Государственное учреждение образования
«Козловщинская средняя школа»
Дятловского района Гродненской области.
Конспект урока по музыке
в 3 классе
«Ладовое развитие музыки»
Подготовила
учитель музыки
Кавцевич Наталия Николаевна
пгт. Козловщина
2012 год
Урок музыки в 3 классе
Тема: Ладовое развитие музыки
Цель урока: Сформировать представление о ладовом развитии музыки
Задачи урока:
Ознакомление с понятиями «мажор». «минор», «диез», «бемоль», «бекар»;
формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью словесного моделирования
развитие ладового слуха
воспитывать любовь к музыке
воспитывать умение слушать музыку
воспитывать ладовое чувство в музыке
Обеспечение урока:
Музыкальный материал для пения
Попевка «Игра в слова»
Песня-игра «Научи нас веселиться»
Песня. Музыка В.Кикты, слова С.Серовой «Улитка»
Музыкальный материал для слушания
Франц Шуберт «Вальс»
ЭСО
«Музыкальный класс», теория музыки, занятия 7, 10
ХОД УРОКА
Вход в класс. Организация класса.
Музыкальное приветствие:
Музыка, здравствуй!
Музыка, здравствуй!
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный,
Праздник прекрасный
Нам дарит музыка.
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики!
Здравствуйте!
Здравствуйте! Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте! Здравствуйте, все!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Для меня – счастье, видеть ваши привлекательные, любопытные лица. И мне на протяжении всего урока хотелось бы видеть вас такими.
-Мы продолжаем с вами изучать тему третьей четверти, которая называется….(Развитие музыки)
— Тема нашего урока называется: «Ладовое развитие в музыке».
А какую мы поставим цель перед собой на данном уроке….(научиться следить за ладовым развитием). А моя цель – помочь вам в этом.
В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? — развитие.
Чтобы понять как развивается музыка и какие бывают виды развития , надо внимательно слушать музыку и учителя.
Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поёт волна
Как дождь в окно твоё стучится
Повсюду музыка слышна
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.
— А с каким развитием музыки мы уже знакомы.
(на доске вывешиваю плакат «Развитие музыки»)
Изменение силы звука динамическое
Изменение скорости музыки темповое
Изменение высоты звука регистровое
Изменение окраски звука тембровое
Изменения в музыке исполнителем исполнительское
Изменения мелодической линии мелодическое
— Давайте сядем удобно, подготовимся к пению.
1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а). Счет на четыре:
вдох — голова назад,
задержка — голова прямо,
выдох — голова вниз;
2. Для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:
а). «Надуваем шарик»,медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, шарик сдувается на звук,С-с-с-с-ладошки соединяем;
3. Для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счет на четыре:
а). «Шпага» — укалывание кончиком языка каждой щеки;
б). Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);
в). «Бежит лошадка» — поцокивание язычком;
г). Вытянув губы — «сосем соску»;
4. Для ощущения интонации:
а). «Крик ослика «- Й — а, й -а, и — а (интонация резко падает сверху вниз);
б). «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх);
5. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
а). «Скулит щенок» — И — и — и — сомкнув губы в горькой улыбке;
б). «Пищит больной котенок» — жалобно Мяу — мяу — мяу.
— А теперь вспомним и споем попевку «Игра в слова». (исполнение).
– Вы какие-нибудь изменения услышали в попевке? (первая часть громко, вторая – очень тихо). Значит какое здесь развитие в музыке? (динамическое). А может вы услышали еще какое-то изменение? (Изменилось настроение). Светлый, смелый характер первой части и приглушенный, таинственный характер – второй части.
(на нотном стане написать главные ступени 1и 2 части)
— А теперь давайте пропоем и сравним звучание главных ступеней в первой и во второй частях. Что вы заметили? В обеих частях те же самые нотки, но почему-то настроение второй части изменилось. Вы заметили, что во второй части возле ноты си стоит незнакомый нам знак. А чтобы нам узнать, давайте с вами заглянем в «Музыкальный класс»
( «Музыкальный класс», урок № 7). Побывав в музыкальном классе, что вы узнали? (Ответы детей).
— В музыке звуки обычно находятся в согласии, они «ладят» один с одним. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито, много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок. Музыка – искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало – никакой музыки не получится.
Однако лад не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их слаженность, согласованность, дружбу. – Какие вы уже знаете лады?
