Конспект урока музыки «ТРИ КИТА» 1 класс

Урок музыки в 1 классе

«ТРИ КИТА»

По программе «Музыка» под руководством Д. Б. Кабалевского

Составила учитель музыки

МБОУ НОШ 39 г. Белореченска

Онищенко А. А.


ТЕМА: «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ – МАРШ, ТАНЕЦ, ПЕСНЯ

ЦЕЛЬ: показать связь основных жанров музыки с жизнью;

ЗАДАЧИ: дать представление об основных жанрах музыки;

познакомить с понятиями «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

воспитывать слушательскую культуру;

развивать вокально – хоровые навыки;

ОБОРУДОВАНИЕ: «Марш». С. Прокофьев;

«Итальянская полька». С. Рахманинов;

«Настоящий друг», Б. Савельев;

Ход урока: Учащиеся входят в класс под музыку

«Веселая песенка»


  • Ребята, как появляется музыка?

  • Кто нужен для того, чтобы получилась музыка?

Сначала нужно музыку написать, ведь если представить, что нет музыки, какой унылой стала бы наша жизнь! Мамы перестали бы петь детям колыбельные песни, по радио и телевидению не услышали бы мы ни песен, ни музыки к кинофильмам, все театры были бы закрыты. Не было бы музыкальных школ, в детском саду и в школе не было бы праздников. Никто не примирился бы с такой потерей. Музыка нужна всем людям, без нее не смогли бы жить даже те, кто думает, что не любит музыку. А многие сделали музыку своей профессией. Есть особо одаренные природой люди, которые могут и любят сочинять музыку.

  • Как они называются? (композиторы).

Вот написал композитор музыку и положил на полку. Будет музыка? Нет, Надо, чтобы ее кто-то исполнил — сыграл или спел.

  • Как называется человек, исполняющий музыку? (исполнитель)

Ну вот, музыка написана, исполнена, а ее никто не услышал. Это музыка? Не вполне. Настоящей музыкой (искусством) она становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.

Ребята, как вы думаете, на композитора надо учиться?

Да, нужно знать ноты, нотную грамоту, гармонию, играть на каком-то музыкальном инструменте

  • А на исполнителя надо учиться?

Нужно обязательно учиться. Для этого существуют музыкальные школы, колледжи, консерватории.

  • А на слушателя надо учиться?

Чтобы стать хорошим слушателем, тоже надо учиться только, конечно, не так как учатся будущие композиторы и исполнители.

Давайте сейчас и начнем учиться быть хорошими слушателями. Сядьте прямо, руки на парте, корпус не напряжен. Думаем только о музыке. Послушайте фрагмент музыкального произведения и скажите знакомо оно вам или нет?


Учитель играет пьесу «Дождик накрапывает» А. Александрова

  • Знакома вам эта музыка?

  • А что нам напоминают «капающие» звуки музыки?

Эта пьеса называется «Дождик накрапывает». На наших урока мы будем много разной музыки слушать, будем учиться ее понимать.

Ребята, а вы знаете, что в давние-давние времена люди еще не умели объяснять себе многие окружавшие их явления жизни. Люди долго не могли понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и придумали, будто Земля построена в виде большой круглой тарелки, огромного плоского щита, окруженного со всех сторон океаном. А держится Земля будто бы на спинах трех китов, которые являются ее основой, раз она не тонет. Только потом люди доказали, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца.

В музыке тоже есть свои «три кита», три основы, три музыкальных жанра, на которых держится МУЗЫКА. Я думаю, что вы с ними давно уже знакомы. Попробуем их отгадать.

Звучит «Марш» С. Прокофьева

  • Как вы думаете, что это за «кит»? (марш).

  • Почему вы так решили? Что удобно делать под такую музыку?

Раз это марш, давайте промаршируем так, как подсказывает характер музыки (четко, легко, озорно).

Звучит «Марш» С. Прокофьева.

Дети маршируют под музыку на месте.

Давайте познакомимся еще с одним музыкальным «китом».

Звучит «Итальянская полька» С. Рахманинова

  • Как вы думаете, что это за «кит»?

  • Какое настроение создает такая музыка? (легкое, веселое).

  • А чем эта музыка отличается от марша?

Это танец-полька. Он подвижный, легкий, с яркими ударениями. Послушайте его еще раз и легкими хлопками в ладоши отметьте самые яркие, громкие моменты мелодии.

Звучит «Итальянская полька» С. Рахманинова

Дети хлопками отмечают акценты в музыке.

А теперь назовите третьего «кита».

Звучит песня «Настоящий друг» Б. Савельева

Конечно, это песня.

  • Что же это за музыкальный «кит»?

  • О чем поется в этой песне?

  • Для чего нам нужны друзья?

Давайте с вами ее разучим.

Разучивание песни «Настоящий друг» Б. Савельева

  • Ребята, кем вы сейчас были, когда пели песню «Настоящий друг»? (исполнителями)

  • Как называют человека, который сочиняет музыку? (композитор)

Вот видите, оказывается, мы хорошо знакомы с «тремя китами», с тремя основными жанрами музыки.

  • Почему же марш, танец и песню называют «китами» музыки?

Потому, что не было и нет, на земле человека, который за всю свою жизнь ни разу бы не промаршировал или не станцевал и, уж тем более не спел бы песню. Выходит, что без «трех китов» ни один человек, ни взрослый, ни ребенок никак не может обойтись.

Учащиеся выходят из класса под песню «Настоящий друг»








Свежие документы:  Конспект урока по Обществознанию "Человек в мире экономических отношений" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: