Конспект урока музыки на тему «ДЖАЗ! МУЗЫКА ЛЕГКАЯ ИЛИ СЕРЬЕЗНАЯ?»

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Волгоградский техникум

железнодорожного транспорта и коммуникаций»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ПО ТЕМЕ:

«ДЖАЗ! МУЗЫКА ЛЕГКАЯ ИЛИ СЕРЬЕЗНАЯ ?».



Выполнили: Студенты группы 11 ОПП: — Фирюлин Александр — Филимонова Виктория — Форопонов Егор 11 СТ: — Козырев Максим — Сердюкова Виктория — Хворост Елисей ОПП 1-14:

-Нефедов Павел

— Мальцева Елизавета

— Пугин Александр

— Ермилова Анастасия Руководитель проекта: Преподаватель математики Сугак Т. В.









Волгоград, 2014г.



Тема проекта: «ДЖАЗ! МУЗЫКА ЛЕГКАЯ ИЛИ СЕРЬЕЗНАЯ ?».



Цели:

Образовательная:

  1. Уметь самостоятельно добывать знания.

  2. Уметь осуществлять вставку подобранного материала по теме в виде: рисунков, видео фрагментов, текста в презентацию.

  3. Уметь формировать умения, которые обеспечивают успешное выполнение презентации, ее озвучивание, донести информацию до зрителей.

  4. Должны понимать и разбираться в жанрах музыки

  5. Должны уметь ответить на поставленный вопрос о джазе.

Развивающая:

  1. Обогащение и усложнение словарного запаса; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

  2. Умение мыслить – значит уметь анализировать, уметь выделять главное, уметь сравнивать, уметь строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

  3. Умение ориентироваться во времени, правильно строить речь.

Воспитателльная:

  1. Воспитывать чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам.

  2. Воспитывать ответственное выполнение заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.

  3. Воспитывать добросовестность и ответственность, чувство гордости за историю развития сказок и сказочных персонажей своей страны.





Методическая цель: Развитие и выявление познавательной активности

учащихся на основе использования презентационного

материала.

Тип: творческий.


Вид: Выступление.


Методы: Частично поисковый.


Методические приемы:

Словесные: рассказ с элементами беседы и с проведением викторины.

Наглядные: интерактивная презентация.


Технологии: групповая, игровая.




Материально-техническое оснащение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная презентация, созданная средствами программы MS Power Point.


Форма проведения мероприятия: выступление.

Структура презентации проекта:

п/п

Этапы

Время

1

Актуализация темы проекта

3 мин.

2

Выступление – презентация проекта

40 мин.

3

Заключительная часть

2 мин.





  1. Актуализация проекта:

Уважаемые студенты мы сегодня хотим вам рассказать о джазе. Прослушав подборку нашего материала, попробуйте дать ответ на вопрос: «ДЖАЗ!МУЗЫКА ЛЕГКАЯ ИЛИ СЕРЬЕЗНАЯ ?» И сегодняшнее выступление хочется начать словами: «Джаз – это ритм и чувство. Этому нельзя научить!» /слайд №1,2/

  1. Выступление – презентация.

/Слайд №3/ – высказывание о джазе: «Джаз даже не всегда можно назвать музыкой – это своеобразный вид общения, это взаимный обмен человеческими эмоциями, это встречные потоки флюидов из зала и со сцены». — Дейв Брубек.

Докладчик Фирюлин Александр.



/Слайд №4/ — докладчики Мальцева Елизавета и Филимонова Виктория

Коротко рассказывают историю возникновения джазовой музыки.

Музыкальное искусство джаз появилось в конце 19-го века в результате слияния африканской и европейской культур. Первые композиции базировались на импровизации и полиритмических моделях. 

Основоположниками джазовой музыки можно считать африканские народы. Для их культуры характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием и прихлопыванием. Подобный регтайм в сочетании с блюзовыми мотивами и дали новое музыкальное направление — джаз. Появился он в США в результате завоза туда рабов из Африки, которые пытались создать свою культуру, в том числе и музыкальную. 

Джаз на протяжении своей истории никогда не был популярной музыкой, им восхищались лишь те, кто действительно чувствовал его душой. На этот счет хорошо ответил Луи Армстронг, которого спрашивали «Что такое джаз?». Он сказал:

«Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять».

Этапы развития этой музыки можно поделить на следующие интервалы:

1. зарождение классического джаза;

2. зрелый период (свинг);

3. совремеменный джаз.

До Первой Мировой войны джаз считался народной музыкой. После он начал завоевывать новых слушателей, а в годы Второй Мировой и вовсе получил всемирную известность. Музыканты собирались в биг-бенды, где каждый играл свою партию. Таким образом получался целый оркестр, играющий громкие мотивы. В 60-х его признали как отдельный музыкальный жанр и новое направление в искусстве. 
На сегодняшний день насчитывается порядка 30 направлений джаза, которые не похожи друг на друга. Каждый может найти себе музыку по душе и наслаждаться ею. Стоит также отметить, что некторые другие стили много позаимствовали именно у джаза. Остались как приверженцы классического звучания, так и те, кто любит проникновение новых современных звуков в музыкальные композиции.



/Слайды №5-10/ — вводят нас в мир музыкальных джазовых инструментов.

Студенты не только прослушают информацию об инструментах, но и смогут оценить подобранные композиции соло игры на этих инструментах, которые будут проигрываться после каждого выступления.

Аккордеон: докладчики Ермилова Анастасия и Пугин Александр.



Альтовый саксафон: докладчик Форопонов Егор.



Бамбула: докладчик Фирюлин Александр.



