Роль музыки и музыкального сопровождения
на занятиях по ритмике.
Музыка занимает одно из центральных мест при проведении ритмических занятий. Мы говорим: « Следует научить детей красиво двигаться ». Но для того, чтобы это получилось надо подобрать очень хорошую музыку (музыкальное сопровождение), воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества: П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, Л. В. Бетховена, А.К. Грибоедова, Ф. Шуберта, А. Скрябина и многих других российских и зарубежных композиторов.
Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной обработке, то её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке.
Стараюсь осуществлять подбор музыки, передающей разнохарактерные образы: от весёлых, беззаботных или лирических, от нежных до энергичных, волевых, серьёзных. Это обогащает и организует эмоциональный мир ребёнка.
Я разделяю взгляды современных педагогов – ритмистов, которые считают, что не всякое музыкальное произведение может стать основой для ритмических упражнений. Есть много прекрасной музыки, совершенно не подходящей для воспроизведения в движении.
Строя свою работу по музыкально – ритмическому обучению я учитываю следующее:
Темп движений (устойчивость, переключение с одного темпа на другой, постепенное ускорение или замедление темпа).
Характер и динамика движений (характер музыки, отражение динамических оттенков).
Форма и фразировка (часть, предложение, фраза).
Метр (начало такта, затакт, дирижёрские жесты на 2/4, 3/4, 4/4).
Ритмический рисунок (целая нота, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая).
Передача ритмического рисунка (хлопками, шагами, бегом, соблюдением пауз, синкопы).
Именно мелодия – основа музыкально — двигательного образа. Вначале я беру материал, построенный на простейших музыкальных произведениях (русские народные мелодии или мелодия, имеющая простейшую гармонию). В таких упражнениях простой музыкальный образ передаётся одним несложным движением (действием).
Например, дети 3- 4 лет с большим интересом передают образы диких и домашних животных. Задача, которая ставится перед ними — это начинать и заканчивать действие в соответствии с развёртыванием и завершением музыкальной мысли.
Даже такое, казалось бы несложное упражнение, не всем детям удаётся выполнить с первого раза. Для того, чтобы данное действо выполнялось детьми более совершенно, на занятиях к одному и тому же образу можно вернуться несколько раз, но в разной игровой форме.
Постепенное усложнение музыкально — двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развёрнутым содержанием и более сложной формой (двумя, тремя частями) как музыкальный рассказ. Можно отразить под музыку в движениях не только животных, но и проявления погоды, времён года, день – ночь и многое другое.
Очень часто приходится слышать просьбы детей о том, чтобы повторить тот или иной образ – это говорит о том, что им нравится выполнять данное упражнение и с каждым разом данное упражнение делается более выразительно.
Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир наших воспитанников, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.
Детям часто мешает двигаться плохая координация движений. Иногда ритмичность и координация движений нарушаются у тех детей, которые ещё не умеют непосредственно отдаться музыке и движению – игре, танцу, упражнению. Дети , особенно на первом году обучения пытаются выполнять задание по внешним его признакам, а не по содержанию: они стараются механически копировать движения педагога или товарищей, формально согласовывать их с музыкой и т. п. Таких детей я стараюсь не торопить и не упрекать за ошибки, а советую лучше слушать музыку.
Мною замечено, что дети, страдающие излишней возбудимостью, неуравновешенностью, очень любят упражнения с лиричными, задумчивыми или просто успокаивающими образами.
Всегда обращаю внимание на выражение лиц движущихся детей, по ним сразу видно, что даёт музыка.