1001 идея интересного занятия с детьми
Каспшаков Николай Александрович учитель музыки МБОУ СОШ № 5
Каспшакова Ирина Григорьевна учитель музыки МБОУ СОШ №11
Каневской район Краснодарский край
Предмет (направленность): Урок музыки
Возраст детей: 4 класс
Место проведения: класс
Цель: Расширение знаний о музыкальной культуре русского народа.
Задачи:
обучающие – знакомство:
— с жанровым многообразием частушек;
— с музыкальной культурой русского народа XIX – XX веков;
— с музыкой Р.Щедрина 1 концерта для оркестра «Озорные частушки».
развивающие – развитие:
— музыкального мышления через образное восприятие музыки;
— творческих способностей;
— эмоциональной сферы учащихся;
— информационной компетентности.
воспитательные – воспитание:
— уважения к культуре своего народа;
— чувства коллективизма, сотворчества, эмоционального сопереживания при выполнении группового задания.
ХОД УРОКА:
Вход в класс под музыку: «Саратовские переборы»
-Ребята, давайте вспомним, как называется музыка, под которую вы входили в класс? (Выход на понятие — народная)
— Имеет ли народная музыка автора? (Имеет, но имя автора за давностью лет утеряно. Музыка сохранилась «в народе», изменяясь при передаче «из уст в уста», от поколения к поколению, поэтому называется народной.)
— Как называется музыка, имя автора которой известно? (Композиторская)
— Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами русской народной музыки, а именно с жанром – частушка.
Слово частушка происходит от слова «частый», то есть быстрый. Частушки в некоторых местностях называли припевками. Как музыкальный жанр частушки появились в России в конце 60-х годов XIX века. Мелодия у них совсем коротенькая — всего один небольшой куплет, который много раз повторяется с разными текстами.
Наверное, каждый из вас слышал, как исполняются частушки — веселые озорные куплеты, чаще всего сатирического содержания. Достается в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные, юмористические.
Звучат шуточные частушки.
— Особый вид частушки — так называемые «страдания». Они более медленные, певучие, лирического содержания.
Звучат страдания.
— Существует огромное разнообразие частушек по содержанию, по характеру, по мелодии. Отдельной категорией стоят так называемые частушки «Семёновна».
Звучат частушки «Семёновна».
— Первоначально частушка появилась в сельской местности, а в XX веке распространилась повсеместно в России.
Эта весёлая, незатейливая, но весьма яркая песенка покорила сердца многих людей.
Многие композиторы использовали в своих произведениях частушки.
Жанр частушки широко использовал в своей музыке русский композитор Родион Константинович Щедрин. В 1963 году он написал концерт для оркестра «Озорные частушки». Это произведение потребовало от композитора огромного мастерства, так как основу его составляет единственный жанр – частушка. По своему строению концерт представляет собою свободные вариации на множество тем. Сам композитор говорил, что в концерте 70 вариаций.
Давайте послушаем фрагмент концерта. Подумайте, почему композитор назвал свой концерт «Озорные частушки»?
Звучит фрагмент концерта Р.Щедрина «Озорные частушки».
— Как вы думаете, почему композитор назвал свой концерт «Озорные частушки»? (Перекличка инструментов, словно голосов исполнителей частушек, куплетность, задорный характер музыки…)
Динамическая пауза (не объявляется):
— Частушки часто исполнялись под аккомпанемент гармони или балалайки, иногда использовался бубен, ложки, трещотки. Именно поэтому музыканты были всегда почётными и желанными гостями на любом гулянье.
Мы с вами прямо сейчас устроим импровизированное народное гулянье. Для этого нам нужны музыканты. Давайте узнаем, как на чём играет.
Игра-потешка «Кто на чём играет?»
