Конспект урока музыки в 3 классе «Ладовое развитие музыки»

Государственное учреждение образования

«Козловщинская средняя школа»

Дятловского района Гродненской области.










Конспект урока по музыке

в 3 классе

«Ладовое развитие музыки»






Подготовила

учитель музыки

Кавцевич Наталия Николаевна









пгт. Козловщина

2012 год







Урок музыки в 3 классе


Тема: Ладовое развитие музыки

Цель урока: Сформировать представление о ладовом развитии музыки

Задачи урока:

  1. Ознакомление с понятиями «мажор». «минор», «диез», «бемоль», «бекар»;

  2. формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью словесного моделирования

  3. развитие ладового слуха

  4. воспитывать любовь к музыке

  5. воспитывать умение слушать музыку

  6. воспитывать ладовое чувство в музыке

Обеспечение урока:

  1. Музыкальный материал для пения

    • Попевка «Игра в слова»

    • Песня-игра «Научи нас веселиться»

    • Песня. Музыка В.Кикты, слова С.Серовой «Улитка»

  2. Музыкальный материал для слушания

  • Франц Шуберт «Вальс»

  1. ЭСО

    • «Музыкальный класс», теория музыки, занятия 7, 10

ХОД УРОКА

Вход в класс. Организация класса.

Музыкальное приветствие:

Музыка, здравствуй!

Музыка, здравствуй!

Музыка, музыка.

Праздник прекрасный,

Праздник прекрасный

Нам дарит музыка.

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте!

Здравствуйте! Здравствуйте!

Здравствуйте!

Здравствуйте! Здравствуйте, все!


Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Для меня – счастье, видеть ваши привлекательные, любопытные лица. И мне на протяжении всего урока хотелось бы видеть вас такими.

-Мы продолжаем с вами изучать тему третьей четверти, которая называется….(Развитие музыки)

— Тема нашего урока называется: «Ладовое развитие в музыке».

А какую мы поставим цель перед собой на данном уроке….(научиться следить за ладовым развитием). А моя цель – помочь вам в этом.

В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? — развитие.

Чтобы понять как развивается музыка и какие бывают виды развития , надо внимательно слушать музыку и учителя.


Послушай, как щебечут птицы

Послушай, как поёт волна

Как дождь в окно твоё стучится

Повсюду музыка слышна


Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.


Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.


— А с каким развитием музыки мы уже знакомы.

(на доске вывешиваю плакат «Развитие музыки»)

Изменение силы звука динамическое

Изменение скорости музыки темповое

Изменение высоты звука регистровое

Изменение окраски звука тембровое

Изменения в музыке исполнителем исполнительское

Изменения мелодической линии мелодическое

— Давайте сядем удобно, подготовимся к пению.


1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а). Счет на четыре:

вдох — голова назад,

задержка — голова прямо,

выдох — голова вниз;

2. Для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:

а). «Надуваем шарик»,медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук,С-с-с-с-ладошки соединяем;

3. Для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

а). «Шпага» — укалывание кончиком языка каждой щеки;

б). Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);

в). «Бежит лошадка» — поцокивание язычком;

г). Вытянув губы — «сосем соску»;

4. Для ощущения интонации:

а). «Крик ослика «- Й — а, й -а, и — а (интонация резко падает сверху вниз);

б). «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх);

5. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:

а). «Скулит щенок» — И — и — и — сомкнув губы в горькой улыбке;

б). «Пищит больной котенок» — жалобно Мяу — мяу — мяу.


— А теперь вспомним и споем попевку «Игра в слова». (исполнение).

– Вы какие-нибудь изменения услышали в попевке? (первая часть громко, вторая – очень тихо). Значит какое здесь развитие в музыке? (динамическое). А может вы услышали еще какое-то изменение? (Изменилось настроение). Светлый, смелый характер первой части и приглушенный, таинственный характер – второй части.

(на нотном стане написать главные ступени 1и 2 части)


— А теперь давайте пропоем и сравним звучание главных ступеней в первой и во второй частях. Что вы заметили? В обеих частях те же самые нотки, но почему-то настроение второй части изменилось. Вы заметили, что во второй части возле ноты си стоит незнакомый нам знак. А чтобы нам узнать, давайте с вами заглянем в «Музыкальный класс»

( «Музыкальный класс», урок № 7). Побывав в музыкальном классе, что вы узнали? (Ответы детей).


— В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка – искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало – никакой музыки не получится.

Однако лад не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их слаженность, согласованность, дружбу. – Какие вы уже знаете лады?

