| Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Клеменовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» комитета по образованию администрации Егорьевского муниципального района Московской области 140300, Московская область, Егорьевский район, д. Клеменово, ул. Фабричная, д. 3 Телефоны: 55-134 (факс), 55-121, 55-155. Email: olgagroshik@mail.ru |
Конспект урока музыки в 3 классе общеобразовательной школы
(в рамках конкурса «Педагог года»)
«Настрою гусли на старинный лад»
Учитель музыки, ритмики и ИЗО: Купецкая С.С
Организационный момент. Приветствие детей. Тема урока «Настрою гусли на старинный лад…»
Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли (слайд 1, 2). Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла». Значит гусли – это гудящие струны. Русские гусли – инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (слайд 3). Наверное, вы не раз слышали выражение — «гусли звончатые».
Звончатые гусли — самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки (слайд 4).
Кто же играл на гуслях в древности?
Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители — люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.
Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое былина? (слайд 5) (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины). Давайте с вами вспомним былину «Добрыня Никитич» (слайд 6-9)
Как называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян)
Давайте рассмотрим репродукцию Виктора Михайловича Васнецова «Баян» (слайд 10).
Перед нами предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна — автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию. Художник стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников. В целом, картина Виктора Михайловича Васнецова «Баян» — «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.
В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки (слайд 11).
Слушание музыки.
Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.
Физминутка: наши глазки отдохнут, по 8 пробегут…а потом, а потом, по овальчику кругом.
Гусли, этот удивительный инструмент, попали ещё в одну оперу. Известный композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко (слайд 12).
Рассмотрите портрет композитора. Н.А. Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный». Сегодня мы с вами познакомимся с оперой «Садко». А что такое опера? А кто такой Садко?
Садко – былинный герой, который отправляется в плавание на кораблях по далеким морям. Остановились его корабли, и стал Морской царь требовать от них дани. Жребий выпал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и остался Садко один посреди синего моря. (слушание «Окиян – море синее») (слайд 13)
Как же Садко попал к Морскому царю?
Ударил Садко по струнам своих гуслей, вода расступилась, и гусляр опустился в пучину моря. Попав в гости к морскому царю, Садко поразил его своей великолепной игрой.
«Заиграйте, мои гусельки!» – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка (слайд 14)
А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент, и вы мне скажите, кто из героев правильно играет на гуслях, а кто нет. Во время просмотра мы будем пародировать (изображать) игру наших героев.
Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. Давайте с вами вспомним песню, которая называется «Родная песенка» (слайд 15-17).
Ребята, какой скоро праздник? (Новый год). Давайте с вами исполним песню «Что такое Новый год?» (слайд 18-22)
Итог урока:
О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)
С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)
Какие произведения слушали?
Былина о Добрыне
Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:
— Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься?
Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.
А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается:
— Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!
Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая:
— Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь.
Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел.
Приходит домой, а Киев-град печален стоит.
— Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает.
Отвечают ему люди киевские:
— Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!
Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.
Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую:
— Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей.
Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая.
— Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?
Отвечал ей Добрынюшка:
— А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого!
И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.
Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.
— Выходите, — кричит, — люди русские! Убита Змея Добрынею!
Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел.
Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.
Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью:
Спасибо тебе, Добрынюшка, — один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!
И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.