На баяне – баянист,
На гитаре – гитарист,
На гармошке – гармонист,
А на бубне — … (Ударник)
На кобзе – кобзарь,
На дудке – дударь,
На ложках – ложкарь,
А на балалайке — … (Балалаечник)
Итак, ребята 1-го ряда будут играть на гармошках, 2-го ряда – на балалайках, а 3-го ряда – на бубнах, ложках и трещотках. Встаньте, возьмите в руки свои воображаемые инструменты и заиграем весёлый наигрыш.
(Под музыку учащиеся, пританцовывая, имитируют игру на воображаемых музыкальных инструментах под звучание народного наигрыша.)
— Молодцы, ребята, у вас получился замечательный оркестр!
В те времена, когда частушка была очень популярна, люди устраивали состязания частушечников. Люди, которые сочиняют и исполняют частушки, называются частушечники. Они могли сочинять их прямо во время исполнения, на ходу. Особенность исполнения частушки в том, что её можно не только петь, а даже просто проговаривать под музыку. Таким образом, частушки могли исполнять даже те, кому «медведь на ухо наступил», что делало её ещё более популярной и распространённой.
Каждая частушка представляет собой законченное по мысли рифмованное двустишие или четверостишие.
Первые две строки четверостишной частушки называются – зачин. Зачин мог исполнять один частушечник, а продолжать частушку – другой.
Я предлагаю и вам попробовать сочинить частушки прямо сейчас. Для этого вам нужно разделиться на шесть групп. Каждой группе будет предложена тема для частушки, и вы должны будете сочинить свои частушки. На выполнение задания даётся несколько минут, а затем мы устроим состязание частушечников.
Творческая работа «Сочини частушку»
(Учащиеся сочиняют частушки, учитель помогает им по мере необходимости).
Я предлагаю выбрать исполнителя или несколько исполнителей от каждой группы, для исполнения своей частушки.
Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдёт.
Как частушка зазвучит,
Так никто не усидит.
Учащиеся исполняют частушки под аккомпанемент учителя.
(можно использовать минусовую фонограмму)
(Тем ребятам, которые не поют частушки, предлагается поучаствовать в исполнении частушек, аккомпанируя на разных народных инструментах: бубен, бубенцы, ложки, трещотки и др.)
Каждый из вас очень старался и за свою работу получает жетон. Он вам сегодня ещё пригодится.
Проверочные задания.
Давайте вспомним:
Что означает слово «частушка»? (Частый, быстрый)
Как назвал Родион Щедрин свой концерт? («Озорные частушки»)
Как называется человек, который сочиняет, или исполняет частушки? (Частушечник)
Какие виды частушек вы знаете? (Шуточные, страдания, лирические, Семёновна)
Под какие музыкальные инструменты исполнялись частушки? (Гармонь, балалайка)
(За правильные ответы выдаются жетоны)
Молодцы! Вы были внимательны на уроке.
За работу на уроке вы получили жетоны. Возьмите в руки цветные карандаши и разукрасьте свои жетоны в тот цвет, который отражает ваше настроение.
(Ребята разукрашивают жетоны. Звучит музыка.)
Одним из символов России и русского народа являются матрёшки, о которых сложено немало частушек:
Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
Матрёшки всегда ярко разукрашены, а у нашей матрёшки сарафан совсем не яркий. Помогите матрёшке стать нарядной. Прикрепите ей на сарафан свои жетоны.
(Ребята приклеивают жетоны. Звучит музыка.)
Сегодня на уроке вы все замечательно работали. Вы попробовали себя в роли музыкантов и частушечников, познакомились с творчеством русского композитора Родиона Щедрина, узнали много нового о музыкальном жанре частушка. Ваша работа заслуживает отличных оценок.
Бугаёва З.Н., « Весёлые уроки музыки в школе и дома»,
Донецк: Сталкер, 2002.
Надолинская Т.В., Лушкина А.В., Любомищенко Н.А. Музыка: Учебник для 3 класса трёхлетней начальной школы. — Таганрог: Айкэн, 1998.
Щедрин, Родион Константинович https://ru.wikipedia.org/wiki/Щедрин,_Родион_Константинович
5