Кларнет: докладчик Пугин Александр и Сердюкова Виктория.



Банджо: докладчик Мальцева Елизавета.



/Слайд №11/ Прослушав как звучат те или иные инструменты, Филимонова Виктория предложит викторину, смысл которой следующий: из зала приглашается 3-4 участника, желающих поучаствовать в викторине «Угадайка!». Под номерами зашифрованы сольные композиции на джазовых инструментах. Их надо угадать. Итак под №1 – аккордеон;

2 – банджо;

3 – кларнет;

4 – саксафон;

5 – труба;

6 – гитара;

Победившему вручается приз – шоколадка.



/Слайд №12/ — Филимонова Виктория рассказывает о характерных чертах джаза.

-Острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования;

-Широкое употребление ударных инструментов;

-Сильно развитое импровизационное начало;

-Выразительная манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией и звуковой напряженностью;



/Слайды №13-15/ — дают информацию о языках джаза и их истоках. Это спиричуэл, рэгтайм и блюз.

Итак СПИРИЧУЭЛ:

жанр афроамериканской духовной хоровой музыки, возникший на Юге США в первой четверти XIX в. и впитавший англокельтские и африканские музыкальные традиции. Под влиянием христианской псалмодии Спиричуэл окончательно откристаллизовался в самобытную многоголосную хоровую форму. Характерные выразительные средства и приемы: коллективная импровизационная, европейская гармоническая основа, заимствованная из христианского гимна и лютеранского хорала мелодия. Пение сопровождается танцевальными движениями. Спиричуэл считается одним из основных истоков джаза. Многие мелодии Спиричуэла вошли в антологию джазовых тем для импровизаций.

Интонации и мелодии Спиричуэла использовали в своих произведениях известные композиторы-академисты — Дж. Гершвин , выдающиеся исполнители:

ансамбли «Go Down Moses», «Deep River», «Swing Low, Sweet Chariot«;

певцы Махелия Джексон, Розетта Тарп, Мариан Андерсон, Поль Робсон и др.

Докладчики: Козырев Максим и Форопонов Егор.

РЭГТАЙМ:

Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.



Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот.

Происхождение слова «регтайм» до сих пор неясно. Возможно, оно происходит от англ. ragged time («разорванное время», то есть синкопированный ритм).

Докладчик: Хворост Елисей.

БЛЮЗ:

Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль) — музыкальная форма и музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «Хлопкового пояса». Докладчик: Мальцева Елизавета.



/Слайд №16/ — под композицию группы Стинг соло рояля и саксофона Фирюлин Александр читает стихотворение:

Закутываюсь в чёрный бархат блюза

и, невесом, плыву, закрыв глаза…

Об этом невозможно рассказать.

От удивительного с музыкой союза

чувствительней становится душа,

светлей становится, да просто молодеет,

непостижимо как, но всё ж имеет

влияние блюз на души. Не спеша,

издалека плывёт не нарочито

за музыкой чуть слышный разговор…

Впервой, не приходилось до сих пор

в живую – блюз. Колотит деловито

ударник, выпевает саксофон

мелодию, солирует гитара…

Я ощущаю резонанс удара

и пульса… Резонанс ли, унисон –

не всё ль равно, я в чёрный бархат блюза,

закутавшись плыву, глаза закрыв…

Как близок, как понятен мне мотив,

в моей душе открывший настежь шлюзы!



/Слайды №17- 21/ — представляет Ермилова Анастасия.

Студенты, подготовившие материал предлагают коротко посмотреть видеоролики об известных джазовых исполнителях.

Едди Рознер(автобиография и его заслуги);

Луис Армстронг с композицией : «Как прекрасен этот мир!»;

Диззи Джилеспи с композицией : «Караван»;

Элла Фицджерадьд и соло на трубе Луис Армстронг: «Summertimes»;

Пол Робсон с композицией : «16 тонн»;

  1. Заключительное слово.

/Слайд № 22 /Руководитель проекта/.

Со словами благодарности к студентам, слушавшим информацию о джазовой музыке. И попытаться вовлечь их в дискуссию, чтоб ответить на вопрос: «ДЖАЗ –

МУЗЫКА СЕРЬЕЗНАЯ ИЛИ ЛЕГКАЯ?»

Послесловие: прозвучало много ответов:

— и что музыка не серьезная;

— и что легкая;

— и что серьезная;

— и что так и не разобрались, какая же это музыка;

— но был очень интересный ответ: «Это музыка для сердца ».

Вот и судите теперь: удался проект или нет?!

Для Вас старались:
Руководитель проекта – Сугак Т.В. (преподаватель математики)
В главных ролях студенты группы 11 ОПП:

-Филимонова Виктория

-Фирюлин Александр

-Форопонов Егор

Группы 11 СТ:

-Козырев Максим

-Сердюкова Виктория

-Хворост Елисей

Группы ОПП 1-14:

-Маьцева Елизавета

-Пугин Александр

-Ермилова Анастасия.

Материал к презентации подготовили Мальцева Елизавета и Нефедов Павел – группа ОПП 1-14.
Материал, используемый в проекте :

  1. Музыкальные композиции: А. Гуреев соло на саксафоне;

  2. Аккордеон соло

  3. А. Симаков джазовое соло на кларнете

  4. Е. Рознер соло на трубе

  5. Електрохаус соло на аккардеоне

  6. Кантри соло на банджо

  7. «Кефир» блюзовая композиция

  8. Регтайм из к/ф «Здравствуйте, я ваша тетя»

  9. Луис Армстронг «Let my people go»

  10. Соло на гитаре Д. Мален

  11. Соло на кларнете «Msunshaynbishe»

Свежие документы:  Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: