Ф.И.О.: Смаглюк Вера Петорвна
Место работы: КОУ «Специальная — (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №17» Омской области.
Должность: Учитель музыки и пения.
Конспект урока музыки. 4 класс.
Тема: Ноги сами в пляс пошли.
Хоровое пение: «Ой, вставала я ранёшенько». РНП (закрепление).
«Во кузнице». РНП (разучивание 1,2 куплет).
«Наш город родной» В.Киселёв.
Слушание: «Ах, вы сени» РНП.
Муз. В. Сомова сл. С.Денисенко «Песня об Омске».
Цель:
— закрепление РНП «Ой, вставала я ранёшенько»;
— познакомить и разучить 1,2 куплет РНП «Во кузнице»;
-послушать РНП «Ах, вы сени» — определять звучание балалайки.
Задачи:
Образовательные:
— петь самостоятельно РНП «Ой, вставала я ранёшенько», передавать весёлых характер песни, в проигрыше использовать шумовые инструменты.
— разучить 1,2 куплет РНП «Во кузнице», работа над дикцией, мелодией, дыханием.
— послушать РНП «Ах, вы сени», определять звучание балалайки.
Коррекционно-развивающие:
— продолжать развивать словарный запас детей, развивать музыкальные способности, расширять музыкальный кругозор.
Воспитательная:
-прививать любовь к РНП, исполнять их.
Методы и приёмы:
Зрительно-наглядный (иллюстрация к песне «Во кузнице», иллюстрации детских музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, бубен, треугольник).
Звуковой (детские шумовые инструменты: ложки, бубен, трещотки, бубенчики. Кассета).
Словесный (рассказ, беседа, загадки).
Практический (игра на шумовых инструментах).
Словарная работа:
Кузнец, кузница, черевички.
Оборудование: иллюстрации, карточки, шумовые инструменты, магнитофон, кассеты.
Ход урока:
Организационный момент.
Вход под музыку РНП «Пойду ль, я выйду ль я».
Музыкальное приветствие.
2. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока ноги сами в пляс пошли. На уроке мы будем исполнять РНП, и слушать РНП.
3. Распев:
Ходит котик по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топ, топ, топ по лавочке (топаем)
Цоп, цоп, цоп за лапочки (хлопаем)
Упражнение поем с хорошей дикцией с движениями.
Хоровое пение.
— На предыдущих уроках мы знакомились с РНП.
— Какие песни мы называем РНП? (которые сочинил русский народ).
— Какие бывают РНП? (хороводные, плясовые).
— Сегодня мы будем разучивать РНП «Во кузнице». Кто из вас знает кто такой кузнец? (ответы детей).
— Кузнец – это человек, который мастерит предметы из железа. В давние времена эта профессия была очень нужной, человек этой профессии обладал хорошим здоровьем и большой силой (иллюстрация).
— Что означает слово кузница? (ответы детей). Кузница – это помещение, где работает кузнец.
Слушание песни «Во кузнице».
— Эта песня относится к трудовым песням. Для чего люди сочиняли трудовые песни? (ответы детей). С песней легко работалось, она помогала людям в работе.
Разучивание 1, 2 куплета. Работа над мелодией, дикцией, динамикой.
Звучит мелодия РНП «Ой, вставала я ранешенько».
— Определить название песни.
— К каким РНП она относится? (к плясовым).
— Как нужно ее исполнять? (весело, радостно, оживленно).
— А теперь мы ее исполним, а чтобы песня звучала веселей, мы будем подыгрывать на шумовых инструментах (дети берут шумовые инструменты по желанию, говорят его название: бубенчики, трещотки, ложки…)
Исполнение песни.
Итог:
-Назовите РНП которые мы исполняли на уроке?
— К каким жанрам они относятся? (трудовые, плясовые).
5. Слушание.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с РНП «Ах, вы, сени». Сени – это помещение перед входом в дом. Сейчас это помещение часто называют веранда. Эта песня относится к плясовым песням. Музыка веселая, задорная. Исполняют ее на русских народных инструментах, а на каких, вы сейчас сами отгадаете.
—Мощный Тит, всю деревню веселит (гармонь, иллюстрация).
-Гармонь сопровождала все деревенские праздники. Под нее пели частушки, о гармони писали стихи Е.Есенин, А.Твардовский.
—Треугольник три струны, выходите плясуны (балалайка, иллюстрация).
— Балалайка является родственницей гитары, только у нее три струны. В 18-19 веке она была самым распространенным инструментом. Под нее пели и плясали во время праздников. Кроме этих инструментов будут звучать бубен и треугольник (иллюстрация). А теперь послушаем, как звучат эти инструменты все вместе.
— Во втором слушании определить звучание балалайки (поднять руку).
Итог:
— С какой РНП мы познакомились?
-Какие русские народные инструменты исполняли эту музыку?
6. Региональный компонент.
— В РНП народ воспевал свой край, его красоту. Наши Омские композиторы и поэты пишут стихи и песни о нашем городе.
Из всех городов земного шара
Люблю тебя, мой милый Омск.
Ты всех милей, ты всех красивей,
Ты – город множества цветов.
— Мы с вами учили песню нашего Омского композитора В.Киселёва «Наш город родной» (исполнение песни).
-Омские композиторы воспевают не только красивые улицы, проспекты и парки, а также наших замечательных людей, которые живут рядом с нами. Сейчас я исполню песню Омского композитора В.Сомова «Песня об Омске».
Звучит фонограмма, исполнение песни учителем.
7. Итог урока.
— Какую новую песню мы сегодня послушали об Омске?
— Назовите РНП, которые мы исполняли и слушали на уроке.
8. Рефлексия.