Конспект урока по Музыке «Музыкальный портрет» 3 класс

Конспект урока по музыке 3 класс

Программа Д.Б.Кабалевского

Использование УМК Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина

МБОУ МОУ СОШ №11

3 класс 1 четверть

Тема четверти: «О чём говорит музыка?»

Тема Урока: Музыкальный портрет

Имя урока:«Изобразительность и выразительность музыки»


Тип урока: Урок закрепления знаний.

Жанр урока: Творческая лаборатория

Цель: Выявлять особенности характера музыки и сопоставлять их со средствами музыкальной выразительности.


Задачи:

1.Актуализировать знание обучающихся о выразительных и изобразительных возможностях музыки.

2.Выявлять настроения и черты характера человека, выраженные в музыкальном произведении.

4. Расширить представление о средствах музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм.

5. Побудить интерес к сочинительской деятельности


Методы и приёмы: Поисковый (эвристический) метод

исследовательский, метод контрастных сопоставлений

метод цветового уподобления,

пластическое движение, приём визуализации.

Виды музыкальной деятельности: слушание, исполнительская деятельность, сочинение, музыкально-образовательная деятельность, игра на музыкальных инструментах

Оборудование: компьютер, фортепиано, фонозапись.

Музыкальный материал: Д.Б.Кабалевский «Три подружки»,р.н.п «Дрёма»

Дополнительные материалы: карточки цветные, карточки с изображением музыкальных инструментов, нотная хрестоматия, музыкальные инструменты.





Конспект занятия

На парте у каждого ребёнка лежат карточки разных цветов 6-7 штук

Учитель: Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник? Давайте об этом поразмышляем сегодня.

Учитель: Что можно узнать о человеке при первой встрече?

Дети:

Учитель: А когда люди общаются долго?

Дети:

Учитель: Вас ждёт сюрприз, с вами хотят познакомиться, эти девочки близко- они в музыке!

Задание: Послушайте, что вы узнаете о них?

Звучит музыка: Д.Б.Кабалевский «Три подружки» (фортепиано)

Учитель: Попробуйте ответить молча, без слов

Задание: На столах лежат карточки разных цветов, соотнесите с музыкой и выберите нужные, что у вас получилось?

Дети: ответы

Учитель: Почему вы выбрали 3 карточки?

Ответы детей: была разная музыка и изобразила 3 девочек.

Учитель: Кто вам больше понравился? Почему?

Дети: 1 девочка весёлая радостная

Учитель: Какой жанр помог почувствовать характер этой девочки?

Дети: Танец

Учитель: Передайте движениями характер этой девочки –звучит 1 фрагмент- дети

Учитель: Как вы думаете, удалось вам передать характер этой девочки?

Как вы двигались?

Дети: Легко, весело

Учитель: Молодцы! Движения были лёгкие весёлые резвые, озорные, полетная- это Резвушка!

Учитель: Послушайте какой характер у этой девочки?

Учитель играет тему плаксы на фортепиано

Что вы почувствовали? Какой жанр музыки вам помог? Покажите рукой движение мелодии

Медленные, плавные, тихие, напоминающие вздох.
– Верно, их неизменная повторность рождает ощущение плаксивости, жалобы. Это связано также и с нисходящим движением мелодии.

Свежие документы:  Методическая разработка открытого урока по специальности баян с учащимся 1-го класса

Как бы вы назвали эту девочку?

Дети: Плакса.
Учитель: Звуками каких инструментов можно изобразить Плаксу?

Посмотрите на доску и выберите нужный. Почему?

Дети: Звучит нежно, протяжно, жалобно, певуче

Учитель: Послушайте и сыграйте на треугольнике Плаксу.

Какой характер у последней из девочек?

Исполняется «Злюка».

Дети: Музыка резкая, колючая, жестокая, злая

Как называют девочек, которые злятся?

Дети: (Злюка).

Учитель: Изобразим её резкие движения хлопками

Учитель: Какая девочка вам больше понравилась?

Каждый человек, будь он ребёнок или взрослый обладает своим неповторимым характером.

А какой может быть характер у человека? (Добрым, злым, капризным, упрямым, мужественным).

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Это произведение написал замечательный композитор Д.Б. Кабалевского (сведения о композиторе, портрет)

«Три подружки».

Можно ли это произведение назвать музыкальным портретом? Почему?

Как композитору удалось ярко нарисовать образ трёх подружек?

Дети: мелодией, разными жанрами

Учитель: Да разными средствами музыкальной выразительности

Послушайте пьесу «Три подружки», скажите, что изменилось?

(слушаем в исполнении оркестра).

Дети: Играл оркестр

Учитель: Голоса каких инструментов звучали?

Дети: Называют инструменты

Учитель: Подберите слова из таблицы, характеризующие тембры инструментов


Характеристики звуков

Звенящие

Звонкие

Мелодичные

Певучие

Шутливые

Кричащие

Грохочущие

Сердитые

Завывающие


Дети:

1/ резко, крикливо, сердито

2/ нежно, певуче, жалостно

3/ легко, быстро, шутливо

Вывод: Да, эти пьесы исполняли различные группы инструментов симфонического оркестра и мы услышали, как благодаря различной окраске голосов, т.е. различным тембрам, менялся характер каждой подружки.

Учитель: Послушайте песню и опишите характер героя

(исполнение р.н.п. «Дрёма»)

Дети: Ленивый, медлительный,

Учитель: Послушайте и спойте окончание фразы (допой фразу)

Учитель-Си –и-дит; дети-Дрёма

Работа над песней: работа по фразам, поиск выразительных интонаций

Пение по группам 1 группа-1 куплет-роль Дрёмы

2 группа-4 куплет

Анализ исполнения детьми друг друга

Выразительное исполнение песни целиком

Учитель: Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

Дети: Нет

Учитель: Нуждается ли он в друзьях?

Дети:Да

Учитель: А у вас есть друзья?

Какой у них характер?

Какой у тебя?

Д/З Придумай и нарисуй характер героя который не звучал сегодня на уроке. подбери к нему ритмический рисунок.


Учитель: Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания?

С помощью чего?

Дети:

Учитель: Композиторы, создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыки: мелодии, тембра, ритма).

Свежие документы:  Методическая разработка урока по теме "Могут ли в живых организмах происходить физические явления" 5 класс

Что такое музыкальный портрет?

Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты воедино выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.

Рефлексия:

1.Что вам понравилось?

2.С кем познакомились?

3.Что нового сегодня нового узнали о волшебных свойствах музыки?

(Музыка может передавать характер человека, нарисовать его музыкальный портрет).

4.Что для вас было трудным?

5.О чём вы расскажете родителям?

6. Пропой мелодию которая выразила бы твоё впечатление от урока.































Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: