Автономная Некоммерческая Организация
Дошкольного Образования
«Планета детства «Лада»
Детский сад №97 «Хрусталик»
Самарская область
Конспект урока музыки в 4 классе
«В горнице»
подготовили
музыкальные руководители Агусева Анна Викторовна, Рузанова Лариса Геннадьевна, воспитатель Воронцова Ирина Викторовна.
г.о.Тольятти 2009 г.
Цель:
Формирование у детей потребности изучать традиции своего народа.
Задачи:
Дать представления о различном характере народных песен (плясовые, хороводные, лирические, колыбельные, частушки).
Формирование исполнительских навыков детей посредством фольклора.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении песни в жизни народа, ее разнообразии.
Разучивание р.н. песен: «Вот как наша Дуня нарядилась», «По за городу гуляет», колыбельных, частушек.
Заучивание р.н. прибауток, потешек.
Прослушивание аудиокассет с записями р.н. песен.
Оборудование:
Русские народные костюмы.
Декорации в народном стиле: лавочки, печь, стол с самоваром, предметы быта.
Записи русской народной музыки.
Шапочки для инсценировок: корова, утка и др.
Ход развлечения.
Под музыку входит Хозяйка Дуняша.
Хозяйка: Этот день так светел, долог
Насчитаю сорок ёлок.
То на лавке посижу
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят.
-Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть!
Рада вас видеть у себя в горнице.
Заходят дети под музыку, рассаживаются.
Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!
Пожалуйте гости дорогие,
Веселья вам да радости.
Реб: Полна горница гостей,
Стало в горнице светлей.
Хозяйка: Удобно ли вам, всем ли видно, всем ли слышно, все ли собрались, да нарядились?
« Вот как наша Дуня нарядилась» р.н.м.
Реб: Наша Хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду,
Она прибирает, она подавает,
Одним — одна за всех отвечает.
Хозяйка: А сейчас, ребятушки, сядем рядком да поговорим ладком. А разговор у нас будет о русской народной песне.
«Расскажу я вам сказку про ловкого солдата.
Царь проверял однажды караул и увидел, что один солдат-то вроде
спит.
Спишь?- спрашивает царь.
Никак нет, — отвечает солдат, — не сплю!
— А что же ты делаешь? –
Звезды считаю
. -Ну и много насчитал?
— Здесь тьма-тьмой. Здесь — семьдесят со мной, а здесь не успел сосчитать — вы помешали… Попробуй, проверь этого солдата?»
— А если бы солдат и впрямь вздумал звезды пересчитать? Смог бы он это сделать? Нет, конечно. Их на небе видимо-невидимо. А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как и звезды на небе. И даже младенец, родившийся, ещё и «мама» сказать не может, а его укладывают спать под ласковую песенку, (поет). А что это?
Дети: Колыбельная.
Хозяйка: Правильно, а какие мы с вами знаем колыбельные? (ответ)
Реб: Баю, баю, баюшок!
Ложись, Маша, на бочок,
На пуховую кровать
Будет Маша крепко спать.
Реб: Баю, баю, баюшок!
В огороде — петушок,
Петя громко поет,
Маше спать не дает.
Хозяйка: Давайте послушаем еще одну песню. Споют нам девочки.
« Колыбельная» р.н.м.
Хозяйка: Ребятушки, какая она по настроению?
Дети: Тихая, спокойная.
Хозяйка: Правильно, эта колыбельная ласковая, светлая, нежная.
Да, мои дорогие, песня всегда рядом с нами: и в радости, и в горе.
Русский народ берег родную землю и воспевал ее красоту в песнях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березке белой, травушке-муравушке шелковой. Как эти песни называются? (лирические). А какие вы знаете лирические песни?
Дети: « Во поле береза стояла», « На горе-то калина», «Ходит матушка Весна».
Хозяйка: А у нас есть много певцов, которые исполняют народные песни. ( Л.Зыкина, Н. Кадышева, Н.Бабкина.) Послушайте еще одну.
«Калинка» р.н.м.
Хозяйка: Длинными, долгими вечерами собирались девушки и парни,
ткали, пряли и пели задушевные песни. А скажите, гости дорогие, как называются народные песни, которые сопровождаются разными движениями?
Дети: Хороводные. А когда юноши и девушки образовывают круг и разыгрывают песню как маленький спектакль — называются — игровые.
Хозяйка: Много на Руси праздников народ праздновал в разное время года.
На них и исполнялись эти песни, водились хороводы.
Реб: Заводи, честной народ,
Развеселый хоровод!
«По-за городу гуляет» р.н.м.
Хозяйка: Широка наша любовь к веселой плясовой песне. Она создает бодрое настроение, зажигает энергией.
Реб: А ну-ка, Дуняша, расскажи, кто во дворе живет-поживает, а мы тебе песню споем.
Хозяйка: Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
Котик в новой свитке,
Кошечка в накидке,
С перстеньком на лапке,
А коровка в шляпке.
Все с Дуней сели,
Сели и запели.
Инсценирование р.н.п. « Милая Дуняша».
Хозяйка: Ой, какие вы молодцы! Ребятушки, а народные песни звучат и в исполнении оркестра русских народных инструментов. Давайте послушаем и узнаем, какие звучат народные инструменты?
«Плясовая» р.н.м. (ответы детей)
Хозяйка: А у нас тоже есть ансамбль русских народных инструментов.
«Я рассею свое горе» р.н.м.
«Ах, вы, сени» р.н.м.
Хозяйка: (поет) Я пойду, да разойдуся
По зеленой по траве,
Заиграли гармонисты-
Все волнуется во мне.
Ребятушки, а что я спела?
Дети: Частушку.
Хозяйка: Правильно, частушку не спутаешь с песней. А что такое частушка?
Дети: Это коротенькие плясовые песенки. Их называют по-разному: «припевки», «коротушки». Частушки исполняют на гуляньях, посиделках. В них было безобидное подшучивание: девушки — над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни над жителями другой.
Хозяйка: А вы знаете частушки? Давайте потешим гостей.
Реб: Начинаем петь частушки
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Частушки.
Хозяйка: Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас. Вот видите, как много существует русских народных песен, как богато и разнообразно русское народное песенное творчество.
Ребенок:
1. Песня русская в березках,
Песня русская в хлебах —
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
2. На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России!
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная,
И подруга, и сестра!
А слова ее простые,
Душу трогают до слез.
Сколько песен у России!
Сколько в рощицах берез!
Хозяйка: А пока мы пели и веселились, у меня самовар закипел, и пироги в печи подрумянились. И по старому русскому обычаю, приглашаю вас на чай с пирогами.
Список использованной литературы:
Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.
Вишневская В.Н. «Свет Руси» (программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7лет). М.: АРКТИ, 2004.
Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 1997г
Льговская Н.И. «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей». М. : Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2007.
Мерзлякова С.И. «Фольклор-музыка-театр». М. : Владос, 1999.
Радынова О.П. «Народные колыбельные песни». М. : Владос, 2000г.