Конспект урока по Музыке «Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке раннего развития музыкальных способностей»
















РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЧУВСТВА ФОРМЫ НА УРОКЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ











Костюничева Ольга Владимировна

преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 57»

г. Осинники Кемеровской области



Предмет (направленность): раннее развитие музыкальных способностей

Возраст детей: 4 – 6 лет

Место проведения: музыкальный класс
























Тема: «Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке

раннего развития музыкальных способностей»


Цель — создание условий для непрерывной музыкальной активности ребенка, накопление музыкального багажа: формирование первоначального представления о метроритме, форме.

Общие, сквозные задачи курса «Развитие музыкальных способностей», решаемые на каждом уроке:


  • вовлечение детей в процесс музыкального общения,

  • создание атмосферы эмоционального раскрепощения,

  • пробуждение у детей чувствительности, впечатлительности, воображения, импульса к творческим действиям;

  • накопление музыкальных впечатлений, обогащение музыкального багажа;

  • предоставление возможности почувствовать особенности выразительных средств и их отношений (ритмических, звуковысотных, динамики, темпа, формы);

  • развитие простейших интонационных навыков,

  • формирование распределённого дифференцированного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования,

  • формирование навыков элементарной игры в ансамбле, навыков импровизации.

Цели урока:

  • Обучающая:

— создание условий для воспитания чувства метроритма и чувства формы в процессе музыкально-творческой

и игровой деятельности детей;

— формирование первичных музыкально-ритмических навыков и умений;

— ознакомление с «рисуночным» способом графической записи музыки.

  • Развивающая:

— содействие развитию эмоциональности, художественного воображения,

творческого мышления, осмысления и познания окружающего мира;

— развитие способностей детей к различным формам музицирования;

  • Воспитательная:

создание условия для развития коммуникативных навыков работы в учебном

сообществе (группе), проявления дружелюбия и внимательного отношения друг к другу.


Задачи, направленные на достижение цели урока:

  • формирование навыка воспроизведения ритмического рисунка:

— с помощью имитации «эхо»,

— с помощью выразительной артикуляции, осознания частей-слогов в слове,

— через осознание временных характеристик и воспроизведение коротких и долгих звуков,

— с помощью простейшего графического моделирования звуковой партитуры

со знакомыми зрительными образами,

— сочетание пения с ритмическим аккомпанементом (жестами, игрой на шумовых инструментах)

  • развитие музыкально-ритмической памяти;

  • освоение структуры музыки:

— через ощущение завершения музыкального построения (фразы, части),

как логической точки (во всех упражнениях),

— создание музыкальной композиции простой формы: вступление – песня,

— с помощью графических партитур

I      

     

     

        


II ☼ ■ ● ■


— освоение и запоминание структуры через движение, с помощью игры.




















СОДЕРЖАНИЕ.


1. Организационный этап.

Задачи:

1.Создание атмосферы эмоционально-психологической раскрепощённости.

2. Вовлечение в процесс общения.

3. Формирование

умений:

  • интуитивного воспроизведения ритмического рисунка;

  • выделение части слова, фразы;

  • артикуляционные;

  • распеределенного дифференцированного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования;


— Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня я с вами проведу урок.

А вначале я хочу с вами познакомиться и подружиться. Поможет нам игра (игра с деревянными палочками).

Ваша задача выразительно и точно повторить за мной то, что я скажу и покажу. А ещё в ходе игры каждый из нас назовёт своё имя, а остальные повторят его. Помогут нам звонкие палочки.

— Тук-тук! Чей там стук?

— Тук-тук! Я ваш друг.

— Тук-тук! Кто же тут?

— Как тебя наш друг зовут?

— Оля. /повтор/

— Маша. /повтор/ и т.д.

— Сколько к нам пришло друзей!

Дверь откроем поскорей!

— Как приятно познакомиться с такими замечательными детьми!


Предполагаемый результат:

1. Знакомство.

2. Атмосфера доверия, радостного ожидания.

3. Умения:

  • воспроизводить ритмический рисунок по образцу;

  • выделять части слова;

  • слышать друг друга, взаимодействовать, четко произносить слова.


2. Подготовительный этап.

Задачи:


1. Целеполагание

2. Развитие ассоциативного мышления


— А сейчас я загадаю вам загадки:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла … /весна/


Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной!

/Сосулька/

— Молодцы, вы не только сумели отгадать загадки, но и помогли назвать тему нашей встречи. Сегодня мы не только поговорим о весне, услышим ее приближение, но и сами станем участниками, героями весенних событий.

Предполагаемый результат:


1. Мотивация к совместным действиям.

2. Умение понимать образный язык, разгадывать метафоры.


3. Основной этап (усвоение новых знаний).

Задачи:

1.1. Развитие памяти, активного внимания.

1.2. Формирование умений:

  • интонирования несложной песни в удобном диапазоне;

  • сочетания пения с жестами, ритмическим аккомпанементом;

  • элементарной игры на музыкальных инструментах;

  • самовыражения в звуках

2.1. Формирование представлений о:

  • временных характеристиках звуков (короткие, долгие);

  • структуре музыки.

2.2. Формирование умений:

  • чтение «партитуры» в донотный период;

  • исполнение по «партитуре»;

  • воспроизведение звуков различной длительности.

3.1. Содействие восприятию музыки, как движения.

3.2. Расширение представлений о структуре музыки:

вступлении, трехчастной форме (освоение через движение), музыкальной завершенности.

3.4. Развитие музыкальной и ритмической памяти.

Формирование умений:

  • игры в ансамбле;

  • простейшей импровизации;


Разучивание песни «Шаловливые сосульки»

Я расскажу вам весёлую весеннюю историю, а вы потом расскажете её своим друзьям.

Солнышко утром встало, начало пригревать, сосульки на карнизах домов стали таять, весело капать и шалить.

Разучиваем песенку «Шаловливые сосульки» по фразам, по принципу имитаций «эхо»:


«Шаловливые сосульки сели на карниз. – Кап!

Шаловливые сосульки посмотрели вниз. – Кап!

Посмотрели, чем заняться, стали каплями кидаться.

Целый день идёт трезвон: «Ди-ли, ди-ли, ди-ли, дон!

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!»


Этапы разучивания:

— повторение по1, по 2, по3 фразы и т.д. с жестами;

— добавляем инструменты (треугольники, колокольчики);

— добавляем металлофон (до – до),

— импровизируем вступление (солнце встаёт, сосульки начинают капать)

— исполняем композицию целиком.


II. Чтение и исполнение музыкальной модели

(музыкальный материал: П.И.Чайковский, фрагмент из балета «Лебединое озеро»)

— Отгадайте ещё одну загадку:

«В голубенькой рубашке бежит по дну овражка» (Ручеёк).

— Правильно, весной по дорогам, по овражкам бегут ручейки, звенит капель.

Звуки весны превращаются в разную красивую музыку.


Ребята, нам пришло по почте музыкальное письмо. Давайте попробуем прочитать его.


     

     

     

        


— читаем с помощью звукоподражания и изображаем жестами;

— исполняем на инструментах (треугольники, металлофон);

— с дирижером;

— меняемся инструментами.


III. Знакомство с трехчастной музыкальной структурой

(музыкальный материал: Штраус, Полька «Трик-трак»)

Разыгрались капельки и стали перебегать по ручейкам из одной лужицы в другую и звонко «булькать».

Поиграем вместе с ними?

Правила игры такие:

Игра состоит из трёх частей.

! ■ ● ■

I часть

— по залу в свободном порядке расположены «лужицы», на которых стоят капельки-дети с инструментами (треугольниками, колокольчиками);

— исполняют звуки капель:

«Буль-буль, буль-буль»;

— затем перебегают в другую лужицу со словами:

«Бежим мы с ручейком».

Учитель или ребёнок проигрывают «шаги» (коробочка, кастаньеты или др.)

Условие: успеть прибежать в другую лужицу с окончанием фразы.

II часть

— собираемся в общий круг, придумываем слова, которые помогут позвать весну.

— на «сигнал» учителя, изображающего звуки первого грома (тарелка, барабан или др.)

«Раз – два – три!», нужно вернуться всем на исходные позиции.

III часть

/повторение I части/

В конце «игры» все «капельки» ставят точку!

Внимание!!! Вначале игры есть короткое вступление, которое поможет нам приготовиться и дружно начать игру.

Исполняем игру в целом.


Ребята, а сейчас мы превратимся в настоящих музыкантов, которые играют в оркестре, «на сцене».

Исполняем пьесу шумовым оркестром.


— Большое спасибо, было очень приятно работать с такими дружными, умными и веселыми ребятами.

Я с удовольствием расскажу своим ученикам о нашем уроке.

А что запомнилось и понравилось вам, о чем захочется рассказать своим мамам и папам?


Предполагаемый результат:

1.1.Исполнение разученной композиции.

1.2.Обогащение музыкального опыта.

1.3.Самовыражение в звуках.

1.4.Умения:

  • интонировать несложную песню;

  • сочетать пение с жестами, ритмическим аккомпанементом; взаимодействовать.

2.1. Первоначальные представления о:

  • временных характеристиках звуков (короткие, долгие);

  • структуре музыки.

2.2. Умения:

  • читать «партитуру» в донотный период методом звукоподражания;

  • исполнять по «партитуре»;

  • воспроизводить звуки различной длительности;

3.1.Исполнение разученной композиции.

Умения:

  • слышать конец музыкальной фразы;

  • взаимодействовать (исполнять музыкальную композицию в шумовом оркестре).




3. Рефлексивный этап.

Задачи:


1.Подведение итогов урока

2.Способствовать становлению умения оценивать свои действия, настроение.


— Большое спасибо, было очень приятно работать с такими дружными, умными и веселыми ребятами.

Я с удовольствием расскажу своим ученикам о нашем уроке.

А что запомнилось и понравилось вам, о чем захочется рассказать своим мамам и папам?

(Ответы детей).


Предполагаемый результат:


Хорошее настроение.

Рефлексивные умения.

























Список используемой литературы:


  1. Каплунова, И., Новоскольцева, И., Этот удивительный мир. Развитие чувства ритма у детей: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений [текст, ноты] / Каплунова И., Новоскольцева И. – Санкт-Петербург: Композитор, 2005.-73с.


  1. Орф, К. Система детского музыкального воспитания [текст] / К. Орф. – Л.: Композитор, 1950. – 75с.


  1. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тютюнникова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 94с.


  1. Элементарное музыкальное воспитание по системе К Орфа [текст] / Л. Баренбойм. – М.: Музыка, 1978. – 75с.


Свежие документы:  Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыке

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: