Конспект урока на тему «Моцарт и Сальери»

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство — две вещи несовместные”

Цель урока:

1. Подвести ребят к формировке основной идеи трагедии – истории души, пораженной гордыней.

2. показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки

3.воспитание

Тип урока:

урок- дискуссия.

Оборудование:

Эпиграф к уроку:

Есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение.

Бессильный враг – наш лучший друг, завистливый друг – злейший из наших врагов.( Чаадаев).

1. Портрет Пушкина.

2. Рисунок “Моцарт и Сальери”.

3. Музыка Моцарта.

4. Факты биографии композиторов.

Ход урока:

I.Оргмомент

II.Объяснение нового материала.

1. Историческая справка. -слово учителя-.История создания трагедии.

1.Трагедия написана в 1830 году, но замысел относится ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году. В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный венский композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Моцарт умер в 1791 году, в тридцатилетнем возрасте, и был уверен, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние году мучился душевными расстройствами и не раз каялся, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно.

2.. Дискуссия с чтением фрагментов трагедии.

-«Самое существенное- путь» — говорил Гегель. Пушкин не показал духовного пути, пройденного Моцартом, зато формирование личности изображено подробно.

-Кто главный герой (Сальери , Моцарт)

а) – Внутренний монолог Сальери- история его духовной жизни (чтение).Личность формируется, прежде всего, в профессиональной сфере. Сальери композитор. При постижении духовной жизни необходимо начать с этого. Сальери- учитель Бетховена и Шуберта, был известен как выдающийся композитор, он был последователем оперной реформы Глюка.

-Каким было начало его пути? (призвание его появилось рано).

«Родился я с любовью к искусству». У мальчика твердый характер, отношение кмузыке серьезное, целеустремленное.

-Каким он был в годы учебы? (не хватает таланта)

Трудно давалось теория музыки. Сальери с головой ушел в это, для развития других сторон личности не оставалось времени. Его образование было односторонним, ущербным.

Он добровольный затворник. Усилия вознаграждены.

-Что мы признаем?

Овладел творчеством- этой высшей формой реализации личности. Сальери с честью выдержал испытания. И Сальери заслуживает уважения.

-Отчего Сальери начинает вспоминать жизнь с детства?

«Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше» Усомниться и в «божьей» справедливости верующий человек может только в крайности.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Химические свойства металлов" 11 класс

-Не свидетельствует ли это о глубоком душевном кризисе? Чтобы отыскать его истоки ,выйти из кризиса Сальери отправляется в прошлое.

— Всегда ли Сальери искренен? Почему так часто уничтожает свои произведения? Или это высокая требовательность к себе, строгая взыскательность художника. Но скорее причина в другом: Сальери далек от живой жизни, его труд игра музыкальных форм. Хотя есть и восторг и вдохновение.

-Как Сальери определил свою судьбу? Ведь он бы мог стать хорошим исполнителем музыки?

Произведения Сальери нравятся публике, но гармония между жизнью и творчеством нарушена. Вот с этого момента начинается роковое движение Сальери к преступлению.

3. – На музыкальном небосклоне новая звезда – Моцарт. Его яркая черта?

-Как Моцарт передает свои ощущения, которые стали содержанием его произведения?

Реальное живое чувство определяет форму произведения Моцарта. В его сочинениях сама жизнь. Моцарт талантлив, он знает, что такое творчество.

-Каким видим Моцарта?

Живой, жизнелюбивый в искусстве и в жизни.

IV. Закрепление

1д/м Чтение. 3. Сценка по ролям.

2д/м фронтальный опрос учащихся:

-Как развивается действие пьесы?-

Почему Сальери не любит пародий? Труд не приносит ему радости.

-Ваше отношение к Сальери и к Моцарту?

-В чем видит цель жизни Сальери: в служению избранному делу или в честолюбии?

Как относится к себе и к другим?-честно, открыто или затаится, скрыв от людей неспособность воплотить себя в деле, превратив свою жизнь в непрерывный процесс само оправдания. Еще не поздно пересмотреть планы. Чрезмерная гордость Сальери заставила воспротивиться этому.

Для него искусство — способ поддержания амбиций в своих и чужих глазах.

Самолюбивый до крайности, он решает завоевать общественно призвание любым путем.

Вывод по дискуссии

Путь индивидуалиста:

В душе его рождается Зависть (самолюбие, надменность- агрессивность- зависть- убийство). Он понимает унизительность этого чувства, но нечего не может поделать.

-Как Сальери объясняет зависть к таланту Моцарту?

«Кто скажет…», «я избран, чтоб его (не убить) остановить»

«Ты заснешь…»

VI Обобщение .

Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности.

Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.

5. Прослушивание «Реквиема» Моцарта.

VII. «Что я чувствую, слушая музыку Моцарта…» (домашнее задание)

YIII. Итоги урока- рефлексия

1833 год. Пушкин пишет в заметке о Сальери: « весь театр, полный изумленных знатоков, безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист- все обратились негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы — в бешенстве, снедаемый завистью. Некоторые немецкие журналисты говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении – в отравлении великого Моцарта.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Горячие гильзы"

-В чем же конфликт «Моцарт и Сальери»? Пушкин не только показывает психологию зависти, но и с поразительным мастерством рисует механизм зарождения убийства.















.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: