Конспект урока музыки «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Управление образования Администрации

городского округа Стрежевой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №4 «ЛЕБЁДУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА













Конспект урока музыки

«Путешествие в мир музыкальных инструментов»

(с использованием слайдовой презентации)







Подготовила

музыкальный руководитель

Пугачёва Наталья Владимировна









г. Стрежевой

2011

Медиазанятие «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Музыкальный руководитель: Пугачёва Наталья Владимировна

Предмет: Музыкальное воспитание

Продолжительность занятия: 40 мин.

Группа: Подготовительная

Образовательное учреждение: Томская область, г.Стрежевой, Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №4 «Лебёдушка» общеразвивающего вида.

Авторский медиапродукт: презентация из слайдов (среда POWER POINT)


Тип занятия: игровой.


Методы обучения: беседа, художественное слово, показа демонстрационных фрагментов, чтение стихотворений, слушание музыки, исполнение песни, игра на музыкальных инструментах.


Оборудование: компьютер, экран, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, фортепиано.

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.



Задачи:


1. Образовательные

  • углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;

  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;

  • закрепление названий музыкальных инструментов.



2. Развивающие

  • развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;

  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма;

  • создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия.


3. Воспитательные

  • воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса

беседы о музыкальных инструментах, исполнений песни, чтения

стихотворений, игры на музыкальных инструментах;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.


Ход занятия:


Под вальс дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.

Ведущий. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.

1 Слайд-эпиграф урока.

«Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».


Д. Б. Кабалевский.

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.


Звучит фрагмент П.И. Чайковского «Вальс» (Виват)

(по щелчку в слайде №1)


Ведущий. Какие чувства пробудила у вас эта музыка? (ответы) Звучание, каких музыкальных инструментов вы услышали? (ответы) А кто же исполнял эту замечательную мелодию? (ответы) Правильно, самую разную музыку могут исполнить симфонический оркестр и его инструменты.

2 Слайд-тема занятия.

Ведущий. Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».

3 Слайд-оркестр.

Ведущий. А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.

Ребёнок. Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей, падает гром с небосвода –

Это мелодией вечно своей мир наполняет природа!


Ребёнок. Тихие слёзы свои ива роняет у брода,

Трелью приветствуют ночь соловьи,

Звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.

Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, — только прислушаться надо.


Звучит фрагмент «Жаворонок» П.И. Чайковского

(по щелчку в слайде №3)


4 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.

Ведущий. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!


Инструменты музыкальные,

Я скажу вам – уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.


Ведущий. Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты,

скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответы)


5 Слайд-оркестр с дирижёром.

Ведущий. Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.

6 Слайд-некоторое царство.

Ведущий. В некотором царстве, а может государстве,

Жила была гармония, по — имени любовь.

Жили, поживали, друг друга уважали,

И всегда в оркестре место звуку уступали.

Но в один ненастный день, холодный и дождливый.



7 Слайд-колдун.

Появилась злая тень – тень раздора, ссоры, злобы.

Музыка пропала и людям страшно стало.

И целый день звучит лишь дребедень.

Гармония рыдала, ведь палочки не стало,

А злая тень так громко хохотала, Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.

Теперь в том государстве не слышны инструменты,

Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.

Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.

А чтобы помочь гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!


8 Слайд-музыкальный квадрат.

Ведущий. Найдите слова – названия музыкальных инструментов. (ответы) Молодцы! С этим заданием вы справились.

Ребёнок. Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить.

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо — голоса!


Ведущий. Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы)

9 Слайд-группа ударных инструментов.

Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные?

10 Слайд-группа духовых инструментов.

Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые?

11 Слайд-группа клавишных инструментов.

Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные?

12 Слайд-группа струнных инструментов.

Ведущий. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные?

Ведущий. Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь, друзья, не шутка – физкультурная минутка. Чтобы все вы отдохнули, будем танцевать на стуле.

Музыкальная разминка «Танцуйте сидя» муз. Б. Савельева

(музыкально — ритмическая композиция А. Бурениной)


Ведущий. Продолжим наше путешествие. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какой инструмент лишний. Объясните, почему?

13 Слайд-игра «Лишний инструмент».

Ведущий. Где бы человек не находился, в каком бы настроении он не был, он поёт песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час. Много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте одну из них споём.

Ребёнок. Жила-была песенка в доме моём,

Мы с нею везде появлялись вдвоём.

Но ветер однажды её подхватил,

И в гнёздышко вместо птенца посадил.

Она провожала корабль в океан,

Присела вздремнуть на строительный кран,

Но кран был в работе и ночью, и днём,

Конечно, сидеть было трудно на нём.

Потом в облаках зазвенела она,

Потом в зоопарке была у слона,

Потом малышу помогала уснуть…

Пусть будет счастливый у песенки путь!


Исполнение песни «Веселый музыкант» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Ведущий. А теперь для вас ребятки, музыкальные загадки. Выясним их названия, их голоса и то, как на них играют.

14 Слайд-пианино.

Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется пианино) Голос пианино легко запомнить, звук может быть громким, и тихим. Покажите пальцами, как играют на клавишном инструменте пианино (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют пальцами).

15 Слайд-скрипка.

Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется скрипка) Скрипка – королева оркестра. Голос у неё высокий, мягкий, певучий. Давайте покажем, как играют на скрипке (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).

16 Слайд-барабан.

Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется барабан и барабанная дробь) А с барабаном вы уже встречались на наших занятиях. Звук его отрывистый и сухой. А как играют на этом ударном инструменте? (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют пальцами).

17 Слайд-труба.

Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется труба) Звук трубы яркий, блестящий. Покажите, как играют на духовом инструменте — трубе? (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).

18 Слайд-баян.

Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется баян) Давайте покажем, как играют на клавишном инструменте – баяне. (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент).

19 Слайд-виолончель.

Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется виолончель) У виолончели звук густой, сочный, низкий. Давайте покажем, как играют сидя на струнном инструменте – виолончели (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).

20 Слайд-бубен.

Ведущий. (после того, как дети отгадали текст загадки, по щелчку появляется бубен) Давайте покажем, как играют стоя на ударном инструменте – бубне (по щелчку картинки звучит музыкальный фрагмент и дети имитируют игру).

21 Слайд-игра «Угадай инструмент».

Ведущий. А теперь проверим, знаете ли вы голоса других инструментов? Вам нужно на слух определить, какой инструмент играет. Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов).

Ведущий. А сейчас опять игра. Перед вами на столе лежат различные музыкальные инструменты.

22 Слайд-игра «Изобрази образ».

На экране нарисованы несколько образов: капель, часы, гром, самолёт, машина, пароход, птица, море волн. Дети по желанию выбирают себе образ, подбирают к нему определённый инструмент и пробуют передать его звучание в определённом ритме.

Ведущий. Вы сегодня молодцы! Постарались от души!

Доброе сердце вернуло любовь,

И музыку счастья услышим мы вновь.


23 Слайд.

Звучит фрагмент П.И.Чайковского «Вальс» (Симфонический оркестр)

(по щелчку в слайде №23)


Ведущий. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху, пробовали подбирать инструменты к различным образам и передавать его звучание. А что вам больше понравилось на занятии? (ответы) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

23 Слайд-До свидания, до новых встреч! (по щелчку)

Дети под «Вальс» покидают класс.


Список источников:

https://www.muz-urok.ru/ — история инструментов

http://www.tatarovo.ru/sound.html — звуковые эффекты

https://simphonika.ru/violin.html — струнные инструменты

https://simphonika.ru/flute.html — духовые инструменты

https://simphonika.ru/litavra.html — ударные инструменты

https://simphonika.ru/piano.htm- клавишные инструменты

https://art.1september.ru/ картинки симфонического оркестра

https://www.posobiya.ru/ -народные музыкальные инструменты

https://www.zlatoriza.ru/- аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр» — познавательная программа для детей

Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов»

Цейтлин Б.Л. «По ступенькам музыкальных знаний» 

Радынова О.П. Музыкальные шедевры: «Музыкальные инструменты»

Кирилл и Мефодий. SD «Музыкальная энциклопедия».

Свежие документы:  Конкурс - игра «Правила дорожные знать каждому положено» для 3 класса

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: