Конспект итогового занятия по музыкальному воспитанию
Тема: «Путешествие в мир звуковых сокровищ»
Программное содержание:
Продолжать развивать эмоциональный отклик на музыку. Расширять представления о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке.
Закреплять умение детей выполнять знакомые танцевальные движения, самостоятельно начинать и заканчивать их под музыку.
Продолжать формировать певческие навыки, умение петь легким звуком.
Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический и тембровый слух.
Совершенствовать умение детей играть в оркестре, соблюдая общую динамику и темп.
Музыкальный материал:
Коммуникативная игра «Здравствуйте» М.Картушина.
Песня «Юный капитан» Е.А.Гомонова
«Порыв» Р.Шуман.
Попевка «Веселый хор» М.Картушина.
Песня «Бескозырка белая».
Танец «Полька».
Оркестр «Во саду ли, в огороде» русская народная мелодия.
Демонстрационный материал:
Игровое пособие «Путешествие в мир звуковых сокровищ».
Фланелеграф с нотным станом.
Картинки к попевке «Веселый хор».
Раздаточный материал:
Конверты с ритмическими полосками;
Контейнеры с пуговками;
Ноты – сюрприз;
Детские музыкальные инструменты.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова и словосочетания: нотный стан, характер музыки, композитор.
Предварительная работа:
Знакомство с нотами, нотным станом;
Знакомство с творчеством Р.Шумана;
Разучивание песен;
Музыкально – дидактические игры на развитие чувства ритма, музыкальной памяти, звуковысотного восприятия;
Индивидуальная работа по овладению приемами и способами игры на детских музыкальных инструментах.
Ход занятия:
Дети под музыкальное вступление входят в зал, идут по кругу.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» М.Картушина
По дорожке мы шагает
И друзей своих встречаем.
Здравствуй, солнце,
Здравствуй, сад,
Здравствуй, дружный наш отряд,
Здравствуй, музыка и я,
Рядом все мои друзья!
Перестраиваются парами, двигаются по кругу парами
По дорожке мы шагает
И друзей своих встречаем.
Друзей много у нас есть,
Всех их нам не перечесть.
Педагог: здравствуйте мои, ребята!
Дети: Встрече с вами очень рады.
Педагог: Ребята, я тоже рада нашей сегодняшней встрече. Я хотела с вами для гостей спеть веселую песенку, но приключилась беда, ноты с песенки рассыпались и упали на дно моря. Песенка сможет зазвучать, только после того как мы найдем эти ноты. И поможет нам в этом, всем хорошо знакомая книга «Путешествие в миро звуковых сокровищ».
Посмотрите, на карте обозначен путь, по которому мы будем следовать. Ну что, в путь? Прошу пройти на корабль, а капитаном сегодня будет…
Пение песни с солистом «Юный капитан»
Педагог: Ребята, мы с вами плывем по ОКЕАНУ ЧУВСТВ, где звучат различные мелодии и, как вам известно, в любом музыкальном произведении выражены чувства, переживания, настроения человека.
— Какие вы знаете музыкальные произведения, в которых выражены: грусть, радость, беспокойство, тревога?
— Сегодня вы услышите произведение с «говорящим» названием, которое написал композитор Р.Шуман, пьеса называется «Порыв».
— Что такое порыв, как бы вы объяснили это слово?
— Да. В непогоду ветер иногда налетает внезапно, порывисто. Эти порывы могут прекращаться и снова налетать, обрушиваться шквалом, сметая все на своем пути. Но Р.Шуман не назвал свою пьесу «порыв ветра», а дал ей название «Порыв». Поэтому можно думать, что композитор подразумевал порыв в душе человека – внезапное, сильное, резкое, пылкое проявление какого то чувства, горячее стремление сделать что то, воодушевление, подъем или смятение чувств. Порывистость – это внезапная смена настроения человека: радость, нежность или гнев.
—Послушайте пьесу «Порыв» и скажите, как меняется настроение в ней (звучит запись).
Молодцы, ребята! Мы плыли с вами в ОКЕАНЕ ЧУВСТВ и следующая наша пристань (смотрят на карту и определяют) БУХТА МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ.
Мы с вами знаем, что музыку сочиняет …. (композитор)
— А с помощью чего он ее записывает? (нот)
— А где живут ноты или как называются эти пять линеечек? (нотный стан).
— Ноток нет, а хотите посмотреть, кто сегодня живет на ступеньках нотного стана?
Дидактическое упражнение «Веселый хор»
Педагог поочередно знакомит с песенкой каждого персонажа. Дети должны определить, чья песенка звучит выше (ниже) и расположить их на нотном стане. После того, как всех героев разместят на нотном стане, звучит песенка «Веселый хор».
Первым проснулся петушок
Подал свой звонкий голосок
Он разбудил вокруг весь двор
И зазвучал веселый хор:
Утка кря-кря-кря,
Лягушка ква-ква-ква,
Котенок мяу-мяу-мяу,
А птичка чив-чив-чив-чив-чив.
Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданиями. А нам предстоит встреча с ТРЕМЯ КИТАМИ.
— Кто мне назовет три кита в музыке?
Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит?»
Марш – дети маршируют на месте,
Песня – пение – «Бескозырка белая».
Танец «Полька».
— Ребята, мы приблизились с вами к ОСТРОВУ РИТМА, смотрите, здесь указатель. Детям предлагается выполнить задания, изображенные на рисунке.
Дидактическая игра «Ритмические пуговки» — девочки,
«Ритмические полоски» — мальчики.
Педагог берет морские камни и отстукивает ими ритм, а дети выкладывают ритмический рисунок.
— Пора двигаться дальше. Впереди ОСТРОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Педагог обращает внимание на осьминога, живущего на этом острове.
(Осьминог сидит на сундуке и разговаривает).
— Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Дидактическая игра «Угадай, что звучит?»
Дети отгадывают и называют звучащие музыкальные инструменты.
Осьминог: инструменты разбирайте и в них весело играйте.
Оркестр «Во саду ли, в огороде».
Осьминог: здорово вы играли! А у меня для вас сюрприз. Закройте глазки и не подглядывайте. Затем дети открывают глаза и видят раковину, а в ней ноты. Вместе с педагогом размещают их на фланелеграфе. Послушайте какая получилась мелодия. Дети называют песню и поют.
Песня «Детский сад «Чебурашка».
Педагог: Сегодня мы с вами совершили необычное путешествие.
— Вам понравилось?
— А что понравилось и запомнилось больше всего?
А на память о нашей сегодняшней встрече я дарю вам вот эти нотки. Они необыкновенные, в них сладкий сюрприз. Занятие закончено, до новых встреч!