Тема: Куда ведет нас марш?
Цель: обратить внимание ребят на звучание марша в операх, балетах, на их различный характер
Организация урока: построение перед классом; вход под музыку марша «Пусть всегда будет солнце»слова Л. Ошанина, музыка А. Островского;
Ход урока
Работа по теме урока.
Учитель: Под какую музыку вы вошли в класс?
Дети: Марш
Учитель: Что мы сейчас с вами делали?
Дети: Маршировали
Учитель: Что такое маршировать?
Дети: Ходить
Учитель: Да, музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движения. Марши бывают разные, поэтому поступь разная.
Дети: Убыстренное движение – спортивный марш; траурный – замедленный шаг; обычный шаг – шаг спокойный; игрушечный, детский – игрушечный шаг, потому что игрушки изображают людей, это тоже шаг, но маленький.
Прослушивание марша «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Учитель: Кто может под него маршировать?
Дети: Маленькие детки, куклы.
Учитель: Да, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто. Пошагаем на ладони под музыку. Кто написал марш?
Учитель: Маршевая поступь есть всюду, где есть человек, где о нем рассказывается. Без маршей нет ни одной оперы и ни одного балета, но только они бывают разного характера. Вот об этом мы и поговорим.
Сейчас я хочу предложить вам послушать марши из оперы «Кармен» и из балета, название которого вы должны угадать, прослушав отрывок из сказки. Слушайте внимательно. (учитель читает отрывок из сказки Гофмана «Щелкунчик»). Как вы думаете, из какой сказки этот отрывок? Кто вспомнил название сказки?
Дети: «Щелкунчик»
Учитель: Значит из какого балета мы будем слушать марш? Правильно, сейчас мы с вами будем слушать марш из балета « Щелкунчик» и марш из оперы «Кармен».
Слушание марша из оперы «Кармен» и из балета «Щелкунчик».
Учитель: Где, какой и почему?
Дети: Первый – из оперы, песенный характер, второй — из балета, танцевальный характер.
Учитель: Правильно, первый-марш тореадора из оперы Ж. Безе «Кармен»( открыть рисунок тореадора). Это опера о любви цыганки и солдата, а тореадор — участник боя быков. В Испании до сих пор существует бой быков, и многие туристы, да и местные жители, обязательно посещают это зрелище. Быков долго готовят, не дают, есть, злят, а потом выпускают на арену, где их ждут тореадоры – специально обученные мужчины. В руках у них плащ черно-красного цвета и копья. Тореадор дразнит быка красным цветом, поворачивая плащ (быка этот цвет раздражает, он думает, что это огонь, не любит красный цвет), а сам при удобном повороте вонзает ему в кожу струю пику, злит зверя еще больше. Представление длится до тех пор, пока бык не издохнет, но тореадор тоже сильно рискует своей жизнью, ведь может получиться так, что разъяренный бык окажется более ловким. Профессия тореадора очень сложная, требует усиленной тренировки, смелости, силы, ловкости, внимания, а так же знания натуры быков, обучение метанию копья и многого другого. Иногда разъяренные быки бросаются на кричащую толпу зрителей и смертельно ранят их тоже. Но в Испании очень любят острые ощущения. Коррида – бой быков – любимое национальное зрелище.
Сейчас прослушаем грамзапись марша тореадора, в нем вы услышите слова « тореадор, смелей в бой» — это подбадривает юношу-смельчака, напоминает ему о силе воле, храбрости, призывает к воинственности, готовит тореадора морально к бою «Покажи себя и победи!»
Прослушивание марша.
Учитель: Что вы услышали в этой музыке?
Дети: Шаги тореадора за сценой и на сцене, его решительное настроение – иначе бык поймет, что сильнее он, его боятся, и будет нападать агрессивно, а ведь в бою чаще тот победу одерживает, кто более собран, умен и умеет владеть своими эмоциями.
Учитель: Какая по характеру эта мелодия?
Дети: Торжественная, победная, добрая, энергичная, величественная и т.д.
Учитель: Ребята, давайте учиться говорить о музыке. Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» (уже готовой) подойдут для музыки марша тореадора? И есть ли в таблице лишнее слово?
Победно |
Бодро |
Энергично |
Величественно |
Призывно |
Ликующе |
Восторженно |
Открыто |
Значительно |
Жизнеутверждающе |
Дети: Лишних слов нет, все слова подходят.
Учитель: Задание «Запомни словечко». Надо прочитать все слова в таблице и запомнить как можно больше слов. (Закрываю таблицу, спрашиваю)
Учитель: Какой цвет вы выбрали бы, чтобы нарисовать эту музыку? Музыка звучит призывно, громко, четко, отрывисто, на низких и средних тонах.
А теперь послушайте марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. О чем эта сказка?
Дети: О добре и зле
Прослушивание марша.
Учитель: Какой характер у марша?
Дети: Танцевальный, звучит звонко, ярко, легко и т.д.
Учитель: Кто марширует?
Дети: маленькие дети, игрушки. Музыка звучит ритмично, в среднем регистре, высота звука средняя, не низкая и не высокая, негромко, небыстро. Мелодия плавная. Хотя это и марш, но он как танец, нет такой четкости, как в первом марше, где музыка очень воинственная, твердая, решительная.
Учитель: А какой ей подойдет цвет? Какие слова из нашей таблицы «Эмоционального настроения» подойдут для музыки марша «Щелкунчика», и нет ли здесь лишних слов?
Звонко |
Ярко |
Легко |
Весело |
Празднично |
Игриво |
Полетно |
Живо |
Задорно |
Лучезарно |
Искрясь |
Бойко |
Проворно |
Юрко |
Дети: Лишних слов нет.
Учитель: (задание на внимание и память «Запомни словечко») А сейчас, надо прочитать все слова таблицы и запомнить как можно больше слов. Вот и сравните оба марша. Что вы можете сказать о них?
Дети: Оба марша, но разные по характеру. Марш тореадора — военный, а марш из балета «Щелкунчик» — кукольный, сказочный.
Учитель: Давайте заполним нашу таблицу.
«Марш тореадора» | «Щелкунчик» | |
Сила звучания (динамика) | громко | тихо |
Темп (быстрота) | медленный | быстрый |
Регистр | низкий | средний |
Характер | серьезный | шутливый |
Учитель: Есть такой прибор – метроном, который может создавать любой пульс для музыки. Я предлагаю вам поиграть в игру-загадку. Называется она «Кто идет?» Вы должны определить, чьи это шаги: взрослого человека или кукольные шаги.( учитель ставит разные метры на метрономе)
Учитель: Ребята, все встали. Физ. Минутка.
Учитель: Сели на места, положили флажки на край парты. Вот какой получился у нас красивый класс! У кого поднялось настроение? Очень хорошо!
Доучивание песен.
Итог урока.
Учитель: О чем говорилось на уроке? Почему тема урока была «Куда ведет нас марш»? Куда он привел?
Дети: О разных характерах маршей в балетах и операх. Характер зависит от персонажа, который музыка «марш» выражает. Повторили песни-марши «Вместе весело шагать», «Бравые солдаты». Марш привел в оперу Ж. Бизе «Кармен» и в балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Учитель оценивает учащихся, урок. Дает домашнее задание (знать хорошо слова песни «Бравые солдаты»).
Учитель: Давайте, ребята, попрощаемся с гостями. Встаньте, повернитесь к ним и скажите до свидания.