( Мажор и минор. Мажор – веселый и бодрый, минор – грустный и лирический)
( на доске вывешены: Мажор Минор
Яркий Грустный
Веселый Сердитый
Радостный Задумчивый
Светлый Хмурый
Звонкий Мрачный
-И сегодня на уроке мы проследим за изменением лада в музыке, т.е. познакомимся с ладовым развитием в музыке.
Послушайте песню «Улитка», автор слов Светлана Серова, автор музыки Валерий Кикта. Одинаковое ли настроение на протяжении всей песни. Найдите в нотной записи части, которые написаны в миноре, а которые в мажоре. Какой знак вы заметили в нотной записи? (бемоль). А что мы знаем про этот знак?
Разучивание песни. Исполнение по ролям.
— А теперь, давайте не будем грустить, как Минор, а взбодримся, как Мажор.
(Физкультминутка «Научи нас веселиться»).
— А теперь, послушаем Вальс Франца Шуберта. Франц Шуберт – австрийский композитор, жил он с 1797 по 1828 год, т.е в 19 веке. Он написал очень много романсов, песен, камерных произведений, вальсов, фантазий и известен всему миру.
Сохранилось больше 250 шубертовских вальсов. В первые десятилетия 19 века вальс получил любовь и популярность во всех странах и городах Европы как бытовой танец — он заворожил всех своими кружащимися, воздушными, полетными движениями. Шуберт сочинял свои вальсы именно для таких бытовых целей — когда собравшиеся вокруг него друзья хотели потанцевать. Поэтому многие вальсы он придумывал сразу же, мгновенно. Шубертовские вальсы — небольшие пьески. Они несложны по фактуре, но дышат подлинным вдохновением.
У Шуберта можно встретить разные по характеру вальсы: одни заразительно веселые, другие — задумчиво-лирические.
— Внимательно послушайте Вальс, проследите за развитием. Услышите ли вы здесь какае-то изменения? ( Слушание). Ответы детей.
— Вальс Шуберта си минор относится к задумчиво-лирическим вальсам. В вальсе 2 краски, одна — сумрачный, печальный си минор (в начале и продолжении), другая — светлый и радостный Си мажор (в конце).
— Давайте еще раз прослушаем Вальс. Во время прослушивания отразите ладовое развитие при помощи карточек из цветной бумаги.
— Молодцы! Я вижу все услышали изменение лада. Вы сумели передать изменение лада при помощи контрастных цветов. А теперь давайте попробуем выразить это изменение пластикой.
Пластическое интонирование.
— Смена лада внутри произведения связана обычно с желанием композитора передать тончайшие оттенки образа.
Творческое задание: сочинить мелодию, которая соответствует настроению слов:
Солнце ярко светит, Дождик льет как из ведра,
Весело на свете. Загрустила детвора – 2 раза
Тра-ля-ля, ля-ля-ля,
Весело на свете.
Желающие ученики исполняют свои песенки, остальные дают оценку:
— Получилось ли у них отразить настроение?
— А теперь попробуем создать самостоятельно попевку и использовать в ней способ ладового развития. Для этого мы используем стихотворение на странице 86.
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется –
Тучка вся расплачется.
Только солнышко взойдет –
В небе радуга цветет.
Дети предлагают свои варианты.
— А теперь я постараюсь сделать аранжировку ваших сочинений и посмотрим, что же у нас получилось. Исполняем всем классом. Ну, что получилась у нас песенка, справились мы с заданием? Есть в нашей песенке изменение настроения?
Рефлексия: Какие сделаны вами открытия в знании музыки? Что было для вас самым интересным? А что было для вас самым трудным? Какое настроение вызвал у вас этот урок?
— А теперь заполните листы самооценки.
(Дети заполняют листы самооценки)
Зная настроение каждого лада, доскажите окончания стихов:
Хмурится небо тучами серыми,
Стал незаметным цветочный ковер.
Тяжко вздыхают ветры несмелые,
Всюду звучит невеселый…. (Минор)
Если вдруг тебе взгрустнулось,
Дождь идет, нельзя во двор,
Чтобы радость вновь вернулась,
Пригласи к себе… (Мажор)
Музыкальное прощание: До свидания, до свидания, музыка!
Список используемой литературы
Е.Г. Гуляеа, В.И. Гуляев. Музыка в 3 классе. Минск «Вышэйшая школа»
2010 год.
М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год
Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»
2006 год.