Проект урока музыки
Учитель музыки Смирнова Нина Юрьевна
Локтевский район, МБОУ «СОШ №4»
Автор: Г.С. Ригина
Тема урока «Р.К. Щедрин. Балет «Конек горбунок»
ХПИ: во взаимосвязи смежных видов искусств музыки, поэзии и живописи создать целостную картину русской народной сказки, ее красоту и гармонию
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель:
формировать представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном произведении и их значении в создании музыкального образа.
Задачи:
— путем освоения интеграционного поля мира искусства ввести в образный мир сказки превратить урок музыки в диалог нескольких видов искусств (взаимопроникновение) — музыки, поэзии, живописи;
— воспитывать любовь к Родине, ее истории;
— развивать вокально — хоровые способности и чувство ритма.
Предполагаемые результаты: Формирование ключевых компетентностей учащихся: общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма урока: интегрированный урок.
Оснащение урока: портреты писателя П.П. Ершова, композитора Р.К. Щедрина, мультимедийное оборудование (компьютер, электронный диск со слайдами, экран и т.д.), музыкальный диск (фрагменты из балета «Конёк-Горбунок»).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Система контроля на уроке: сочетание контроля учителя и самоконтроля учащихся.
Ход урока
Этапы урока | Художественно-эстетическая деятельность ученика | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Предполагаемые результаты, рефлексия | |
1 | Настрой на урок
| Вход в класс под музыку «Там на неведомых дорожках»
Ответы детей
Ответы детей
Свободное рассуждение детей. | С помощью музыки создать сказочное настроение у учащихся
Здравствуйте. Наш урок сегодня посвящен очень известному литературному персонажу. А какому вы ответите мне сами, отгадав загадки: Клад искал на дне морском, Догадались, о ком идет речь? Кто из вас читал эту сказку? Это волшебный герой из замечательной литературной сказки «Конек-горбунок». В нескольких городах России этому герою установили памятник. Посмотрите на экран. Чем он заслужил такой почет и уважение? | Создать ощущение сказочности, волшебства, ожидания чуда.
Познакомить с памятниками Коньку-горбунку
|
2 | Вхождение в тему урока Постановка цели и задач урока. Помочь детям через рассуждение сформулировать тему урока. | Учащиеся просматривают видеофрагмент из балета. Ответы детей.
Учащиеся осмысливают формулировку темы
Учащиеся определяют цель своей деятельности на уроке. | Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что вы там увидели? (видеофрагмент балета).
А что такое балет? Откройте музыкальный словарик в учебнике и найдите определение балета. Помогите сформулировать мне тему урока. Тема нашего урока – «Балет «Конек-горбунок» Р.К. Щедрина» (на слайде тема урока). Как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке? Сегодня мы — познакомимся с творчеством Р.К.Щедрина – замечательного русского композитора. — узнаем какими музыкальными средствами он рисовал сказочных героев в своем произведении. — научимся видеть и слышать картины художников (слайды с задачами урока). |
Самостоятельно сформулировать тему урока, вызвать интерес к ней. |
3 | Кульминация урока, раскрытие темы |
Эмоционально откликаются на живописные образы, свободно рассуждают. Рассказывают о своих эмоциях.
Дети делятся на три группы.
Ответы детей
Свободное рассуждение детей.
Ответы детей
Свободеое рассуждение детей | Веселую сказку «Конек-горбунок» о приключениях крестьянского сына Иванушки, о глупом царе, прекрасной Царь-девице и волшебном Коньке-горбунке написал Петр Павлович Ершов, а музыку к сказке – композитор Родион Константинович Щедрин. П.П.Ершову было только 19 лет, когда вышел из печати его «Конек-горбунок». Сказка сразу полюбилась читателям и стала широко известна. П.П Ершов познакомился с А.С.Пушкиным и другими писателями. Более чем через сто лет после появления сказки был написан балет «Конек-горбунок» молодым в то время композитором Р.К.Щедриным. Родион Константинович Щедрин окончил Московскую консерваторию, написал несколько балетов, музыку для симфонического оркестра, фортепианные сочинения и произведения для других музыкальных инструментов. Но особенно известны его балеты, среди которых и балет «Конек-горбунок». Музыка балета «Конек-горбунок» яркая и образная. В ней много забавного и шутливого, сказочного и фантастического. (на слайде Конек горбунок) Горбунок-конек встряхнулся, Встал на лапки, встрепенулся, Хлопнул гривкой, захрапел – И стрелою полетел. Дайте характеристику этому герою сказки. Какой он? А сейчас мы услышим, каким себе представлял Конька-горбунка Щедрин. (слушаем фрагмент Конек-горбунок) Схожи наши представления об этом герое? А следующий фрагмент балета мы посмотрим. (видео фрагмент «Царь Горох» Какими инструментами изображен этот герой? Какой у него характер? Какие краски вы бы взяли для того чтобы изобразить Царя? Почему? А девица не простая, Дочь, вишь, Месяцу родная, да и солнышко ей брат. Какими линиями вы бы нарисовали Царь-девицу? Почему? (на слайде линии). Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке (на слайде Рыбы-кит) Что вы там слышите? А теперь что видите? Сходятся наши ответы с предыдущими? Почему? – А теперь вспомним содержание всей сказки. Посмотрите на экран и расположите иллюстрации в нужном порядке. (Иллюстрации расположены не по порядку, их нужно расположить в правильном порядке).
Молодцы справились с заданием. Физминутка. | Вызвать живой отклик детей на предлагаемый материал, помочь с помощью наглядных изображений и музыкальных произведений запомнить и помочь пережить эмоции, вызванные образами. развивать умение слушать мир.
Создать атмосферу сотворчества, желание выразить себя. |
4 | Обобщение темы. Через знакомую детям песню, гармонизировать психологическое состояние | Свободное рассуждение детей.
Пение детей. | Работа над песней. Песня о волшебниках. Итог урока | Вспомнить состояния, вызываемые разнообразными колокольными звонами. Ощутить прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. |
Используемые учебники и учебные пособия:
учебник «Музыка 3 класс» Г.С.Ригина
поурочное планирование уроков музыки в 3 классе по программе Г.С.Ригиной
Используемое оборудование:
компьютер, экран, магнитофон.