5 класс
I полугодие «Музыка и литература».
Урок 1. «Музыка — это дивная страна».
Тип урока — вводный, получение новых знаний, форма — урок-диалог.
Решаемая проблема: Что такое музыка?
Цель урока:
— показать многогранность музыки, создать условия для свободных высказываний по вопросам: «Что такое музыка?»;
— выявление взаимодействия между музыкой и литературой.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся размышлять о музыке, слушать и анализировать музыкальные произведения, получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки.
Метапредметные:
познавательные — ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации;
коммуникативные — аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
регулятивные — применение полученных знаний о музыке, как виде искусства для решения творческих задач;
личностные — проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный материал: П.И.Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик», И Крутой «Музыка».
План урока.
Постановка учебной задачи.
Звучит Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Слайд № 1.
— Здравствуйте, ребята! Нас встретила замечательная музыка П.И.Чайковского. Что вы можете сказать об этой музыке?
Ответы учащихся.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова поэта К.Кулиева.
— Как вы понимаете слова поэта?
Ответы учащихся.
— Поэт очень точно, на мой взгляд, описал сущность музыки. Ведь все, что происходит в жизни человека, находит отражение в музыкальных произведениях. Нужно только научиться внимательно слушать музыку, и она раскроет все свои тайны, и расскажет о многом.
Работа по теме урока.
Слайд № 2.
-Что же такое музыка?
Ответы учащихся.
— Давайте обратимся к справочной литературе. Музыка — искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.
Слайд № 3.
— А откуда берется музыка?
Ответы учащихся.
— Музыка рождается из звуков, которые нас окружают это и пение птиц, и журчание ручья. Свой ответ на этот вопрос поэт озвучил стихами.
Слайд № 4.
— Прочитайте слова норвежского композитора Э.Грига. Согласны ли вы с ним? Прокомментируйте свое мнение.
Ответы учащихся.
Слайд 5.
— Музыка — это большой, огромный мир человеческих чувств, выраженный в музыкальных звуках. И ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Однако музыка, хоть и может выразить многое, но и ее возможности не беспредельны, и тогда музыка вступает в союз с другими видами искусства. И тогда появляются различные музыкальные произведения, которые можно не только слушать, но и спеть.
Слайд № 6.
— Есть один самый простой и доступный любому человеку вид музыкального произведения.
Ответы учащихся.
— Это песня.
— В песне тесно связаны два вида искусства — это…..
Ответы учащихся.
— Музыка и литература.
— Песня любима у всех народов. Еще в начальной школе, обращаясь к народной песне мы выяснили, что песня сопровождала человека от самого рождения и до смерти. И в наши дни в песне находит отражение любое событие происходящее в жизни человека, страны, мира.
— Сегодня мы познакомимся с песней современного автора, Игоря Крутого, в которой он дает свой ответ на вопрос: «Что такое музыка?»
Слайд №7.
Слушание.
Вокально-хоровая работа.
— В песне объединились слово и музыка.
— А какие еще музыкальные произведения появились благодаря союзу музыки и литературы?
Ответы учащихся.
Слайд № 9.
Итог урока.
— Музыка занимает одно из главных мест в системе искусств как простых, так и сложных, таких как театр, кино, телевидение. Она пронизывает все участки нашего времени, создавая по словам А.Блока, «музыкальный напор века». А чтобы обрести большую наглядность, большую доходчивость, музыка вступает в союз с другими видами искусств. Сегодня на уроке мы обратили внимание на произведения, которые появились благодаря союзу музыки и литературы. И на уроках I полугодия мы будем наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, искать различного рода взаимосвязи музыки и литературы, на примерах музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
Слайд № 10.
Домашнее задание.
— Ваше домашнее задание, ответить на вопрос: «Что роднит музыку и литературу?»
Список использованной литературы.
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения)
Музыка. 5 — 7 классы. Искусство. 8 — 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова. — М.: Просвещение, 2011.
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5 — 7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Л.Алексеева, Е.Д.Критская; под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. — М. Просвещение, 2013.
Тарасов Л.М. Музыка в семье муз: очерки. — Л.: дет. лит., 1985.
Поурочные разработки по музыке: 5 класс: Т.И.Науменко, В.В.Алеева «Музыка: 5 класс» / И.В.Конева, Н.В.Терентьева — М.; издательство «Экзамен», 2009.