Разработка открытого урока музыки в 5 классе
I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»
Тема: «Музыка раскрывает особенности характера
и настроения литературных героев»
Цель урока: понять связь музыки и литературы в оперном жанре.
Задачи:
Выделить средства выразительности в музыке, придающие характерность литературным героям опер.
Воспитание зрителя, слушателя и читателя с развитым художественным вкусом.
Развитие восприятия, памяти, мышления, творческих и музыкальных способностей.
Художественный ряд: карта путешествия по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы», изображение жаворонка.
Наглядные средства обучения и ТСО: Бюст А.С. Пушкина, портреты композиторов 19в., стенд с новыми терминами, названиями произведений, изученных на уроке, проигрыватель, пианино, нотные и фонохрестоматии.
Ход урока:
1.Организационный момент. Вход под песню В.Захарченко «Песня о Краснодарском крае»
а) учитель приветствует детей песней «Музыкальный урок» муз.Тиличеевой,
сообщает им тему урока, его цель.
Ребята, сегодня наш урок будет посвящен теме «Музыка раскрывает особенности характера и настроения литературных героев», мы совершим путешествие в оперные произведения.
Цель нашего урока — понять связи музыки и литературы в оперном жанре.
2.Повторение
1) Что такое опера?
Д.- опера это музыкальное произведение, в котором мысли и чувства героев выражаются при помощи пения.
А поведет нас по дороге опер знакомая вам мелодия одного очень известного романса. Послушайте ее, как она называется, о ком она сочинена, какие чувства героя мы слышим в музыке?
(фрагмент темы романса «Жаворонок» М.И. Глинки»)
Д.- эта мелодия романса «Жаворонок», написал его М.И. Глинка. Мы слышим в музыке трели жаворонка, его песню для любимой, ласку, нежность, музыка воздушная, легкая, напевная.
Жаворонок поведет нас дорогой опер, если мы верно споем его мелодию. Каким звуком надо ее спеть, чтобы выразить чувство любви?
Д.- надо петь ласково, нежно, без нажима, легким звуком.
2) 1 куплет романса «Жаворонок» М.И. Глинки
Вокально-хоровая работа:
голосоведение
ансамбль
Полетим и мы вслед за жаворонком. Ребята, давайте послушаем в какую оперу он нас привел за собой. Кто это поет?
(фрагмент «Колыбельной Волховы» из оперы – былины «Садко» Римскова — Корсакова)
Д.— это царевна Волхова.
Давайте послушаем ее очень внимательно и скажем, какие чувства мы слышим в ее голосе, что тронуло сердце холодной морской царевны, какая музыка на ощупь, покажем голосоведение рукой, что чувствует наша рука?
(повторно слушается фрагмент «Колыбельной Волховы»)
Д. – любовь, забота, ласка, слышны в ее голосе, музыка мягкая, голосоведение плавное.
3) 1 куплет «Колыбельной Волховы»
Вокально-хоровая работа
унисон
голосоведение
ансамбль
Скажите, могла ли появиться песня царевны Волховы, если бы исчезла литература, а сама опера, могла бы она существовать и радовать сердца слушателей? Правильно ли композитор описал в музыке чувства царевны?
Д.— без литературы не было бы либретто и не было бы песни, а без былины не было бы и самой оперы. Да, правильно, ведь Царевна полюбила Садко и стала похожа на земную девушку, ее мелодия напоминает народную песню.
(фрагмент вступления к романсу «Жаворонок» М.И.Глинки»)
И мы опять следуем за нашим жаворонком, куда приведет он нас сейчас? Как название оперы? Я слышу чей- то разговор? Кто это? Каким цветом написана музыка? Интонации у героев разные или одинаковые?
(фрагмент сцены Фарлафа и Наины из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»)
Д.- это сцена из оперы «Руслан и Людмила», горе-богатырь Фарлаф разговаривает с волшебницей Наиной, музыка темная, таинственная. Фарлаф трусит перед волшебницей, она же властвует над ним.
В поэме А.С. Пушкина герои не поют, музыкальную жизнь им подарил М.И.Глинка. Скажите, верно ли определил музыкальные характеристики героев композитор?
Д.-верно, ведь если человек трус у него не может быть храброй интонации, его голос не будет дрожать, а зло всегда изображается жестким звуком, темными интонациями.
3. Изучение нового материала.
Когда волшебница скрылась, то Фарлаф размечтался о счастье с Людмилой, он самодовольно ждал, предложенные ему богатство и славу, пусть даже ради этого умрет его друг Руслан. Мы послушаем Рондо Фарлафа. Рондо – музыкальное произведение, где постоянная главная тема чередуется с изменяющимися темами по кругу. Скажите какие чувства героя передает музыка, какой в ней темп, какие интонации, динамика? Скажите изменился ли Фарлаф после встречи с Наиной?
(фрагмент Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»)
Д. – Фарлаф хвастун и негодяй, самодовольные интонации, темп очень быстрый, поет скороговоркой, звук громкий, ему не терпится завладеть Людмилой, а главное богатством, которое обещала ему волшебница.
Мы с вами недавно слушали песню С.Прокофьева «Болтунья», скажите, похожи ли интонации девочки Лиды и Фарлафа? (хвастливая болтливость), использование формы рондо.
(фрагмент романса «Жаворонок»)
4. Подведение итогов урока
1) Вывод. Наше путешествие подходит к концу, жаворонок привел нас домой. Скажите, мог ли Глинка написать свою оперу, если бы Пушкин не сочинил поэму «Руслан и Людмила»? Выражает ли музыка характер и настроение литературных героев, обогащает ли их образы?
Д.- если бы Пушкин не сочинил поэму, то композитор не смог бы по ней сочинить оперу, не было бы либретто. Музыка делает характеры литературных героев ярче, интереснее, она подчеркивает индивидуальность героев, выражает их мысли и чувства.
Мы вернулись из путешествия домой, что для вас определяет слово «ДОМ»
Д.- наш дом — это семья, школа, станица Новорождественская, Краснодарский край, Россия.
Предлагаю наш урок завершить песней, под которую вы входили в класс вначале урока.
Это песня о Краснодарском крае В. Захарченко.
С каким чувством мы будем ее исполнять?
Д.- с гордость, с любовью к нашему краю.
(исполнение «Песня о Краснодарском крае» В.Захарченко)
2) Выставление оценок
3) д/з рисунок к сценам из оперы «Руслан и Людмила», учитывая интонацию в музыке(по выбору учащихся).
Учитель музыки МОУ СОШ № 8 КовальТ.Э.
22.10 2004г.