Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №33 Кировского района Санкт- Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по художественно- эстетическому развитию
для детей подготовительной группы и их родителей
занятие «Перепутанные звуки»
Музыкальный руководитель:
Бутрик Лариса Владимировна
Санкт-Петербург 2014
Педагогическая цель:
Создание единого образовательного пространства с учетом изменения позиции родителей из «стороннего наблюдателя» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей.
Задачи:
— раскрыть родителям в доступной форме актуальные вопросы музыкальных способностей у ребенка через игру на детских музыкальных инструментах
— научить родителей использовать практические возможности ритмических, речевых и пальчиковых игр для развития у детей психических процессов
— развивать потребность в проведении совместных мероприятий детей и взрослых
— повысить уровень педагогической культуры родителей
— закрепление знаний о творчестве П.И.Чайковского
— развитие чувства ритма, вокальных навыков
— развивать умение играть в небольших ансамблях разного состава, меняясь инструментами и партиями
— продолжать работу над развитием чувства ритма: устойчивый метр, повторение ритмов
— творчески использовать знакомый материал в импровизациях
Методы и приемы:
— словесный
— наглядный
— наглядно-зрительный
— наглядно-слуховой
— сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и искусства
Ожидаемые результаты:
— обогащение музыкального опыта
— самовыражение в звуках
— умение интонировать несложную песню
— умение сочетать пение с жестами, ритмическим аккомпанементом
— представление о временных характеристиках звуков
— слышать конец музыкальной фразы
Средства:
Материальные:
— видеопроектор
— слайды с иллюстрациями картин И.Левитана
— музыкальные инструменты: музыкальные треугольники
свирели
колокольчики
самодельные шумовые инструменты
— пособия к музыкально-дидактическим играм: ритмические кружочки
цветик-семицветик
музыкальная шкатулка
матерчатые «лужи»
хрустящие снежки
нематериальные:
— «Времена года» П.И.Чайковский
— стихи о природе Ф.Тютчева
— аудиодиск с записями звуков природы
— «Осенняя песенка», муз.Д.Васильева — Буглая, сл.А.Плещеева
— «Ветерок листвой шуршит», логоритмическое упражнение
— «Ты, мороз» логоритмическое упражнение
— загадки о временах года
— «Трик-трак», полька И.Штрауса
— танец «Веселые коньки», музыка из мультфильма «Маша и медведь»
Предварительная работа:
— слушание произведений из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
— разучивание логоритмических упражнений
— слушание звуков природы
— разучивание песен, танцев, игр.
Рефлексивный этап:
— подведение итогов занятия
— способствовать становлению умения оценивать свои действия, настроение
Использование современных образовательных технологий:
— здоровье сберегающие (логоритмика, дыхательная гимнастика, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, ритмопластика)
— синтез искусств (литература, живопись, музыка)
— ИКТ (игра «Угадай, какой инструмент звучит?», иллюстрации картин русских художников)
— игровые
используемые Интернет – ресурсы:
wirpx.com›Музыка
https://freshprogs.ru/kartinki/
territa.ru
my.mail.ru
look.com.ua
Используемая литература:
— Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: система обучения К.Орфа /Т.Э.Тютюнникова. М:ООО Издательство АСТ,2001
— Каплунова И.В., Новоскольцева И.А., Этот удивительный ритм. Издательство «Композитор- Санкт-петербург»
— Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль, Академия развития,
— Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э.Тутти: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, «Музыкальная палитра», Санкт- Петербург, 2012.
Дети входят в зал.
Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся друг с другом, со мной и с гостями.
Коммуникативная игра «Здравствуйте», сл. и муз. М. Картушиной
Муз. руководитель: И сегодня я предлагаю вам послушать звуки из нашей Волшебной Шкатулки звуков природы. Сейчас зима и, значит, мы будем слушать звуки Зимы, какие (дети отвечают, садятся на ковер).
Звучат звуки природы — шелест листьев, журчание ручейка, капель, завывание метели, жужжание пчелы, пение птиц.
Муз. руководитель: Ребята, что мы слышим? (звуки весны, лета, зимы и осени). Разве могут все эти звуки быть в одно время? (нет). Значит, все звуки природы перепутались в нашей шкатулке, и надо вернуть звуки каждый в свое время года. Для этого нам придется отправиться в разные времена года. Вы готовы? (Да)
Муз. руководитель: Ты, шкатулочка, кружись,
С нами в сказке окажись (кружимся).
Муз. руководитель: В каком же времени года мы очутились?
Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, на экране слайд с изображением «Осеннего пейзажа» И.Левитана.
Муз. руководитель: Ребята, что это за музыка? («Осенняя песня» П.И.Чайковского), а какие произведения П.И. Чайковского мы еще знаем? (пьесы из «Детского альбома», балеты) И так, звучит «Осенняя песня», значит, мы с вами перенеслись в Осень. Давайте поиграем в осеннюю игру.
Логоритмическая игра «Ветерок листвой шуршит»
Ветерок листвой шуршит потирать ладонь о ладонь
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит хлопать над головой
У-у-у, у-у-у
Поднимает пыль столбом «моталочка», движение рук вверх
Бом-бом-бом, бом — бом-бом
Дует он везде кругом ритмично переступая, поворачиваться вокруг
Гом-гом-гом, гом-гом-гом себя
Может вызвать бурю он руки стороны, круговые движения кистями рук
Страх-страх, страх-страх
Не удержится и слон покачивать головой
Ах-ах, ах-ах.
А вот и царица Осень.
Вход Осени (мама одного из детей): Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Здравствуйте, зачем пожаловали в мое осеннее царство?
Муз. руководитель: Здравствуй, царица Осень. В нашей волшебной шкатулке перепутались все звуки природы. Нам надо вернуть звуки Осени.
Осень: Помогу вам, только сначала спойте мне песню осеннюю.
«Осенняя песня», муз.Д.Васильева — Буглая, сл.А.Плещеева (пение a capella, затем каноном)
Осень: И так же уныло и грустно подпевают стаи улетающих к югу птиц. Давайте возьмем свирельки и сыграем прощальную песню птиц.
Игра на свирелях (творчество детей и педагога).
Осень: Вот вы сами и отыскали звуки осени и шелест листьев, и песню улетающих птиц. Прощайте!
Муз. руководитель: Спасибо тебе, Осень. А мы отправляемся дальше.
Муз. руководитель: Ты, шкатулочка, кружись,
С нами в сказке окажись (кружимся).
Муз. руководитель: В каком же времени года мы очутились?
Звучит «Февраль» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, на экране слайд с изображением «Зимнего пейзажа» И.Левитана (какая зима? Снежная, морозная, студеная, особенно не постоишь, хочется двигаться, чтобы не замерзнуть, и мы слышим это в музыке – веселая, жизнерадостная, задорная, быстрая, создается ощущение праздника, как будто гармошка играет и кто- то пляшет).
Муз. руководитель: Ребята, что это за музыка? («Февраль» П.И.Чайковского). Значит, мы с вами в царстве Зимы.
Вход Зимы (мама одного из детей): хруст снега
Чародейкою зимой
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Здравствуйте! Хотите в зимние игры поиграть, раз ко мне пожаловали?
Муз. руководитель: Здравствуй, Зима белоснежная! В нашей шкатулке перепутались все звуки природы. Помоги нам найти звуки зимы.
Зима: А мороза не боитесь?
Муз. руководитель: Нет, мы любим играть в зимние игры.
«Ты, мороз» логоритмическая игра с элементами пальчиковой гимнастики
Ты, мороз, ты, мороз грозят пальчиком
Не показывай свой нос показывают на нос
Уходи скорей домой, отталкивающие движения руками
Стужу уноси с собой. похлопывание руками по плечам
А мы саночки возьмем руки полочкой, покачивающие движения руками
И на улицу пойдем.
Сядем в саночки, самокаточки руки назад, повороты вокруг себя
С горки – ух! руки — вверх, резкое движение рук вниз
Упали опустились на колени
От мороза убежали пальцы «убегают» по полу.
