Учитель музыки ГБОУ СОШ №251
Гендина Алла Константиновна
Тема урока: «Оркестр: созвучие разноголосых?»
Урок разработан для 4 класса как обобщающий по теме «Симфонический оркестр». К этому возрасту учащиеся достаточно много знают о симфоническом оркестре, о тембрах музыкальных инструментов, об особенностях групп оркестра, но эти знания разрозненные. В работе с учащимися я обязательно провожу такой урок-обобщение с опорой на пройденный материал, как правило, в конце 4 класса. Последнее задание может показаться сложным для учащихся, но, если они уже работали с синквейном, проблем возникнуть не должно.
Более традиционный вариант урока дан под названием «Симфонический оркестр».
Цель урока: В процессе выполнения учебных заданий прийти к пониманию многообразия выразительных возможностей оркестровой музыки; обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.
Задачи:
На примерах оркестровой музыки выявить индивидуальные черты в звучании отдельных инструментов и групп симфонического оркестра, выразительность сочетаний-созвучий, обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре.
Вызвать эмоциональный отклик на звучание симфонической музыки.
Создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения и сотрудничества учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, синтезатор, музыкальные инструменты, изображения музыкальных инструментов, справочные материалы, бумага, материалы для творчества.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вокально-хоровые упражнения. Для пения используем темы из тех произведений, которые будут звучать на уроке (по возможности), знакомые песни о музыкальных инструментах (по необходимости).
2. П.Чайковский. Симфония №4, финал. Слайд №1, 2
Работа в парах.
Послушайте музыку.
Подберите 2-3 определения, которые наиболее полно отражают характер звучания музыки, составьте с этими словами высказывание о произведении, запишите его (маркером на листе А3). Зачитайте свое высказывание, объясните, почему вы выбрали именно эти определения. ( Все высказывания размещаются на доске или на стене класса).
Послушайте музыку еще раз. Прочитайте все высказывания, выберите, на ваш взгляд, наиболее точное. Прокомментируйте, почему вы выбрали именно его.
3. Определение темы урока.
— как вы думаете, что станет темой нашего сегодняшнего урока?
(предположения записать на доске)
— вспомните, какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?
(записать на доске)
Разделить класс на 4 группы по числу групп оркестра.
4.Работа в группах.
Подготовьте презентацию (представление) одной из групп инструментов оркестра. Используйте в своей работе музыкальные инструменты, их изображения, справочные материалы, материалы для творчества.
Обратите внимание на особенности инструментов группы, докажите ее важность и необходимость для оркестра.
Предложите вариант концертной программы: 3-4 произведения, в которых инструменты вашей группы звучат особенно выразительно.
Распределите обязанности внутри группы для подготовки и представления проекта. Представьте свою работу в классе. (Важно: ненавязчиво контролировать процесс, помогать в разрешении затруднений, возникающих у учащихся в ходе реализации проекта).
5. Представление проектов.
— Я попрошу выходить ту группу учащихся, которая представляет инструменты в соответствии со звучащей музыкой.
Слайд №4, 5 В.Моцарт. Симфония №40, 1 часть, г.п.(струнные смычковые)
Слайд №6 П.Чайковский. Танец пастушков. (деревянные духовые)
Слайд №7, 8 Г.Свиридов. Военный марш. (медные духовые)
Слайд №9 (ударные инструменты)
Оцените конечный результат: чем довольны, что не совсем получилось.
6.Возвращаемся к теме урока.
Напишите синквейн на тему: Оркестр. Вы можете выполнять задание самостоятельно или в группе (для этого необходимо найти себе товарищей, готовых с вами работать.) Воспользуйтесь памяткой для написания синквейна.
1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, выраженная в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – вывод, одно слово, существительное.
Желающие могут зачитать свой вариант.
7. Итог урока.
Что же такое оркестр?
В процессе обсуждения необходимо прийти к пониманию многообразия выразительных возможностей оркестровой музыки; обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре. Обращаемся к записям на доске. Смотрим, что предположили в начале урока, убираем лишнее. Дописываем, чего не хватает. Делаем выводы.
Запись «Оркестр: созвучие разноголосых» должна появиться на доске без вопросительного знака.
Конец урока.