню про паровозик. Я буду запевать, а вы вместе запевать ту-ту, чик-чик (повторяем хором).
У меня есть паровозик
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик,
Он меня по рельсам возит
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик,
У него труба и печка
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик,
И волшебное колечко
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик,
Сяду у окна поближе
Ту-ту, чик-чик, ту-ту, чик-чик,
И доеду до…
-Ой, ребята, глядите, потерялась концовка вывески с указанным маршрутом. Вы случайно не брали? Что же нам делать? Не знаете? Я кажется, догадалась. У меня есть волшебный мешочек, загляну-ка я в него. Что там? (Достаю мешочек, а в нем письмо, читаю).
ПИСЬМО: Здравствуйте, ребята! Свою пропажу вы найдете, отгадав загадку:
Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картошка)
-Вы молодцы, наверное, все отличники. Как показать, что мы молодцы? (Большой палец поднять вверх, подмигнуть, погладить себя по груди, по голове).
-Но при чем же тут картошка? Наш поезд ведь не может называться Омск-картошка. Я, кажется, снова догадалась. Мя сейчас эту тайну разгадаем вместе.
-Послушаете мелодию из песни, скажите, как она называется? (исполняется БНП «Савка и Гришка»).
Дети говорят название песни.
-А какой народ написал эту песню?
-Белорусский.
-Давайте, исполним ее. Как нужно исполнять эту песню?
-Весело, радостно, задорно, шутливо.
-Мы исполним эту песню, а ребята, будут подыгрывать на музыкальных инструментах (Исполнение песни).
-Какую пеню исполняли?
-БНП «Савка и Гришка».
-Итак, мы сегодня отправимся в Белоруссию.
(На доске таблички Россия-Белоруссия, Омск-Минск)
-Столица Белоруссии – город Минск (картинка вокзала).
-Дети Белоруссии послали вам подарок, картошку. А знаете, почему? Ведь загадка была про картошку. Потому, что Белоруссия славится богатым урожаем картофеля. Эта картошка необыкновенная, у нее есть зрение и слух. Она будет наблюдать за нами в течение всего урока. Заняли свои места, сели удобно, мы отправляемся в путешествие по маршруту Омск-Минск. А знаете цель нашего визита в Белоруссию познакомиться с музыкой и культурой народа этой республики.
Объяснение нового материала.
На протяжении многих веков создавал свои песни русский народ. В них запечатлена история, труд и быт народа. Большинство белорусских народных песен и танцев используется в сопровождении народных инструментов. Мы сегодня с ними познакомимся.
( Картинка дуды)
-Дудой в Белоруссии называют волынку. Музыкантов волынщиков можно встретить и в Белоруссии и на Украине. Этот инструмент относится к духовым инструментам.
(Картинка Цимбалы)
-Их знали и знают многие славянские народы, но наибольшее распространение они получили в Белоруссии. К какой группе инструментов относятся цимбалы?
-Посмотрите, у этого инструмента есть струны. Значит это струнный инструмент.
-Давайте, послушаем звучание этих инструментов. Сейчас прозвучит вариация на тему БНП «Перепелочка».
-Какие музыкальные инструменты исполняли эту музыку?
-Но у нас нет таких инструментов, поэтому нам поможет этот инструмент? Как он называется?
-Аккордеон.
-Послушайте БНП «Бульба» и помогите мне определить, что означает название песни «Бульба»?
(Исполнение песни, ответы детей).
-Что можно готовить из картошки?
-Какой характер песни?
-Какие слова в песни подчеркивают танцевальность?
-А теперь мы разучим первый куплет песни.
-Вспомните, как мы сидим во время пения?
Плечи раз,
Подбородок два,
Внимание три,
В певческой позе замри.
(Разучивание первого куплета).
-А теперь, чтобы наша песня зазвучала еще веселее, мы украсим звучание шумовыми инструментами (Бубен, погремушки, колокольчики).
-Нашей картошке очень понравилось ваше выступление.
-Какую песню мы сегодня разучивали?
-С какими белорусскими инструментами познакомились?
Физ.минутка.
Я художник.
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ней корову.
На право дом,
На лево сад,
В саду 12 точек,
На ветках яблоки висят,
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул и стол,
Тянусь, как можно выше.
Уф, свой рисунок приколол,
Совсем не плохо вышел.
-Очень любит белорусский народ танцевать. У них тоже, как и русского народа есть свои национальные танцы. Мы сегодня послушаем БНТ «Лявониха».
-Послушайте танец, и скажите, какой характер танца?
-Мы сейчас попробуем потанцевать под эту музыку, а наша картошка оценит ваш танец (звучит музыка, дети выполняют танцевальные движение по показу учителя).
-Какой танец послушали?
-С какими белорусскими инструментами познакомились?
-Какую БНП разучивали?
Итог.
-Картошке очень приятно, что вы изучаете музыку белорусского народа, сейчас она с вами прощается, но с БНП мы продолжим на последующих занятиях.
Оценивание.
-Оцените свою работу на уроке, оцените работу товарищей, кто из ребят был самый активный, кто давал больше всех правильных ответов?