( Мажор и минор. Мажор – веселый и бодрый, минор – грустный и лирический)


( на доске вывешены: Мажор Минор

Яркий Грустный

Веселый Сердитый

Радостный Задумчивый

Светлый Хмурый

Звонкий Мрачный

-И сегодня на уроке мы проследим за изменением лада в музыке, т.е. познакомимся с ладовым развитием в музыке.

Послушайте песню «Улитка», автор слов Светлана Серова, автор музыки Валерий Кикта. Одинаковое ли настроение на протяжении всей песни. Найдите в нотной записи части, которые написаны в миноре, а которые в мажоре. Какой знак вы заметили в нотной записи? (бемоль). А что мы знаем про этот знак?

Разучивание песни. Исполнение по ролям.


— А теперь, давайте не будем грустить, как Минор, а взбодримся, как Мажор.

(Физкультминутка «Научи нас веселиться»).

— А теперь, послушаем Вальс Франца Шуберта. Франц Шуберт – австрийский композитор, жил он с 1797 по 1828 год, т.е в 19 веке. Он написал очень много романсов, песен, камерных произведений, вальсов, фантазий и известен всему миру.

Сохранилось больше 250 шубертовских вальсов. В первые десятилетия 19 века вальс получил любовь и популярность во всех странах и городах Европы как бытовой танец — он заворожил всех своими кружащимися, воздушными, полетными движениями. Шуберт сочинял свои вальсы именно для таких бытовых целей — когда собравшиеся вокруг него друзья хотели потанцевать. Поэтому многие вальсы он придумывал сразу же, мгновенно. Шубертовские вальсы — небольшие пьески. Они несложны по фактуре, но дышат подлинным вдохновением.

У Шуберта можно встретить разные по характеру вальсы: одни заразительно веселые, другие — задумчиво-лирические.

— Внимательно послушайте Вальс, проследите за развитием. Услышите ли вы здесь какае-то изменения? ( Слушание). Ответы детей.

— Вальс Шуберта си минор относится к задумчиво-лирическим вальсам. В вальсе 2 краски, одна — сумрачный, печальный си минор (в начале и продолжении), другая — светлый и радостный Си мажор (в конце).

— Давайте еще раз прослушаем Вальс. Во время прослушивания отразите ладовое развитие при помощи карточек из цветной бумаги.

— Молодцы! Я вижу все услышали изменение лада. Вы сумели передать изменение лада при помощи контрастных цветов. А теперь давайте попробуем выразить это изменение пластикой.

Пластическое интонирование.

— Смена лада внутри произведения связана обычно с желанием композитора передать тончайшие оттенки образа.

Творческое задание: сочинить мелодию, которая соответствует настроению слов:


Солнце ярко светит, Дождик льет как из ведра,

Весело на свете. Загрустила детвора – 2 раза

Тра-ля-ля, ля-ля-ля,

Весело на свете.


Желающие ученики исполняют свои песенки, остальные дают оценку:

— Получилось ли у них отразить настроение?

— А теперь попробуем создать самостоятельно попевку и использовать в ней способ ладового развития. Для этого мы используем стихотворение на странице 86.

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется –

Тучка вся расплачется.

Только солнышко взойдет –

В небе радуга цветет.

Дети предлагают свои варианты.

— А теперь я постараюсь сделать аранжировку ваших сочинений и посмотрим, что же у нас получилось. Исполняем всем классом. Ну, что получилась у нас песенка, справились мы с заданием? Есть в нашей песенке изменение настроения?


Рефлексия: Какие сделаны вами открытия в знании музыки? Что было для вас самым интересным? А что было для вас самым трудным? Какое настроение вызвал у вас этот урок?


— А теперь заполните листы самооценки.

(Дети заполняют листы самооценки)

Зная настроение каждого лада, доскажите окончания стихов:


Хмурится небо тучами серыми,

Стал незаметным цветочный ковер.

Тяжко вздыхают ветры несмелые,

Всюду звучит невеселый…. (Минор)


Если вдруг тебе взгрустнулось,

Дождь идет, нельзя во двор,

Чтобы радость вновь вернулась,

Пригласи к себе… (Мажор)


Музыкальное прощание: До свидания, до свидания, музыка!



Список используемой литературы


Е.Г. Гуляеа, В.И. Гуляев. Музыка в 3 классе. Минск «Вышэйшая школа»

2010 год.


М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год


Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»

2006 год.

Свежие документы:  Конспект урока музыки «Музыки без ноток нет»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: