Конспект урока по музыке для 1 класса с использованием ИКТ
Тема: «Музыкальная азбука»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.
Задачи урока: познакомить детей с названиями нот, клавиатурой фортепиано, привлечь к активному музицированию путём игры на виртуальной клавиатуре МасВооk в программе GarageBand.
Оборудование: smart-доска, набор MacBook для детей, МacBook для учителя, синтезатор или фортепиано.
Материалы к уроку: В.Дроцевич «Семь подружек»
Ход урока.
Знакомство с нотами.
Учитель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнём знакомиться с музыкальной азбукой.
Что такое «азбука» вы уже знаете, не так ли? Что это за книга?
Дети: — Это книга о буквах.
Учитель: — Правильно, буквы нам нужны, чтобы записывать слова, то есть нашу речь. Подумайте, а для чего нужна музыкальная азбука?
Дети: — Чтобы записывать музыку.
Учитель: — Верно. Музыка, как и наша речь, состоит из особых музыкальных звуков, которые обозначаются определёнными значками – нотами. И чтобы заниматься музыкой – петь, играть на каком-либо инструменте, сочинять, — нужно знать и понимать музыкальный язык. И сегодня мы начнём знакомиться с основными музыкальными звуками.
Посмотрите на фортепиано, вы видите много клавиш. Каждая клавиша при нажатии издаёт звук. Послушайте.
(Учитель играет звукоряд, начиная с басовых звуков.)
Учитель: — Какие вы услышали звуки?
Дети: — Звуки были басистые, тоненькие. Разные.
Учитель: — Правильно.
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гудит,
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах как раз
Тот же голос, что у нас.
Вы услышали разные по высоте звуки: низкие, средние и высокие. А по названию нот всего семь:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Семь всего лишь нот на свете:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
И со мной произнеси:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Давайте посмотрим, где же эти ноты расположены на клавиатуре. Вы видите на фортепиано белые и чёрные клавиши. Белые клавиши – это основные звуки. О названии чёрных клавиш вы узнаете позже.
Чтобы лучше запомнить ноты, мы поиграем на компьютерной клавиатуре.
(Предполагается, что учащиеся уже имеют первичные навыки пользователей ПК. Перед уроком MacBook’и были включены. Учитель пользуется MacBook, изображение с которого выводится на smart-доску. В классе присутствует также учитель начальных классов, который будет помогать детям в случае затруднений.)
Учитель: — Ребята, откройте компьютеры, найдите поле управление touch pad и пальцем ведите курсор вниз. У вас появится линейка с разными цветными значками. Выберите среди них значок в виде гитары. Это программа «GarageBand», нажмите на неё.
У вас появилось окно со значком «Моя песня», нажмите на него два раза. Перед вами серый экран. Сверху найдите слово «Окно», нажмите. У вас появилась белая раскладка со словами. Найдите слово «Клавиатура», нажмите.
У вас появилось изображение клавиатуры. Чтобы изображение стало крупнее, потяните курсором за край клавиатуры.
Можете курсором поводить по клавишам, вы услышите звуки фортепиано.
(Дети пробуют играть, приспосабливаясь к управлению)
Далее учитель объясняет последовательно, где расположены основные звуки на клавиатуре, дети по очереди нажимают ноты. Учитель просит детей нажимать клавиши вместе по команде дирижёра, тем самым создавая эффект игры в оркестре.
Потом учитель предлагает детям пропеть эти ноты, одновременно с нажатием их на клавиатуре. Задание выполняется в спокойном темпе, чтобы ребята смогли скоординировать пение и игру на виртуальной клавиатуре.
Учитель благодарит детей за работу и объясняет, как выйти из программы.
Работа над песней «Семь подружек». Вокально – хоровая деятельность детей.
Учитель проводит с детьми дыхательную гимнастику по системе А.Н.Стрельниковой. (Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Повороты головы» и др.) Далее следуют артикуляционные упражнения, подготавливающие детей к чёткому и внятному произнесению текста.
Исполнение песни учителем. Разучивание песни с детьми. На данном уроке целесообразно начать разучивание песни с припева, в котором поются основные музыкальные звуки.
Завершение урока.
Учитель: — Ребята, вы сегодня познакомились с основными музыкальными звуками, научились находить их на клавиатуре. И даже немного почувствовали себя музыкантами-исполнителями. Вы молодцы! До новых встреч!