Тема урока:
Образы мужественной борьбы в музыке Бетховена. Увертюра «Эгмонт».
Цель урока: Формирование у учащихся представление о гражданском долге и патриотизме на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена.
Задачи урока:
Образовательные
Формировать знания учащихся о строении, образном содержании увертюры «Эгмонт».
Воспитательные:
Воспитать в учащихся экстравертность, т.е. стремление к защите Родины, к справедливости, к победе через борьбу.
Через музыку Бетховена выйти на духовный мир ребёнка, направленный на оптимистичность, добро и искренность. Активизировать чувство сопереживания, эмоционального отклика на музыку.
Развивающие:
Развивать чувства музыкальной формы, представление о ее связи с образным содержанием произведения, расширение ассоциативного поля школьников.
Соблюдать правила пения – петь легко и мягко, эмоционально и вдумчиво исполнять песню.
Тип урока – моделирование художественного процесса на примере увертюры «Эгмонт» с решением проблемных ситуаций.
Методы – метод размышления о музыке, метод музыкальных обобщений, метод создания художественного контекста, словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковых ситуаций, интонационно-стилевого постижения музыки.
Материал:
Л.Бетховен увертюра «Эгмонт»
Соната № 14 – фрагмент
Соната «Патетическая»
Симфония №9 «Ода к радости»
С.Прокофьев «Танец рыцарей»
Э.Делакруа «Свобода на баррикадах»
Портреты Л.Бетховена
Литературный материал:
Гёте. Трагедия «Эгмонт». Монолог графа Эгмонта перед казнью.
Стихотворение австралийской поэтессы Э.Дикинсон «К портрету»
Компьютерные слайды: классицизм, характерные черты стиля Бетховена, основная идея творчества Бетховена, сонатная форма, цветные карточки, тест.
Содержание урока
Вводная часть.
Приветствие.
Психологическая настройка учащихся-
Ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный. У нас присутствуют гости. Давайте сядем удобней, посмотрим в глаза друг другу, улыбнёмся, покажем, как мы любим музыку и порадуем наших гостей хорошей работой.
Слайд 1.
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, и тема нашего урока «Образы борьбы и победы в музыке Бетховена».
Искусство Бетховена не ведает границ! Ни во времени, ни в земном пространстве, ни в гигантской силе воздействия на человека. Кто-то сказал: « Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан был им всего один час на знакомство с ней, надо было бы им дать послушать музыку Бетховена». А можно ли словами рассказать музыку Бетховена?
Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на этот вопрос.
Людвиг Ван Бетховен – композитор – классик.
Вопрос: Давайте назовём черты стиля классицизма.
Слайд 2.
( Богатство художественных образов, ясность структуры, правдивое отражение действительности, гуманизм, глубокий оптимизм содержания, господство светской тематики).
Основная часть
Чем дальше отходим мы по времени от эпохи, когда жил и творил Бетховен, тем ярче вырисовывается перед нами бессмертная красота его творений, мощь его творческого духа.
Вопрос: Что повлияло на формирование личности композитора?
( Французская революция).
Слайд 3.
Последние годы 18 века протекали в Европе под знаком революционных перемен. Идеи свободы, равенства, братства овладели умами людей. Эти идеи и формировали мировоззрение Бетховена. Они вдохновляли композиторов, художников, поэтов. Один из них – французский художник Эжен Делакруа в своей картине «Свобода на баррикаде» — в образе прекрасной женщины воплотил дух свободы.
Слайд 4.
Каким человеком был Бетховен? Воображению жесточайшего инквизитора не представлялось такого орудия пытки, какое создано было неведомыми течениями жизненных законов: человек, гениально одарённый талантом творчества в мире звуков, наделяется болезнью слухового органа. Он был глухим, но не был глух к людским страданиям, к человеческому горю. В жизни — труд и тяжёлая доля, в творчестве — героическая борьба. Через упорство, целеустремлённость к своей цели, он достиг победы, не упал духом, боролся и победил.
-Как думаете, подойдут эти строки стихотворения австралийской поэтессы Э. Дикинсон к Бетховену?
Слайд 5.
Судьба сразила его — он стоит.
Бьёт насмерть — не сбила с ног.
Вонзила отравленную сталь —
Он обезвредил клинок.
Жалит его — он шагает вперёд.
Грызёт — он ускорил бег.
Когда же спокойно взглянул на неё —
Признала: «Он — человек!»
Какое мужество звучит в Пятой симфонии! В ней словно сконцентрирована судьба самого Бетховена, на долю, которого выпали великие испытания. Здесь наиболее доступно, в простой и ясной форме воплощена основная идея творчества Бетховена: «От мрака к свету, через борьбу к победе».
Слайд 6.
Постоянной спутницей жизни Бетховена была художественная литература. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Образы произведений литературы не раз вдохновляли его на создание замечательных творений. Бетховен сильно увлекался поэзией Гёте. Бетховен отмечал, что поэзия Гёте легко ложится на музыку.
Бетховен и Гете.
Лето 1811 — 1812 года Бетховен провел в Теплице. Осуществилась мечта Бетховена, он встретился со своим кумиром, величайшим поэтом современности — Вольфганом фон Гете.
Гете был покорен Бетховеном. Но эта встреча для Бетховена оказалась печальной, она глубоко разочаровала Бетховена. Бетховен говорил о Гете: » Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей». Гете оказался обычным придворным, ему оказывали знаки внимания королевские особы. А Бетховен ни перед кем не гнул по-лакейски спину, даже перед императорской четой, которую случайно встретил на курорте. А в это время Гёте, знаменитый немецкий поэт, стоял на краю дороги без шляпы, с низко склонённой головой. Эту встречу запечатлел на своей картине немецкий художник Ромлинг.
Слайд 7.
Но Бетховен, так едко издевавшийся над Гете во время их единственной встречи, вскоре забыл и о своих насмешках, и о слабостях великого человека. В последнем письме к Гете он вспоминал о счастливых часах, прожитых рядом с ним, писал о своем почтении, любви и великом уважении…
В 1810 году Бетховен написал музыку к трагедии Гёте «Эгмонт». Увертюра, которую мы с вами сегодня рассмотрим один из 9 номеров этой музыки.
Слайд 9.
Увертюра начинается величавым медленным вступлением. Противостоят друг другу тяжелые мерные аккорды струнных в ритме испанской сарабанды и жалобные вздохи, переходящие от гобоя к кларнету, от фаготов к скрипкам.
Здесь даны две резко контрастные темы:
1-ая – в ритме испанского танца сарабанды, звучит торжественно и властно
Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.
(низкий регистр, минорный лад, мрачный характер);
2- ая – запевает гобой, выразительная тема воспринимается как просьба, жалоба
Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.
(скорбные, жалобные интонации как плач).
Увертюра посвящёна одной из знаменитых страниц освободительной борьбы нидерландского народа с жестоким испанским владычеством в 16 веке. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Как разворачивалась эта борьба, мы проследим, слушая музыку увертюры. (Он гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой, было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость Нидерландов.)
Медленное вступление вводит в основное содержание развертывающейся драмы, рисуя картину угнетения и страданий порабощенного народа.
Зная содержание трагедии Гёте, можно говорить о воплощении образов двух враждебных сил: угнетателей испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Развитие этих музыкальных тем является содержанием увертюры.
Увертюра написана в сонатной форме.
Слайд10.
Вопрос: Давайте вспомним строение сонатной формы.
Сонатная форма – состоит из трех разделов:
1.Экспозиция – завязка действия, в ней излагаются главная и побочная партии
2. Разработка – сопоставление, столкновение и развитие тем.
3. Реприза – развязка действия, несколько видоизмененное повторение экспозиции.
Постепенно у скрипок и деревянных духовых инструментов зарождается новая тема. Ее утверждает мужественный голос виолончелей. Скорбная, с мотивом вздоха, она становится все более активной, волевой, настойчивой. Но ее развитие прерывается вторжением торжествующей сарабанды, вновь порождающей жалобы и стоны.
Слайд11.
Главная партия имеет волевой, героический характер. Она звучит в миноре. Сила и энергия её постепенно возрастают.
Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.
( Родство главной темы с темой страданий народа, её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей).
Побочная партия звучит в мажоре, не только торжественно, но и победно.
Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.
(Сходство с медленной темой вступления, изменился лад — мажор вместо минора,- звучит у струнных инструментов).
Слушание музыки вступления и экспозиции.
Начинаются столкновения, напряженная борьба. Ее волны приносят уже известные темы. В перекличке духовых и струнных инструментов побеждает сарабанда.
Слайд 12, 13.
На сопоставлении этих контрастных тем основано дальнейшее развитие увертюры. В разработке борьба двух тем обостряется, на робкие просьбы каждый раз следует немедленный и жесткий ответ.
Слушание разработки.
В репризе борьба разгорается с новой силой. Тема испанских поработителей звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще – темы народа.
Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.
Слайд14.
Резко обрывается возглас скрипок и наступает тишина. Герой погиб. В траурные тона окрашены приглушенные аккорды деревянных духовых. Кажется, все кончено…
Неравный поединок внезапно обрывается. Последний горестный возглас – и борьба прекращается. Герой погиб.
Чуть слышны скорбные похоронные аккорды. Но внезапно характер музыки резко меняется. Нарастает радостное ожидание — словно издалека постепенно приближается праздничная толпа. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы.
Блеск медных инструментов ассоциируется со звучанием военного оркестра. Это «Победная симфония», которая завершает увертюру.
Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа. Это радостный гул народной толпы, празднующей своё освобождение от гнёта.
Слушание коды.
Вопрос: Каков итог борьбы?
Почему Бетховен использовал сонатную форму, а не 3-частную?
Слайд15.
Благодаря музыке события истории становятся для нас живой страницей. Слова из заключительного монолога Эгмонта: «Я выйду из темницы навстречу смерти почетной. Я умираю за свободу! Ради нее я жил, боролся и за нее приношу себя в жертву… За Родину сражайтесь! Радостно отдайте жизнь за то, что нам всего дороже — за вольность, за свободу! В чем вам пример сегодня подаю!»
Вопрос: Что побудило поэта и композитора, живших в XVIII в., обратиться к драматическим событиям, происшедшим двумя веками раньше, в XVI в.
(Непосредственная связь той эпохи с эпохой, в которую жили художники, — эпохой французской революции, лозунгами которой были «Свобода. Равенство. Братство.» И обобщенная картина борьбы фламандского народа за свою свободу, как отражение событий буржуазной революции XVI в. в Нидерландах и судьбы одного из ее вождей — Эгмонта, погибшего на эшафоте.)
Гибнут бойцы, гибнет Эгмонт, но дело народа торжествует, низменное иго свергнуто. Именно в активной борьбе народа за свою независимость и усматривал основное содержание трагедии Гете композитор и обобщенно воспроизвел его в образах увертюры.
Слайд16.
Что за глубина!
Из океана эти волны льются!
Бетховена волна –
Из глубины французской революции…
И. Сельвинский.
Почему из всех старинных танцев Бетховен для этого произведения выбрал сарабанду? И почему в теме завоевателей? Сарабанда – это старинный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребении героев, знатных людей». Потому что Бетховен хотел сказать нам – это тема испанского гнета, несущая смерть главному герою …
Слайд17.
Ребята, обратите внимание на представленные фрагменты музыкальных тем.
Задание: Определите на слух эти музыкальные темы.
Ответы учеников.
Ребята, прослушайте фрагменты музыкальных произведений и сравните их звучание с увертюрой «Эгмонт».
Слушание музыки:
С.Прокофьев «Танец рыцарей»
Л.Ван Бетховен «Патетическая соната».
Слайд18.
Вопросы:
Понравилась вам эта музыка.
Какой характер этих музыкальных отрывков.
Что роднит эти темы, сближает, что отличает?
Эта музыка принадлежит перу одного композитора?
Вы услышали музыку Бетховена?
Слайд19.
Борьба за свободу, вера в победу справедливости необыкновенно ярко и убедительно показана в увертюре «Эгмонт». Герой гибнет, но народ завершает начатое им дело. Отрывок из 7 симфонии Бетховена «Павшие братья» звучит как реквием, в котором народ оплакивает погибших героев. Давайте, исполним «Павшие Братья».
Вокально-хоровая работа «Павшие братья».
Слайд20.
Заключительная часть.
Можно ли рассказать музыку Бетховена словами?
— Нет, нельзя. Никакие слова не заменяют музыки. Они только помогают её почувствовать, подсказать её смысл, иногда направляют воображение.
Можно ли назвать жизнь Бетховена подвигом?
— Да.
А вы можете назвать примеры из жизни, когда люди, преодолевая невзгоды и удары судьбы, находили в себе силы заниматься любимым делом и быть полезными обществу.
(Спортсмены – участники параолимпмйских игр. А.Маресьев.В.Дикуль).
В завещании Бетховена есть слова, которые могли бы быть обращены ко всем людям: « Я заслуживаю того, чтобы вы думали обо мне, потому что я при жизни часто думал о вас и старался, чтобы вы были счастливы! Будьте же счастливы!»
Музыкальный фрагмент «Ода к радости) отрывок из 9 симфонии Л.Бетховена.
Презентация: проверочный тест.
Тест: Ребята, сегодня на уроке вы хорошо поработали, и давайте проверим ваши знания. Вам предложены вопросы теста. Обменяйтесь ответами, проверьте. Если вы ответили на все вопросы правильно – оценка 5, на два -4, на один – 3. Поставьте оценку. А теперь проверим ваши ответы.
Домашнее задание.
Что вам понравилось на уроке.
Слушая увертюру «Эгмонт», я представляю себе…
Подберите литературный отрывок, по характеру подходящий к музыке увертюры «Эгмонт».
Выставление оценок учащимся.