Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с.Небдино
Занятие с использованием ИКТ
Тема: «Встреча с Яг-Мортом»
Для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Ануфриева Е.В.
музыкальный руководитель
МОУ «ООШ» с.Небдино
2015год
Тема занятия: «Встреча с Яг-Мортом»
Цель: Создать условия для развития музыкально-творческих способностей детей через включение коми народной музыки и произведений коми композиторов в разные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
—учить слушать и называть музыкальные произведения на слух;
-активизировать музыкальный словарь детей
Развивающие:
— Развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, динамический слух, ладовое чувство, чувство ритма.
Воспитательные:
— Воспитывать любовь к родному краю, к бережному сохранению коми фольклора.
Предварительная работа:
1.Совместная деятельность:
Рассматривание слайдов с помощью проектора с изображением персонажей легенды «Яг Морт»,
Райды», «Танец Яг-Морта»
2.Образовательная деятельность.
Знакомство с коми народными инструментами(зиль-зёль, сярган, шур-шар)
Разучивание песен и танцев:
В. Мастеница «Северные пимы», Г. Попов «Вот кыдзи ми ворсам», «Круговая пляска».
Слушание:
отрывки из балета Я. Перепелицы «Яг-Морт»: «Ловля оленей», «Воспоминание Райды»
3.Самостоятельная деятельность:
Самостоятельное рассматривание книг, рисование героев коми легенд
Оборудование: проектор, синтезатор, ноутбук, коми народные музыкальные инструменты(сера палич, шур-шар, зиль-зёль, сярган).
ИКТ: Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволяет заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживается мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Ход занятия:
Звучит песня А.Осипова «Катшасинъяс»
Дети под музыку входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Вы узнали музыку, которая звучала когда вы заходили в зал?
Дети: это песня «Катшасинъяс»
Слайд 2
Муз.рук.: Эту песню написал коми композитор Александр Осипов. Родился он в нашем Корткеросском районе, с. Сторожевск.
Слайд 3
Ребята, мы живём с вами в Коми Республике. А чем богата наша республика?
Дети: Полезными ископаемыми( нефть, газ, уголь).
Слайд 4
Муз.рук: А ещё наша северная республика богата своими народными песнями, танцами, своей культурой.
Мотивация: Приходит почтальон приносит письмо.
Муз.рук.: К нам пришло письмо, посмотрите оно не простое, а музыкальное (достаёт диск). Если мы послушаем, то узнаем от кого это письмо.
Звучит музыка «Воспоминание Райды» из балета Якова Перепелицы «Яг морт»
Муз.рук.: Вы узнали, кто прислал нам это письмо?
Слайд 5
Дети: Это Райда, героиня легенды «Яг-Морт»
Муз.рук.: Может она просит нас о помощи?
Читает письмо: Дорогие ребята, меня похитил Яг-Морт, пожалуйста, помогите мне.
Муз.рук.: Ребята, что же нам делать?
Дети: Надо помочь Райде.
Муз.рук.: Я согласна с вами и думаю, что надо отправиться в лес, чтобы спасти девушку Райду. На чём мы с вами отправимся в лес?
Дети: На оленях
Слайд 6
Звучит музыка «Ловля оленей» из балета «Яг Морт»
Муз.рук: Ребята, вот мы с вами и приехали в лес.
Слайд 7
Звучит «Танец Яг-Морта» из балета Якова Перепелицы «Яг-Морт»
(Из — под пня вылезает Яг-Морт)
Слайд 8
Яг-Морт: Это кто ещё здесь шумит?
Муз.рук.: Здравствуй Яг-Морт, это мы с ребятами приехали в лес за Райдой.
Яг- Морт: Ишь, чего захотели, не видать вам Райды. Скучно стало мне одному, надоели мне мои слуги пежгаги, вот и украл я красавицу.
Муз.рук.: А если мы тебя развеселим, ты отпустишь её?
Яг-Морт: Попробуйте, думаю у вас ничего не получиться.
Муз.рук.: Наши ребята любят петь, танцевать, играть.
Яг Морт: А я люблю только коми песни и танцы.
Муз.рук.: Тогда послушай песню «Северные пимы».
Слайд 9
Дети исполняют песню-танец В. Мастеницы «Северные пимы»
Яг Морт: Ну и что, не весело мне от вашей песни.
У меня есть музыкальные инструменты, вы их даже не видели никогда и ничего о них не знаете (достаёт из пестера шур-шар, зиль-зёль, тотшкодчан, сярган, сера палич)
Слайд 10
(Дети называют коми народные инструменты)
Муз.рук.: Наши ребята, не только название инструментов знают, но и играть на этих инструментах умеют.
Дети исполняют песню Геннадия Попова «Вот кыдзи ми ворсам»
Яг- Морт: Да сердце моё немного оттаяло, но Райду всё равно не отдам.
Муз.рук.: Яг-Морт, ребята научат тебя танцевать танец.
Слайд 11
Дети исполняют танец «Коми плясовая»
Яг-Морт: Молодцы, ребята. Хорошо танцевали и меня научили.
Муз.рук.: Да, наши ребята знают много коми народных танцев. (дети называют произведения, которые звучали на занятии)
Яг-Морт: Ну, ладно, отпущу я Райду, но с условием, что один раз в год вы будете приезжать ко мне в гости и веселить меня новыми песнями и танцами.
Муз.рук.: Ребята, согласимся с Яг-Мортом?
Дети: Да.
Яг-Морт приводит Райду.
Райда: Спасибо, ребята, что спасли меня.
Муз.рук.: Нам пора возвращаться в детский сад. Звучит коми народная песня «Доли-шели»
Дети танцуют и поют./ Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1988г
Легенды и сказания народа коми. Альбом репродукций графических работ В.Г. Игнатова
Мифы, легенды, предания коми народа / Сост. П. Ф. Лимеров.- Сыктывкар: ООО «Издательство Кола», 2012. — 160 с.
Осипов А. «О коми музыке и музыкантах», 1969г.
Рочев Ю.Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984.-176с
Скляр И. Г. Коми народные танцы / И. Г. Скляр, П. И. Чисталев. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1990. – 151 с.