Конспект урока по Музыке «Искусства различны – тема едина — тема РОДИНЫ»

Урок 4

Тема: Искусства различны – тема едина — тема РОДИНЫ

Цель :формировать музыкальную культуру на основе любви к родному краю, родной стороне. Взаимосвязь различных видов искусств. Развивать чувство гордости за национальное наследие своего Отечества; показать на примерах музыки , изо, литературы, взаимосвязь искусств.

Оборудование СД, записи «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Гимн России», П.И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня», «Золотое мое Ставрополье» Ю. Чичкова, «Я, ты, он, она..» С. Ротару, « С чего начинается Родина» М. Блантера, видео сопровождение «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Репродукции картин русских художников И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, И Айвазовского, А. Саврасова , В Васнецова, Поленова. Краткие обозначения:

Преподаватель- П,

Учащиеся-У.

Ход урока

1.Звучит музыка «Рассвет на Москве-реке» (Слайд 1)

Декламируются стихи о России

П.

О, Россия!

С нелегкой судьбою страна.

У меня ты, Россия, как сердце- одна.

Я и другу скажу и скажу я врагу-

Без тебя я Россия прожить не смогу

Ю.Друнина

Какая основная тема стихотворения?

У.: Родина, судьба страны, любовь к родной стороне.

П. Сегодня на уроке мы рассмотрим тему: « Россия- Родина моя», которую воспевали в своем творчестве художники, музыканты, поэты. (Слайд2)

П.Стих. О России петь, что стремиться в храм,

По лесным дорогам, полевым коврам.

О России петь, что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать.

О России петь , что тоску забыть,

Что любовь любить, что бессмертным быть

И.Северянин.

П. Подберите слова-синонимы к слову Россия

У. Россия-Русь-Отечество- Родина.

Звучит музыка М Блантера «С чего начинается Родина?» (Слайд 3-6)

(беседа)

П. Что для вас означает Родина??

У. Березы, горы, степи, дом, мама, семья, школа, детский сад- это я и ты, это- мы.

Разминка «Я ты он она» (Слайд7)

П. Россия всюду…- в сердцах людей раскинулась она

Такую Родину представили мы в своем воображении.

Красота и величие русской природы воспета в бессмертных полотнах русских художников, среди которых И. Левитан, А. Куинджи, И Айвазовский, И. Шишкин, А. Саврасов В Васнецов, Поленов и т.д.

На творчество Родина всех вдохновляет и души ХУДОЖНИКОВ ТВОРИТЬ заставляет.(Слайд8)

ЗАСТАВКА Чайковский «Осенняя песня» и показ репродукций (Слайд9-18)

П. Помогла ли музыка понять красоту картин??? Вы слышали эту музыку раньше? Какая музыка по характеру

У. Душевная, добрая ,лирическая, ласковая.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Заглавная буква в словах"

П. Автором этого произведения является Петр Ильич Чайковский- величайший композитор 19 века.

П. А почему его произведения запоминаются?

У. Потому, что он вкладывал душу, чувства, сердце.

П. Русичи – удивительно музыкальная нация

Каких еще русских композиторов вы знаете??

Римский- Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Даргомыжский, Рахманинов,Глинка.

М.И.Глинка-основоположник русской музыки. (Слайд19)

Почему его так называют? Ответите на этот вопрос, прослушав музыку

СЛУШАНИЕ, НЕ НАЗЫВАЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. «ХОР СЛАВЬСЯ»

ПРОСМОТР ВИДЕО.

П. Какая музыка- народная или композиторская?? Почему??

У. Похожа на народную песню, распевная, радостная, праздничная, ликующая.

П. Это произведение авторское , но близкое по духу народному .

«Создает музыку народ, а мы композиторы ее аранжируем» (Слайд20)

Огромная любовь к народной музыке побудила М. И. Глинку собрать, обработать и переложить народные песни, наигрыши и обряды.

«Иван Сусанин»- первая национальная опера, где главным действующим героем был русский народ.

П. А кто такой Иван Сусанин??

У. Герой народный .

П. Какая музыка по характеру?

У. Торжественная, героическая, призывная, ликующая.

П. Что необычного в конце произведения??

У. Колокол!

П. Да, действительно колокол- национальный символ Руси . Когда звучали колокола ?? (Слайд21)

У. На праздники, в горе, радости.

П. Человек приходил в мир с радостным колокольным звоном и покидал мир под погребальный звон колоколов, крестился ли, женился ли- всюду сопровождал его колокольный звон. . Заканчивается опера светлым звучанием колоколов в честь героя Ивана Сусанина, пожертвовавшим жизнью, ради спасения своей страны .Радостный перезвон и хвалебная песня.

Подскажите, как называется главная песнь в честь героев, богов, победителей??

У. ГИМН. (Слайд22)

П. Когда звучат гимны??

Сегодня друзья мы исполнить должны — главную песню нашей страны.

Она называется коротко –ГИМН.

Мы каждое утро встречаемся с ним.

Как надо вести себя во время исполнения гимна?

У. Стоя- в честь признания и уважения к национальному символу страны.

Исполнение гимна(1 к)

П. Урок начала со стихов и стихами продолжу

Пашни, покосы, сны мои – родина малая.

В речке камыш и уснувший на крыше ветряк

Малая родина- ты паруса мои алые,

В ночь непогожую — ты мой заветный маяк

(В. Сладнева.)

(слайд 23).

П. Как понимаете малая Родина??

У. Дом, где ты родился, учился, родители, город, село , край в большой стране

Стихи Синявского муз Ю. Чичкова возродили песню «Золотое мое Ставрополье»?

Прослушивание в исполнении учителя песни «Золотое мое Ставрополье»

Свежие документы:  Урок музыки "Классическая музыка и ее значение в формировании музыкальной культуры школьников"

П. Как вы понимаете словосочетание «Золотое мое Ставрополье»

Почему золотое??

У. Потому что дорогое, потому что пшеница желтого цвета, похожа на золото.

«Если есть на сердце рай- это Ставропольский край»

« Будет хлеб — будет и песня»

Разучивание.

П. Какой характер мелодии?

У . Мелодия напевная, нежная, ласковая .Движение плавное, покачивающее, танцевальное, вальсовое.

П Изобразите рукой. (Пластическое интонирование)

Разучивание по фразам, .Соединяем в предложение. Объединяем куплет и припев.

Исполнение.

П. Мне понравилось ваше исполнение , потому что оно было искренним с душой

Тема Родины без конца и без края, как необъятные просторы нашей Родины. Любите Россию, берегите Россию, восхищайтесь красотами земли русской. Храните в сердце Россию, гордитесь Россией, воспевайте Россию, Будьте достойными детьми своего Отечества. Я думаю, что сегодняшний урок помог вам открыть свой уголок России в своем сердце навеки.

Какие чувства, настроение вызвал урок ,мы определим на нотном стане:

Оранжевые нотки- радость

Синие- неприятие

Белые- равнодушие.

Судя по нотному стану, урок не оставил вас равнодушными.

П .Итог: три могучие культуры- музыка, живопись, литература- нас сегодня по России водили и тему Родины, я думаю, каждая по -своему раскрыли. (Слайд24)

В заключении исполнение «Песни о России» В. Локтева. (Повторение 1 урока)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: