Урок музыки в 1 классе
«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»
Составила учитель музыки
МБОУ НОШ 39 г. Белореченска
Онищенко А. А.
ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»
МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Азбука», А. Островский
«До, ре, ми, фа, соль…» , А. Островский
Сказка В. Лунина «Песенка»
ХОД УРОКА: дети входят в класс под песню «Азбука», А. Островского
Ребята, а вы уже все буквы изучили?
А для чего нам надо их знать?
Правильно, буквы нам нужны для того, чтобы могли читать и писать. Именно об этом поётся в песне «Азбука», которая вас встречала на уроке. Давайте её исполним!
Исполнение песни «Азбука».
Ребята, кем вы сейчас были, когда исполняли песню?
А кто сочиняет музыку?
Интересно, а какие «буквы» нужны композиторам, чтобы записать музыку?
Конечно, это НОТЫ. И сейчас я вам расскажу о них сказку, которая называется «Песенка».
Сказка «ПЕСЕНКА».
Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню напевали.
Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль — никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?
Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут.
-Деревья, — сказали нотки. — Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.
И они запели.
— Спасибо! — сказали деревья. — Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя, не хуже.
И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:
— Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ну что тут поделаешь!
— Своя так своя! — согласились нотки.
Пошли они по лесу. Идут-идут, видят — ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играет.
— Ручеек! — сказали нотки. — Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.
И они запели.
— Спасибо! — сказал ручеек. — Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.
И он побежал по камушкам да по песочку:
— Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь!
Вздохнули нотки:
— И ручейку наша песенка не нужна.
Пошли она дальше. Идут-идут, видят — на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.
— Синица! — сказали потки. — Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.
И они запели.
— Спасибо! — сказала синица. — Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха.
И она вспорхнула с куста, напевая:
— Пинь-пинь-пинь-пинь!
«Кому бы еще нашу песенку предложить?» — задумались нотки. И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.
— Степной вихрь! — закричали нотки. — Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку.
— Ха-ха-ха! — захохотал вихрь. — Славная у вас песенка, да моя получше будет. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!
Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу.
Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.
Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял, и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно — ничего у него не выходило.
— Послушай нашу песенку! — закричали нотки. И они запели.
— Какая прекрасная песенка! — воскликнул композитор. — Да ведь я ее весь день сочинял!
— Тогда мы тебе ее дарим! — закричали нотки.
— Вот спасибо! — обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на нотной бумаге.
А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.
А песенка, которую сочинил композитор, мы сейчас услышим. Называется она «До, ре, ми, фа, соль…». А что же за название такое странное? Так называются ноты. Давайте послушаем эту песню.
Слушание и разучивание песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…»
Ребята, так сколько в музыке нот?
День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь
А как они называются?
Чтобы песни исполнять
Надо ноты твёрдо знать.
Выучим названье нот
И где каждая живёт.
А знаете ли вы, что много-много лет тому назад ноты записывались крючочками. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.
Ребята, а где же живут ноты?
Пять линеек нотной строчки
Назовём мы «нотный стан».
И на нём все ноты-точки
Разместим мы по местам.
Посмотрите, пять линеечек, нотный стан – это место, где живут ноты. У каждой ноты есть своё место. Но как же нам открыть этот нотный дом? А поможет нам в этом ключ, только не обычный, а ключ СКРИПИЧНЫЙ.
Учитель на доске вывешивает изображение скрипичного ключа и нот.
Смотрите, на скрипку похож этот ключ
Он тонкий и звонкий, как солнечный луч!
Он нежно и сладко, как скрипка поёт,
В волшебное царство он нас приведёт.
Соль подруг опередила –
На вторую угодила.
Нота Си поторопилась
Да на третей очутилась.
«Ах, устала, не могу,
Дальше я не побегу!»
А между второй и третей
Нота Ля сидит, заметьте,
Познакомьтесь, вот она,
Смотрит, словно из окна.
Соль подружкам помогала
И для всех места искала.
Фа застряла: «ой, ой, ой»
Между первой и второй.
Нота Ми на первой села
Вверх идти не захотела.
Ниже Ре остановилась
Да под первой примостилась.
Ей кричат: «садись повыше!»
А она будто не слышит.
До отстала, опоздала,
Здесь никто не виноват.
На добавочных линейках
Опоздавшие сидят.
Ноты выстроились в ряд
Получился звукоряд!
Вот мы и познакомились с нотным станом, скрипичным ключом, нотами, и узнали, на каких линеечках они живут. И сейчас я приглашаю вас в хоровод, да не в простой, а в «Нотный хоровод».
Звучит песня «Нотный хоровод»
Разучивание песни «Нотный хоровод».
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы познакомились с нотной азбукой и узнали, что нот — семь, а живут они на нотном стане. Но чтобы открыть их дом, нам нужен скрипичный ключ.