Кузнецова Светлана Николаевна
учитель музыки
ГКОУ «Красноярская СКОШИ, VIII вида»,Волгоградская область, п.Красный Яр
Класс: 4
ТЕМА: Что за прелесть эти сказки.
ЦЕЛЬ: Побуждать интерес детей к русскому народному творчеству в произведениях классических композиторов.
ЗАДАЧИ: Учить сопоставлять характеры литературных героев с характером музыки. Помочь им увидеть добро и зло, красоту музыки, слова, изобразительного искусства, научить оценивать поступки героев. Развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности и воображение. Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация «Что за прелесть эти сказки», муз.композиции: «Щелкунчик», «Золушка», «Баба Яга», П.Чайковский, «Песенка колобка» Т. Морозова, рисунки детей, портрет П.И.Чайковского, «Гномы» Э.Григ.
ХОД УРОКА:
ОРГ.МОМЕНТ
(Дети входят под музыку из балета Чайковского «Щелкунчик»)
Много есть на свете сказок
Про волшебниц и царей,
Про русалок, гномов, принцев
И диковинных зверей.
Слышишь, музыка играет —
Приглашает всех на бал!
Гномы с феями танцуют,
Леший Золушку позвал.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
— Сегодня мы снова отправимся в мир сказок, познакомимся с новыми героями и узнаем как композиторы рассказали о них при помощи музыки. (Слайд 1)
III. ПОВТОРЕНИЕ И ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Исполнение вокального упражнения – «ГОЛЫ», «ДУБОЧЕК»
Повторение слов 1 и 2 куплета песни «Солнечная капель»
Исполнение «Солнечная капель»
— На прошлом уроке вы получили задание нарисовать своего любимого сказочного героя и немного рассказать о нем. Давайте посмотрим ваши работы и проведем конкурс на самого лучшего сказочного героя. Поднимите свои работы над головой. Сколько разных рисунков и героев, давайте же расскажем о них.(слайд2)
IV. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
-Наш первый конкурсант – Колобок.
— Расскажи нам какой у него характер (веселый, никогда не унывает, храбрый, но немного глупый, поэтому лиса его съела).
— А вот так колобка изобразил художник (Слайд 3)
— А теперь послушаем песенку колобка– «Колобок» (слушание)
— Какая звучала музыка? (веселая, задорная). Похож ли характер музыки на характер нашего колобка?
-Ну что ж пора перейти к нашему следующему конкурсанту и я хочу предложить вам своего героя, чтобы узнать его, вам нужно отгадать загадку.
В ветхом домике без печки
Жил веселый старичок,
Кипятил он чай на свечке,
Заварив травы пучок,
Жарил ягоды на солнце,
Одуванчики солил,
И, под вечер, у оконца
Комаров чайком поил.
На сосне искал иголку,
Чтоб латать себе штаны,
Вместо зеркала на полку
Ставил краешек Луны.
Ночью звездные дорожки
Бородою подметал,
То, что падало, в лукошко
Осторожно собирал.
Ну, а утром звезды эти
Сеял дома, под окном,
Чтобы знали все на свете,
Где живет веселый …..(гном).
— Вы знаете кто такие гномы?
Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими
подземные города и дворцы. Ростом они с ребенка, носят длинные бороды, некоторые из низ злые и обидчивые, а некоторые очень добрые и любят помогать людям. Посмотрите на их изображение (Слайд 4). Где изображен добрый, а где – злой? Рисуя злого гнома, художник использовал темные краски, чтобы показать всю черноту его характера, а для хорошего выбрал теплые цвета, чтобы мы почувствовали его доброту.
-Давайте послушаем музыкальное произведение, которое называется «Шествие гномов».Посмотрите на портрет композитора, это наш русский композитор, который очень любил детей и сочинял много произведений именно для них. (слушание в стране гномов) Каких гномов изобразил композитор? Как музыка помогла вам это понять?
ФИЗ.МИНУТКА
-Мне кажется в нашем конкурсе надо сделать небольшой перерыв и я предлагаю потанцевать с героями мультфильмов.(слайды5-21)
-Ну что же продолжим наш конкурс, и следующая наша участница Золушка посмотрите как изобразила ее Таня, расскажи нам о ней. (красивая, милая, добрая, трудолюбивая).
-Давайте посмотрим на портрет Золушки, которую нарисовал художник и послушаем музыку, которая расскажет нам о характере Золушки. (Слайд 22). Посмотрите какая она нежная и необыкновенная, такую ее представил и композитор Чайковский(слайд23). Посмотрите на портрет композитора, это наш русский композитор, который очень любил детей и сочинял много произведений именно для них. (Слушание Золушка)(слайд24)
— А теперь наш последний конкурсант, я не буду его представлять вам, просто послушайте музыку и отгадайте о ком пойдет речь. Слушание «Баба Яга» П.Чайковский.
-Кто же это, ребята, вы догадались? Какие молодцы, а что вам подсказало, что это Баба Яга (характер музыки – угрожающая, страшная, мрачная). Это произведение тоже сочинил П.Чайковский.
-Вы абсолютно правы, посмотрите на эту проказницу (Слайд 25), в сказках она постоянно творит зло и пакости. А кто-нибудь из вас нарисовал ее?
-Ну что же предлагаю подвести итог нашего конкурса. Кто же из них (Слайд 26) лучший сказочный герой? Мнения ваши разделились, может быть, потому что все сказки хороши и сказочные герои тоже. Ведь даже злые герои нужны без них мы не узнали бы , что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать и как не стоит.
V. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ. (если остается время)
-Молодцы вы хорошо потрудились, но у нас осталось еще одно незаконченное дело, мы не доучили нашу песенку «Солнечная капель» до конца. Давайте разучим 3 куплет этой песни и исполним ее для наших гостей.
-Разучивание слов 3 куплета и исполнение песни целиком.
VI. ИТОГ
-Ребята, вам понравился наш урок? С какими героями мы познакомились, что узнали нового?
VII. ОРГ.МОМЕНТ
-Спасибо за урок, всего хорошего.