Методическая работа
«Л.Н. Толстой и мир его музыки»
Автор: преподаватель ГОУ СПО
«Марксовское училище – искусств (техникум)»
Плужникова Тамара Дмитриевна
Декабрь 2012
Аннотация: Данная работа может быть использована при подготовке к учебным занятиям и для внеурочной деятельности.
Предложенные материалы позволят глубже проникнуть в духовный мир писателя. Дневниковые записи писателя дают пример студентам, как работать над музыкальным произведением, как развивать память и тренировать волю.
Л.Н. Толстой и музыка.
В жизни и творчестве Л. Н. Толстого музыка играла большую роль. Сын писателя Сергей Львович рассказывал: « Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец». Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в среде, где музыку любили и ценили. С детства он привык слушать народную музыку. Её мать была хорошей музыкантшей. С юных лет будущий писатель играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. В программе самостоятельных занятий, составленной Толстым в юности, значительное место отводилось изучению музыки. Цель Толстого заключалась в том, чтобы достичь «средней степени совершенства в музыке». Для этого, по правилам будущего писателя, надо играть ежедневно все гаммы. Разучивая музыкальное произведение, играть его до тех пор, пока не будет места, где ты останавливаешься. Толстой много играет, особенно Бетховена, и произведения великого композитора вызывают у Толстого «слёзы умиления».
Интерес к музыке не ослабевал и в более поздние годы. Т.А. Кузминская, свояченица писателя, вспоминает, что «Л.Н. одно время очень увлекался музыкой, желая усовершенствоваться. Он играл по два, три часа Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона и позднее уже учил вальс Антона Рубинштейна». Нередко писатель играл в четыре руки с Софьей Андреевной, а иногда и с профессиональными музыкантами. Он был хорошим аккомпаниатором. Увлечение музыкой было настолько серьёзным, что Толстой даже пытался сочинять её. Известны 3 вальса Л.Н. Толстого.
(рекомендуется прослушать музыкальные произведения в записи или в исполнении студентов).
Музыку, особенно народную, Л.Н. Толстой считал важным средством эстетического и нравственного развития людей. Поэтому в годы увлечения педагогической деятельностью в Ясной Поляне Толстой большое внимание уделял музыкальному образованию детей. Он обучал крестьянских детей музыкальной грамоте и считал это дело очень важным. Из писем Л.Н. Толстого к Чайковскому мы узнаём о возмущении писателя тем, что люди искусства на занимаются музыкальном развитием народа; а музыкальные народные произведения он называл «удивительным сокровищем».
Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». На вопрос, какую музыку он любит больше всего, Толстой отвечал: «Простую, народную. И самый лучший композитор – это народ». Всю жизнь писатель нежно и восторженно любил народные песни и пляски, звучание народных инструментов — балалайки, гитары, гармоники. Любимыми народными песнями Толстого были «Горы Воробьёвские», «Бурлацкая», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка», «Как по морю, морю синему», «Дубинушка».
Толстой знал и любил музыку других народов: украинскую, белорусскую, башкирскую, а также музыкальный фольклор Западной Европы, особенно французский.
Музыкальные интересы Толстого были разнообразны. Он хорошо знал многие выдающиеся музыкальные произведения своего времени, общался с композиторами, музыкантами, артистами. Как вспоминает А.Б. Гольденвейзер, «Толстой любил музыку с определённо выраженным ритмом, мелодически ясную, весёлую или полную страстного возбуждения».
В конце XIX и начале XX вв. дом Толстого в Москве и Ясной Поляне становится своеобразным центром музыкальной культуры. Знаменитые композиторы, певцы, музыканты, исполняют для Толстого лучшие произведения русской и зарубежной музыки. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Глюка, Шумана, Чайковского, Венявского и
других композиторов. Толстой особенно любил музыку Чайковского и Глинки. Нравились ему произведения Рахманинова, Скрябина, Аренского. Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии», — говорил он. Большим праздником было исполнение музыки в доме Толстых не только для слушателей, но и для самих исполнителей.
В последние годы жизни, в период перехода на позиции патриархального крестьянства, в отношении Толстого к музыке появились те «кричащие противоречия», которые были характерны для его творчества и мировоззрения в этот период.
В трактате «Что такое искусство?», в дневниковых записях, в художественных произведениях, в беседах с близкими, он высказывает резкие суждения о классической музыке, о творчестве композиторов, глубоко любимых им и понимаемых. Именно в эти годы Толстой резко отзывается о музыке Бетховена. В чём же причина? «Кричащие противоречия» Толстого в отношении к музыке вытекали из его самобытных требований к общественному назначению искусства вообще и музыке в частности. Любя и понимая классическую музыку, он чувствовал, что простому народу она недоступна, непонятна, он видел, что народ не воспринимает её. Иногда он проделывал такой эксперимент. Он следил за восприятием классических произведений (в частности, прелюдий и полонезов Шопена) крестьянами и рабочими и убеждался, что для неподготовленных слушателей эта музыка сложна и непонятна. И тогда появлялись такие суровые оценки: «Настоящее искусство должно быть всем доступно. Теперешнее искусство только для развращённых классов, для нас. Как я ни люблю Шопена, а думаю, что Шопен не останется жив, умрёт для будущего искусства».
Несмотря на подобные суровые и несправедливые утверждения, музыка в течение всей жизни глубоко волновала писателя. Дневниковые записи Толстого свидетельствуют о том, что он тонко и глубоко чувствовал силу, красоту, поэтичность народной и классической музыки.
Используемая литература:
Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., Гостлитиздат, 1955г., том 1- стр. 275, 228; том 2 — 305,
Н.Н. Гусев, А.Б. Гольденвейзер. Лев Толстой и музыка. М., Музгиз, 1963г., стр. 8, 32.
С.А. Толстой. Очерки былого. М., Гостлитиздат, 1956г., стр. 373, 375.
Т.А. Кузминская. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Тула, 1968г. , стр. 258.
Творческие сочинения в старших классах (под ред. Н.В. Колокольцева), «Просвещение», М. , 1976г.