Конспект урока музыки «На выставке музыкальных инструментов»

Автономная Некоммерческая Организация

Дошкольного Образования

«Планета детства «Лада»

Детский сад №97 «Хрусталик»

Самарская область






Конспект урока музыки

«На выставке музыкальных инструментов»



подготовили

музыкальный руководитель Рузанова Лариса Геннадьевна

воспитатель Садовникова Надежда Викторовна

















г.о. Тольятти 2012г.




Цель: Познакомить с русскими народными инструментами

Программное содержание: Расширять знания детей о русских народных инструментах, познакомить с историей их создания (гусли, балалайка, трещотка, ложки). Определять и различать звучание русских народных инструментов. Воспитывать интерес и любовь к русскому фольклору.


Оборудование:

  • Художественное слово (стихи, загадки, пословицы),

  • Технические средства оснащения.

  • Видеозапись выступлений:

оркестра русских народных инструментов

ансамбля балалаечников

  • Музыкальные инструменты (гусли, цитры, балалайка, трещотка, баян, ложки)



Предварительная работа:

  • Чтение былины «Садко»

  • Слушание народных мелодии «Во поле береза стояла», «Во кузнице», « Калинка», «Утушка луговая»

  • Обучение игре на музыкальных инструментах

  • Разучивание песен на музыку и слова З.Роот

«Гармошка-говорушка»

«Чудо балалайка»



Ход:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку, она открылась у нас в музыкальном зале, хотите её посетить?

Дети: Да!


Дети проходят к центральной стене зала


Воспитатель: Посмотрите, какие предметы представлены на выставке?

Дети: Это музыкальные инструменты

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти по выставке, рассмотреть ее экспонаты, а потом мы с вами поделимся впечатлениями


Дети под звучание народных мелодий рассматривают инструменты


Воспитатель: Как вы думаете, нам в жизни нужны музыкальные инструменты и для чего?

Дети: На них можно играть; под их звучание можно танцевать; можно просто наслаждаться их звучанием, если плохое настроение.

Воспитатель: Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. С древних времен и до наших дней музыка сопровождает жизнь человека. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. На нашей выставке представлены русские народные инструменты.

Как же они звучат, как на них играют, кто их изготовил? Много возникает вопросов у вас!

Музыкальный руководитель: Сегодня я буду вашим экскурсоводом, а вы мне будете помогать.


Предлагаю детям присесть


Знакомство с инструментами мы начнем с самого древнего музыкального инструмента на Руси. Вспомните, пожалуйста, былину «Садко». Чем прославился Садко? (ответ)

Да, ребята, Садко был купцом, жил в Новгороде. Не был он богатырем, как Илья Муромец, или Добрыня Никитич, не совершал он подвигов. И все-таки сложил народ о нем былину, потому что сила его была подстать богатырской. Садко играл на инструменте, которому народ присвоил волшебную силу. Как же называется этот инструмент?

Дети: гусли.


Слайд – Гусли, и их звучание.


Музыкальный руководитель: Гусли – это старинный народный инструмент. Название «гусли» происходит от древнего слова «густы» — гудеть, они издают гудящие звуки. Гусли имеют плоский деревянный корпус в форме трапеции с несколькими струнами. Человека, играющего на гуслях, называли «гусляр». Исполнитель держал инструмент на коленях и пальцами перебирал струны. Позднее при игре на гуслях стали использовать пластинку, она называется медиатор, и звук стал громче и звонче. Гусли стали называть «звончатые. Игрой на гуслях сопровождали рассказыванием былин, звучали гусли на пирах княжеских. Сейчас созданы современные разновидности гуслей – цитры, цимбалы.

Воспитатель: А наши девочки научились играть на цитре. Послушайте в их исполнении русскую народную мелодию «Во поле береза стояла»


Ансамбль девочек играет народную мелодию на цитрах


Музыкальный руководитель: А какой следующий инструмент будем рассматривать, вы должны определить, когда отгадаете загадку:

Ой, звенит, она звенит

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

ей для музыки нужны.

что такое отгадай-ка. Это наша …

Дети: балалайка!

Воспитатель: А кто может рассказать про этот инструмент?

Дети: она деревянная и треугольная, у неё есть струны.

Музыкальный руководитель (показываю инструмент) Да, ребята, у балалайки три струны, корпус деревянный, правильно вы заметили треугольной формы. Есть гриф. Звук извлекают ударом пальцев при быстрых взмахах кисти рук или пощипыванием.

Воспитатель: А чем похожа балалайка на гусли?

Дети: Струнами!

Музыкальный руководитель: Да, ребята, и гусли и балалайка – это струнные инструменты, или их называют щипковые, потому что, когда на них играют, как бы пощипывают струны.

