Конспект урока музыки в 4 классе «В горнице»

Автономная Некоммерческая Организация

Дошкольного Образования

«Планета детства «Лада»

Детский сад №97 «Хрусталик»

Самарская область







Конспект урока музыки в 4 классе

«В горнице»

подготовили

музыкальные руководители Агусева Анна Викторовна, Рузанова Лариса Геннадьевна, воспитатель Воронцова Ирина Викторовна.

г.о.Тольятти 2009 г.





Цель:

Формирование у детей потребности изучать традиции своего народа.

Задачи:

  1. Дать представления о различном характере народных песен (плясовые, хороводные, лирические, колыбельные, частушки).

  2. Формирование исполнительских навыков детей посредством фольклора.

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о значении песни в жизни народа, ее разнообразии.

  2. Разучивание р.н. песен: «Вот как наша Дуня нарядилась», «По за городу гуляет», колыбельных, частушек.

  1. Заучивание р.н. прибауток, потешек.

  2. Прослушивание аудиокассет с записями р.н. песен.

Оборудование:

  • Русские народные костюмы.

  • Декорации в народном стиле: лавочки, печь, стол с самоваром, предметы быта.

  • Записи русской народной музыки.

  • Шапочки для инсценировок: корова, утка и др.


Ход развлечения.


Под музыку входит Хозяйка Дуняша.

Хозяйка: Этот день так светел, долог

Насчитаю сорок ёлок.

То на лавке посижу

То в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят.

-Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть!

Рада вас видеть у себя в горнице.

Заходят дети под музыку, рассаживаются.

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!

Пожалуйте гости дорогие,

Веселья вам да радости.

Реб: Полна горница гостей,

Стало в горнице светлей.

Хозяйка: Удобно ли вам, всем ли видно, всем ли слышно, все ли собрались, да нарядились?

« Вот как наша Дуня нарядилась» р.н.м.

Реб: Наша Хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду,

Она прибирает, она подавает,

Одним — одна за всех отвечает.

Хозяйка: А сейчас, ребятушки, сядем рядком да поговорим ладком. А разговор у нас будет о русской народной песне.

«Расскажу я вам сказку про ловкого солдата.

Царь проверял однажды караул и увидел, что один солдат-то вроде

спит.

  • Спишь?- спрашивает царь.

  • Никак нет, — отвечает солдат, — не сплю!

— А что же ты делаешь? –

Звезды считаю

. -Ну и много насчитал?

— Здесь тьма-тьмой. Здесь — семьдесят со мной, а здесь не успел сосчитать — вы помешали… Попробуй, проверь этого солдата?»

— А если бы солдат и впрямь вздумал звезды пересчитать? Смог бы он это сделать? Нет, конечно. Их на небе видимо-невидимо. А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как и звезды на небе. И даже младенец, родившийся, ещё и «мама» сказать не может, а его укладывают спать под ласковую песенку, (поет). А что это?

Дети: Колыбельная.

Хозяйка: Правильно, а какие мы с вами знаем колыбельные? (ответ)

Реб: Баю, баю, баюшок!

Ложись, Маша, на бочок,

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

Реб: Баю, баю, баюшок!

В огороде — петушок,

Петя громко поет,

Маше спать не дает.

Хозяйка: Давайте послушаем еще одну песню. Споют нам девочки.

« Колыбельная» р.н.м.

Хозяйка: Ребятушки, какая она по настроению?

Дети: Тихая, спокойная.

Хозяйка: Правильно, эта колыбельная ласковая, светлая, нежная.

Да, мои дорогие, песня всегда рядом с нами: и в радости, и в горе.

Русский народ берег родную землю и воспевал ее красоту в песнях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березке белой, травушке-муравушке шелковой. Как эти песни называются? (лирические). А какие вы знаете лирические песни?

Дети: « Во поле береза стояла», « На горе-то калина», «Ходит матушка Весна».

Хозяйка: А у нас есть много певцов, которые исполняют народные песни. ( Л.Зыкина, Н. Кадышева, Н.Бабкина.) Послушайте еще одну.

«Калинка» р.н.м.

Хозяйка: Длинными, долгими вечерами собирались девушки и парни,

ткали, пряли и пели задушевные песни. А скажите, гости дорогие, как называются народные песни, которые сопровождаются разными движениями?

Дети: Хороводные. А когда юноши и девушки образовывают круг и разыгрывают песню как маленький спектакль — называются — игровые.

Хозяйка: Много на Руси праздников народ праздновал в разное время года.

На них и исполнялись эти песни, водились хороводы.

Реб: Заводи, честной народ,

Развеселый хоровод!

«По-за городу гуляет» р.н.м.

Хозяйка: Широка наша любовь к веселой плясовой песне. Она создает бодрое настроение, зажигает энергией.

Реб: А ну-ка, Дуняша, расскажи, кто во дворе живет-поживает, а мы тебе песню споем.

Хозяйка: Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

Котик в новой свитке,

Кошечка в накидке,

С перстеньком на лапке,

А коровка в шляпке.

Все с Дуней сели,

Сели и запели.

Инсценирование р.н.п. « Милая Дуняша».

Хозяйка: Ой, какие вы молодцы! Ребятушки, а народные песни звучат и в исполнении оркестра русских народных инструментов. Давайте послушаем и узнаем, какие звучат народные инструменты?

«Плясовая» р.н.м. (ответы детей)

Хозяйка: А у нас тоже есть ансамбль русских народных инструментов.

«Я рассею свое горе» р.н.м.

«Ах, вы, сени» р.н.м.

Хозяйка: (поет) Я пойду, да разойдуся

По зеленой по траве,

Заиграли гармонисты-

Все волнуется во мне.

Ребятушки, а что я спела?

Дети: Частушку.

Хозяйка: Правильно, частушку не спутаешь с песней. А что такое частушка?

Дети: Это коротенькие плясовые песенки. Их называют по-разному: «припевки», «коротушки». Частушки исполняют на гуляньях, посиделках. В них было безобидное подшучивание: девушки — над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни над жителями другой.

Хозяйка: А вы знаете частушки? Давайте потешим гостей.

Реб: Начинаем петь частушки

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Частушки.

Хозяйка: Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас. Вот видите, как много существует русских народных песен, как богато и разнообразно русское народное песенное творчество.

Ребенок:

1. Песня русская в березках,

Песня русская в хлебах —

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

2. На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России!

Сколько во поле цветов!

  1. Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная,

И подруга, и сестра!

  1. А слова ее простые,

Душу трогают до слез.

Сколько песен у России!

Сколько в рощицах берез!

Хозяйка: А пока мы пели и веселились, у меня самовар закипел, и пироги в печи подрумянились. И по старому русскому обычаю, приглашаю вас на чай с пирогами.



























Список использованной литературы:

  1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н., Куприна Л.С. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург  «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001г.

  2. Вишневская В.Н. «Свет Руси» (программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7лет). М.: АРКТИ, 2004.

  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 1997г

  4. Льговская Н.И. «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей». М. : Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2007.

  5. Мерзлякова С.И. «Фольклор-музыка-театр». М. : Владос, 1999.

  6. Радынова О.П. «Народные колыбельные песни». М. : Владос, 2000г.



Свежие документы:  Разработка сценария классного часа для учащихся 1-5 классов «Мы играем на баяне, потому что россияне»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: