Открытый урок по музыке
Тема урока: « Народное творчество и современные дети» 4 класс
Кочкина Елена Петровна,
НОУ «СОШ №48 ОАО «РЖД»,
Педагог дополнительного образования
Предмет (направленность): музыка
Возраст детей: 4 класс
Место проведения: класс
Цели:
Образовательные:
— систематизация знаний по детскому фольклору.
— выяснить, какие существуют жанры детского фольклора.
Развивающие:
— развить у учащихся память, ритм, мышление, артикуляцию, артистизм.
Воспитательные:
— воспитывать у учащихся любовь к своим народным корням, любовь к народному творчеству;
— воспитывать у учащихся уважение в межличностных отношениях.
Методы обучения:
— словесный (рассказ, беседа поисковая);
— демонстративный;
— наглядный.
Формы работы:
— индивидуальная;
— групповая.
Тип урока: урок – мастерская.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Учитель: Ребята! Тему урока вы видите на доске. А что такое детский фольклор?
Уч: Детский фольклор – это песни, исполняемые детьми. Песни взрослых, но адресованные детям.
Учитель: По словарю Ожегова фольклор – это совокупность народных обрядовых действий. Это народное творчество, в данном случае – детское. Весь фольклор поделим на жанры. А что означает слово «жанр»?
Уч: Жанр – это тип или вид.
Учитель: Жанр в применении к русскому народному творчеству означает род, вид или разновидность произведений музыкального фольклора, обладающих общими чертами структуры и художественной образности в связи с общественной и бытовой функцией. А теперь мы попробуем систематизировать детский фольклор по жанрам.
Ниже прикреплены таблички с разными названиями. Ученики делятся на команды, и каждая из них выполняет задание по выбору по одной из табличек. Выбирают таблички методом жеребьевки. Дается время (ограниченное).
Учитель: Ребята, чья команда готова?
Уч: Мы готовы! Таблички с названиями «колыбельные», «пестушки», «потешки», «поскакушки» мы отнесем к жанру – материнский фольклор.
Учитель: Молодцы! А почему именно материнский?
Уч: Потому что мама поет колыбельные своему ребенку, а потом пестует его, играет с ним. Дети потом так же играют со своими куклами.
Учитель: Хорошо! А привести пример можете?
(Дети берут в руки кукол и убаюкивают ее под колыбельную):
Баю, баюшки- баю,
Колотушек надаю.
Колотушек двадцать пять,
Будет Маша крепко спать.
( Садят на колени кукол и пестуют):
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Дашу подрастушеньки.
Ты расти здоровая во все времечко,
Как пшеничное тестечко.
(Исполняя потешку, ручки куклы двигают к себе и от себя):
Тра-та-та, тра-та-та,
Пожалуйте решета.
Мучки посейте, пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах!
Учитель: Команда справилась с заданием. Молодцы! А теперь посмотрим, что приготовила другая команда.
Уч: Мы объединили в один жанр считалки, скороговорки, заклички, дразнилки, докучные сказки.
Учитель: А что они означают? Дайте определения. Приведите примеры.
Уч: Считалка – это ритмически организованное, рифмованное построение, исполняемое говорком или на распев указательными жестами. По считалке выбирают водящего для игры, чтобы было все по справедливости.
(Встают в кружок, один из детей поет считалку):
Шла коза по мостику,
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Скороговорка – это частоговорка. Скороговорку проговаривают быстро три раза подряд.
(Можно провести конкурс , кто быстрее проговорит).
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
( Дети встают кружком и закликают весну):
Жаворонушки, прилетите!
Красно лето принесите!
А зиму-то унесите!
Нам то надоела,
Как пуще горькой редьки.
Надоела, уморила,
Ручки — ножки сморозила!
Уч: Дразнилкой умышленно сердят кого–нибудь, насмехаются.
Рева – корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
Три пяточка!
Уч: А докучных сказок мы знаем очень много!
Учитель: А какую сказку мы называем докучной?
Уч: Докучной сказкой мы называем сказку, у которой нет конца.
( Можно устроить конкурс на лучшую докучную сказку):
Жила – была бабка
Возле самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Взяла бабка мыло,
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша –
Начинай сначала!
Учитель: Замечательно команда справилась со своим заданием! А теперь послушаем ребят третьей команды.
Уч: Игровые, хороводные, шуточные, плясовые песни и частушки мы объединили в игры.
Учитель: Правильно! Приведите примеры.
(Если время урока позволяет — можно исполнить все варианты игр. Участники стоят кругом, держась за руки. Выбирается водящий, который должен к концу песни показать какое – нибудь движение или фигуру, чтобы участники за ним повторили):
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей, все без бровей.
С такими ушами, с такими глазами,
С такими носами, с такой головой,
С такой бородой. Ничего не ели,
На нее глядели! Разом делали вот так!
(Команда исполняет песни «Как у наших у ворот», «Бабка шла – шла, шла…», несколько частушек.
Учитель: И третья команда отлично справилась со своим заданием! Все команды молодцы! Работали сообща, дружно, сплоченно. Только все вместе мы с вами добились замечательных результатов!
3.Обобщение:
Учитель: Дети! Сегодня мы привели в систему жанры детского фольклора. Но это далеко не все жанры, их на много больше. Но мы взяли основные.
И так: В детский фольклор входит много жанров. Их можно систематизировать. Эти жанры появлялись в разное время. Жанр может быть древним, а произведение этого жанра – новым. Например: считалка – «На золотом крыльце сидели… — начало древнее – «царь, царевич, король, королевич»…, а продолжение – новое – «мишки Гамми»… И примеров очень много! Поэтому мы говорим, что детский фольклор жив! И современные дети знают его и продолжают сочинять многие его жанры. Домашним заданием будет: выписать в таблицу жанры детского фольклора. Приготовить по 2 примера каждого вида.
Рефлексия.
Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Чему научились на уроке?