Балалайка – это музыкальный символ России. Раньше, когда не было магнитофонов, музыкальных центров, у многих в доме была балалайка. Парни и девушки собирались вечером на гулянье, пели и плясали, водили хороводы под игру на балалайке. Она – непременный участник русских народных гуляний. О ней сложено много потешек, частушек песен.

Воспитатель: Давайте, ребята вспомним пословицы про балалайку.

Дети: « С балалайкой работа спорится», «Балалайка – не огонь, а разбирает», « Бери балалайку в руки и не будет скуки!»

Музыкальный руководитель: Давай исполним песню о балалайке


Звучит песня «Чудо балалайка» музыка и слова З. Роот


Музыкальный руководитель: А сейчас мы с вами послушаем в исполнении ансамбля балалаечников русскую народную мелодию «Калинка»


Предлагаю под звучание мелодии свободно танцевать


Музыкальный руководитель: Продолжим знакомство с русскими народными инструментами.


Показываю трещотку и демонстрирую игру на ней


— Это трещотка. Она состоит из деревянных пластин, нанизанных на два шнура или ремешка. Для того, что бы пластинки ни соприкасались одна с другой, между ними сделаны деревянные прокладки. При игре трещотку растягивают веером за концы ремешков обеими руками и поднимают кисти рук, заставляют пластинки ударяться друг о друга.

Трещотка – ударный инструмент. Она как бы трещит, поэтому её так и назвали. Трещотка имитирует хлопки в ладоши.

В далекие времена звуки музыкальных инструментов казались людям волшебными. На трещотках играли женщины на свадьбах. Трещотки украшали лентами, цветами. Были такие предания, что трещотки своим звуком отгоняют от жениха и невесты, злых духов.


Предлагаю просмотреть на экране видеозапись выступления народного ансамбля с трещотками.


Воспитатель: Я хочу загадать детям загадку:

«Какой музыкальный инструмент мы достаем по три раза в день, но не для игры?»

Дети: Ложки!

Музыкальный руководитель: — правильно! Звонкие, резные ложки расписные!

Почему деревянные ложки оказались на нашей выставке?

Дети: на них можно играть!

Музыкальный руководитель: Конечно, на них можно играть!

Воспитатель: Давайте послушаем, как научились наши дети играть на ложках.- « Заиграйте, ложки! Заиграйте, расписные!»

Наша ложка с позолотой

Самый лучший инструмент.

А ребята этой ложкой хорошо едят картошку!»


Звучит народная мелодия «Во кузнице» в исполнении ансамбля ложкарей


Музыкальный руководитель: А можно ли послушать одновременное звучание нескольких инструментов?

Дети: Да, можно – это будет оркестр!

Музыкальный руководитель: Да, ребята, оркестры бывают разные, их название зависит от того какие инструменты играют в этом оркестре. Я вам предлагаю послушать в исполнении оркестра русских народных инструментов русскую народную мелодию « Я с комариком плясала». Прислушайтесь, звучание, каких инструментов вы услышите?


Дети слушают музыку, затем перечисляют услышанные инструменты, среди которых балалайки, трещотки, ложки.


Музыкальный руководитель: А еще ребята, здесь звучит гармонь — это еще один любимый инструмент на Руси. Вот этот инструмент тоже есть на нашей выставке. По бокам гармони есть кнопки – клавиши, при игре их нажимают, растягивают меха и получается мелодия. Есть гармони саратовские, тульские – у них разное звучание. Поэтому гармонь стали называть «баян» в честь старинных русских песенников «баянов». У современных баянов увеличилось количество кнопок.

Воспитатель: А наши ребята знают песню о гармони, давайте, дети, исполним её.


Звучит песня «Гармошка-говорушка» музыка и слова З. Роот


Дети: По выходным дням показывают передачу «Играй гармонь»

Музыкальный руководитель: Со всех уголков России съезжаются гармонисты, чтоб повеселить народ своей игрой. В их исполнении звучат народные песни, плясовые мелодии, частушки. Я знаю ребята, что вы тоже сейчас сможете повеселить нас!


Звучат в исполнении детей народные мелодии «Как у наших у ворот»; «Утушка луговая» (ДМИ – баян, цитры, ложки, трещотка»)


Музыкальный руководитель: Молодцы, Спасибо!!!

Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу, я надеюсь, всем очень понравились экспонаты нашей выставки! А в следующий раз мы познакомимся с другими инструментами.
































Литература:

  1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: «Просвещение», 1990г.

  2. Радынова О.П., Беседы о музыкальных инструментах. Комплект из трех аудиокассет и дидактического альбома к программе “Музыкальные шедевры”. М – 1999 г.






Свежие документы:  Конспект урока на тему "РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: