Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство — две вещи несовместные”
Цель урока:
1. Подвести ребят к формировке основной идеи трагедии – истории души, пораженной гордыней.
2. показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки
3.воспитание
Тип урока:
урок- дискуссия.
Оборудование:
Эпиграф к уроку:
Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение.
Бессильный враг – наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов.( Чаадаев).
1. Портрет Пушкина.
2. Рисунок “Моцарт и Сальери”.
3. Музыка Моцарта.
4. Факты биографии композиторов.
Ход урока:
I.Оргмомент
II.Объяснение нового материала.
1. Историческая справка. -слово учителя-.История создания трагедии.
1.Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.
Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.
2.. Дискуссия с чтением фрагментов трагедии.
-«Самое существенное- путь» — говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути, пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно.
-Кто главный герой (Сальери , Моцарт)
а) – Внутренний монолог Сальери- история его духовной жизни (чтение).Личность формируется, прежде всего, в профессиональной сфере. Сальери композитор. При постижении духовной жизни необходимо начать с этого. Сальери- учитель Бетховена и Шуберта, был известен как выдающийся композитор, он был последователем оперной реформы Глюка.
-Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано).
«Родился я с любовью к искусству». У мальчика твердый характер, отношение кмузыке серьезное, целеустремленное.
-Каким он был в годы учебы? (не хватает таланта)
Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным.
Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены.
-Что мы признаем?
Овладел творчеством- этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И Сальери заслуживает уважения.
-Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?
«Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» Усомниться и в «божьей» справедливости верующий человек может только в крайности.
-Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки ,выйти из кризиса Сальери отправляется в прошлое.
— Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? Или это высокая требовательность к себе, строгая взыскательность художника. Но скорее причина в другом: Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг и вдохновение.
-Как Сальери определил свою судьбу? Ведь он бы мог стать хорошим исполнителем музыки?
Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.
3. – На музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт. Его яркая черта?
-Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведения?
Реальное живое чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.
-Каким видим Моцарта?
Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни.
IV. Закрепление
1д/м Чтение. 3. Сценка по ролям.
2д/м фронтальный опрос учащихся:
-Как развивается действие пьесы?-
Почему Сальери не любит пародий? Труд не приносит ему радости.
-Ваше отношение к Сальери и к Моцарту?
-В чем видит цель жизни Сальери: в служению избранному делу или в честолюбии?
Как относится к себе и к другим?-честно, открыто или затаится, скрыв от людей неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс само оправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери заставила воспротивиться этому.
Для него искусство — способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах.
Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественно призвание любым путем.
Вывод по дискуссии
Путь индивидуалиста:
В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность- агрессивность- зависть- убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может поделать.
-Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарту?
«Кто скажет…», «я избран, чтоб его (не убить) остановить»
«Ты заснешь…»
VI Обобщение .
Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности.
Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.
5. Прослушивание «Реквиема» Моцарта.
VII. «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта…» (домашнее задание)
YIII. Итоги урока- рефлексия
1833 год. Пушкин пишет в заметке о Сальери: « весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист- все обратились негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью. Некоторые немецкие журналисты говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта.
-В чем же конфликт «Моцарт и Сальери»? Пушкин не только показывает психологию зависти, но и с поразительным мастерством рисует механизм зарождения убийства.
.