Зима: Играете хорошо, а спойте со мной мою любимую песню про снег:
Снег- снежок,
Снег- снежок,
Замело
Весь лужок (хрустит под песню)
Посмотрите, какие хрустящие снежки (раздает детям «снежки»)
Поем вместе с детьми: определяем 2 фразы (одинаковы или разные)
с прохлопыванием
определяем длинные и короткие звуки
выкладываем ритмический рисунок песни
Муз. руководитель: давайте прохрустим эту песенку (проговариваем текст песни, ритмично сжимая и разжимая «снежки»).
А теперь из снежинок выложим ритм этой песенки (дети выкладывают ритм песни)
Да, наши ребята любят в снежки играть
Зима: получайте звуки (звуки метели, скрипа снега), уходит
Муз. руководитель: Что же, спасибо тебе, Зимушка, а мы отправляемся дальше.
Муз. руководитель: Ты, шкатулочка, кружись,
С нами в сказке окажись (кружимся).
Какое же время года после зимы? (весна)
Вход Весны (мама одного из детей),
Звучит «Подснежник» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, на экране слайд с изображением «Весеннего пейзажа» И. Левитана
Весна: Здравствуйте, гости! Зачем пожаловали в мое время года?
Муз. руководитель: Здравствуй, Весна красна! Помоги нам, пожалуйста, найти звуки весенние.
Весна: Помогу, если загадку мю отгадаете
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка (ручей)
Весна: Весной бегут ручейки по дорогам, по овражкам, сливаются в большие лужи — это музыка весны. Давайте поиграем в ручейки.
Разыгрались капельки и стали перебегать из одной лужи в другую.
Игра, полька «Трик- трак» И.Штрауса (дети берут различные музыкальные инструменты, по фразам играют на них, перебегая от одной лужи к другой)
Весна: Вот вы и сыграли музыку весны, до свидания! (звуки ручья, капели).
Муз. руководитель: Спасибо тебе, Весна красная! А нам пора в следующее время года (в лето)
Муз. руководитель: Ты, шкатулочка, кружись,
С нами в сказке окажись (кружимся).
Вход Лета. Звучит «Баркарола» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, на экране слайд с изображением «Летнего пейзажа» И. Левитана
Лето: Здравствуйте, зачем среди зимы ко мне явились?
Муз. руководитель: Помоги нам, Лето жаркое, найти звуки лета.
Лето: Да, летом природа звучит: шум листвы, жужжание пчел, стрекотание кузнечика, пение птиц — целый оркестр. Вы знаете, что такое оркестр? (это когда много музыкальных инструментов играют вместе). Значит, вы знаете, какие бывают музыкальные инструменты? (да) На моей поляне растет волшебный цветок, на обратной стороне каждого лепестка изображение музыкального инструмента. Покажите, как надо играть на них.
Игра «Покажи, как играть?» (треугольник напоминают журчание ручейка, скрипка — стрекотание кузнечика, цветные колокольчики — пение птиц, ложки — стук дятла, металлофон – капли дождя, цитры – жужжание пчелы, султанчики — шелест листьев.
Лето: Как на них играть вы знаете, а как они звучат?
Игра «Какой инструмент звучит? (на слайдах изображение нескольких инструментов, звучит од ин из них, нужно определить, какой инструмент звучит)
Лето: Вот вы и собрали звуки лета, прощайте, до встречи летом.
Муз. руководитель: До свидания, Лето, спасибо тебе. А мы, ребята, собрали все звуки времен года в нашу шкатулочку, значит, пора возвращаться в какое время года? (в зиму)
Муз. руководитель: Ты, шкатулочка, кружись,
С нами в детском саду окажись (кружимся).
Вот и вернулись мы в зиму, давайте снова играть в зимние игры и кататься на коньках
Танец «Коньки», муз. мультфильма «Маша и Медведь»
Муз. руководитель: В каких временах года мы побывали и какие звуки нам удалось найти? (осенью – прощальную песню птиц и шорох листьев, зимой – скрип снега, весной — звук бегущего ручья, летом – пение птиц). Понравилось вам наше путешествие? Вы очень старались, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. До свидания.