1001 идея интересного занятия с детьми
ПОЕДИНОК «ЕСТЬ ЛИ ЦВЕТ У МУЗЫКИ»
Давыдова Наталья Александровна, МКОУ Фабричная СОШ, учитель русского языка и литературы, музыки, Свердловской области
Предмет (направленность): предметная неделя «Искусство», внеклассное мероприятие.
Возраст детей: пятый и шестой классы.
Место проведения: школа, кабинет музыки.
Цель: — создание благоприятной атмосферы для творческой деятельности и эстетического восприятия разных видов искусств.
Задачи:
активизировать познавательную деятельность учащихся; показать взаимосвязь музыки и живописи;
воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру;
способствовать развитию навыка слушать и видеть, сопоставлять услышанное с произведениями живописи.
Звучит музыка “Мы начинаем КВН”, команды занимают свои места.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас в клубе весёлых и находчивых. Сегодня нам предстоит выяснить есть ли цвет у музыки и если есть, то какого же она цвета?
Команде, правильно ответившей на вопрос, дается жетон, по окончании КВН, жетоны подсчитываются. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов побеждает.
Команды готовы к игре?
1 конкурс— представление команд.
Команды демонстрируют домашнюю заготовку (название команды, песня, девиз, эмблема – всё должно быть связано с ИЗО или музыкой).
Жюри из старшеклассников или учителей пишут название команд на доске и выставляют первые оценки за конкурс.
2 конкурс “Разминка”.
1 тур. Командам по очереди задаются “Цветные вопросы”
-Что означает зелёный огонёк на лобовом стекле таксомотора?
А. Свободен. В. В парк. Б. Оплата в долларах. Г. Занят.
—Какой цвет стал характеристикой необразованного и малокультурного человека?
А. Чёрный В. Белый. Б. Серый. Г. Хаки.
—Какой из этих цветов отсутствует на олимпийской эмблеме – пяти переплетенных разноцветных кольцах?
А. Голубой. В. Белый. Б. Зелёный. Г. Чёрный.
— Какого цвета минерал малахит?
А. Белого. В. Зелёного. Б. Жёлтого. Г. Синего.
— Какое море не существует?
А. Жёлтое. В. Синее. Б. Черное. Г. Белое.
— Военнослужащие каких войск называют себя “голубыми беретами”?
А. Десантники. В.Подводники. Б. Лётчики. Г. Моряки.
— Как называют первую строку абзаца?
А. Белая. В. Синяя. Б. Красная. Г. Чёрная.
— Что защищает во всем мире партия “Зеленых”?
А. Крокодилов. В. Курс доллара. Б. Окружающую среду. Г. Армию.
2 тур “ Музыкальные загадки”
Ясно музыка звучала,
В чёрный фрак всегда одет,
Пуговицы из металла.
Есть на нём утиный клюв,
Может птицей прокричать,
Но запомни: не подув,
Музыку нельзя сыграть!
Голос чистый, голос ясный,
Ты запомнил или нет?
Этот инструмент прекрасный
Называется… (кларнет)
Звенят серебряные струны,
Как будто струйки водяные,
И, на волнах качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую
Все струны нам изображают,
Все Звуки музыки рисуют.
Какой же инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко.
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовётся…(арфа)
Чуть побольше скрипочки,
А поёт пониже,
Деревянный бочок
Четыре струны и смычок (Альт)
Струнный, смычковый,
В оркестре не новый.
В джазе он часто
Бывает щипковый.
Голосом низким
Приветствует вас
Важный, солидный.
Большой…(контрабас)
Смычком по струнам проведу
И сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет
По-разному звучать он может.
То нежно, ласково, легко,
То низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт.
Не контрабас и не свирель,
Зовут её…(виолончель)
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это? (барабан)
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент
Волшебный…(скрипка)
Французы музыкальный инструмент
Высоким деревом давным-давно прозвали.
Задумчивей его в оркестре нет,
За нежный голос инструменту имя дали,
А был простым пастушеским рожком
Его родной прадедушка когда-то
И звонко пел он песни над лужком.
Как зовут его, ребята? (Гобой)
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его? (Тромбон)
Весёлая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где-то струйкой звенела,
А может, не птичка, в ветер свистел?
Весёлую звонкую песню лета
Пропела волшебная дудочка…..(флейта)
3. Музыкальный конкурс.
1 тур. Спеть куплет песни, в названии или тексте которой есть цвет.
2 тур. Под музыку вносится “чёрный ящик” для каждой команды. В нем находятся следующие предметы: расческа, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, деревянные ложки.
За 1 минуту вам необходимо соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.
4. Конкурс капитанов.
Звучит гимн Капитанов, как фон. Капитаны за 5 минут должны разгадать анаграммы (приложение1)
Переставить буквы в предложениях так, чтобы из них получилось новое слово, относящееся к сфере искусства.
Пока капитаны отгадывают, члены команды участвуют в конкурсе “Фанера”.
5. Конкурс «Фанера». Под фонограмму исполнить песню. “Оранжевая песенка” (сл. Арканова, муз. Певзнера), “Художник” муз. Шаинского.
6. Подведение итогов.
Итак, подошел к концу наш КВН. Я думаю, что каждый из вас ответил на вопрос: есть ли цвет у музыки, и если да то какой.
Итоги конкурса.
Изместьева Ю.Д. Музыка, Волгоград, Издательство «Учитель АСТ»,2001г.
https://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9882349
Лаптева А.И. https://festival.1september.ru/articles/550182/
4