РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ЧУВСТВА ФОРМЫ НА УРОКЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Костюничева Ольга Владимировна
преподаватель теоретических дисциплин
МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 57»
г. Осинники Кемеровской области
Предмет (направленность): раннее развитие музыкальных способностей
Возраст детей: 4 – 6 лет
Место проведения: музыкальный класс
Тема: «Развитие метроритмических навыков и чувства формы на уроке
раннего развития музыкальных способностей»
Цель — создание условий для непрерывной музыкальной активности ребенка, накопление музыкального багажа: формирование первоначального представления о метроритме, форме.
Общие, сквозные задачи курса «Развитие музыкальных способностей», решаемые на каждом уроке:
вовлечение детей в процесс музыкального общения,
создание атмосферы эмоционального раскрепощения,
пробуждение у детей чувствительности, впечатлительности, воображения, импульса к творческим действиям;
накопление музыкальных впечатлений, обогащение музыкального багажа;
предоставление возможности почувствовать особенности выразительных средств и их отношений (ритмических, звуковысотных, динамики, темпа, формы);
развитие простейших интонационных навыков,
формирование распределённого дифференцированного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования,
формирование навыков элементарной игры в ансамбле, навыков импровизации.
Цели урока:
Обучающая:
— создание условий для воспитания чувства метроритма и чувства формы в процессе музыкально-творческой
и игровой деятельности детей;
— формирование первичных музыкально-ритмических навыков и умений;
— ознакомление с «рисуночным» способом графической записи музыки.
Развивающая:
— содействие развитию эмоциональности, художественного воображения,
творческого мышления, осмысления и познания окружающего мира;
— развитие способностей детей к различным формам музицирования;
Воспитательная:
— создание условия для развития коммуникативных навыков работы в учебном
сообществе (группе), проявления дружелюбия и внимательного отношения друг к другу.
Задачи, направленные на достижение цели урока:
формирование навыка воспроизведения ритмического рисунка:
— с помощью имитации «эхо»,
— с помощью выразительной артикуляции, осознания частей-слогов в слове,
— через осознание временных характеристик и воспроизведение коротких и долгих звуков,
— с помощью простейшего графического моделирования звуковой партитуры
со знакомыми зрительными образами,
— сочетание пения с ритмическим аккомпанементом (жестами, игрой на шумовых инструментах)
развитие музыкально-ритмической памяти;
освоение структуры музыки:
— через ощущение завершения музыкального построения (фразы, части),
как логической точки (во всех упражнениях),
— создание музыкальной композиции простой формы: вступление – песня,
— с помощью графических партитур
I
II ☼ ■ ● ■
— освоение и запоминание структуры через движение, с помощью игры.
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Организационный этап.
Задачи:
1.Создание атмосферы эмоционально-психологической раскрепощённости.
2. Вовлечение в процесс общения.
3. Формирование
умений:
интуитивного воспроизведения ритмического рисунка;
выделение части слова, фразы;
артикуляционные;
распеределенного дифференцированного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования;
— Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня я с вами проведу урок.
А вначале я хочу с вами познакомиться и подружиться. Поможет нам игра (игра с деревянными палочками).
Ваша задача выразительно и точно повторить за мной то, что я скажу и покажу. А ещё в ходе игры каждый из нас назовёт своё имя, а остальные повторят его. Помогут нам звонкие палочки.
— Тук-тук! Чей там стук?
— Тук-тук! Я ваш друг.
— Тук-тук! Кто же тут?
— Как тебя наш друг зовут?
— Оля. /повтор/
— Маша. /повтор/ и т.д.
— Сколько к нам пришло друзей!
Дверь откроем поскорей!
— Как приятно познакомиться с такими замечательными детьми!
Предполагаемый результат:
1. Знакомство.
2. Атмосфера доверия, радостного ожидания.
3. Умения:
воспроизводить ритмический рисунок по образцу;
выделять части слова;
слышать друг друга, взаимодействовать, четко произносить слова.
2. Подготовительный этап.
Задачи:
1. Целеполагание
2. Развитие ассоциативного мышления
— А сейчас я загадаю вам загадки:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла … /весна/
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной!
/Сосулька/
— Молодцы, вы не только сумели отгадать загадки, но и помогли назвать тему нашей встречи. Сегодня мы не только поговорим о весне, услышим ее приближение, но и сами станем участниками, героями весенних событий.
Предполагаемый результат:
1. Мотивация к совместным действиям.
2. Умение понимать образный язык, разгадывать метафоры.
3. Основной этап (усвоение новых знаний).
Задачи:
1.1. Развитие памяти, активного внимания.
1.2. Формирование умений:
интонирования несложной песни в удобном диапазоне;
сочетания пения с жестами, ритмическим аккомпанементом;
элементарной игры на музыкальных инструментах;
самовыражения в звуках
2.1. Формирование представлений о:
временных характеристиках звуков (короткие, долгие);
структуре музыки.
2.2. Формирование умений:
чтение «партитуры» в донотный период;
исполнение по «партитуре»;
воспроизведение звуков различной длительности.
3.1. Содействие восприятию музыки, как движения.
3.2. Расширение представлений о структуре музыки:
вступлении, трехчастной форме (освоение через движение), музыкальной завершенности.
3.4. Развитие музыкальной и ритмической памяти.
Формирование умений:
игры в ансамбле;
простейшей импровизации;
Разучивание песни «Шаловливые сосульки»
Я расскажу вам весёлую весеннюю историю, а вы потом расскажете её своим друзьям.
Солнышко утром встало, начало пригревать, сосульки на карнизах домов стали таять, весело капать и шалить.
Разучиваем песенку «Шаловливые сосульки» по фразам, по принципу имитаций «эхо»:
«Шаловливые сосульки сели на карниз. – Кап!
Шаловливые сосульки посмотрели вниз. – Кап!
Посмотрели, чем заняться, стали каплями кидаться.
Целый день идёт трезвон: «Ди-ли, ди-ли, ди-ли, дон!
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!»
Этапы разучивания:
— повторение по1, по 2, по3 фразы и т.д. с жестами;
— добавляем инструменты (треугольники, колокольчики);
— добавляем металлофон (до – до),
— импровизируем вступление (солнце встаёт, сосульки начинают капать)
— исполняем композицию целиком.
II. Чтение и исполнение музыкальной модели
(музыкальный материал: П.И.Чайковский, фрагмент из балета «Лебединое озеро»)
— Отгадайте ещё одну загадку:
«В голубенькой рубашке бежит по дну овражка» (Ручеёк).
— Правильно, весной по дорогам, по овражкам бегут ручейки, звенит капель.
Звуки весны превращаются в разную красивую музыку.
Ребята, нам пришло по почте музыкальное письмо. Давайте попробуем прочитать его.
— читаем с помощью звукоподражания и изображаем жестами;
— исполняем на инструментах (треугольники, металлофон);
— с дирижером;
— меняемся инструментами.
III. Знакомство с трехчастной музыкальной структурой
(музыкальный материал: Штраус, Полька «Трик-трак»)
Разыгрались капельки и стали перебегать по ручейкам из одной лужицы в другую и звонко «булькать».
Поиграем вместе с ними?
Правила игры такие:
Игра состоит из трёх частей.
! ■ ● ■
I часть
— по залу в свободном порядке расположены «лужицы», на которых стоят капельки-дети с инструментами (треугольниками, колокольчиками);
— исполняют звуки капель:
«Буль-буль, буль-буль»;
— затем перебегают в другую лужицу со словами:
«Бежим мы с ручейком».
Учитель или ребёнок проигрывают «шаги» (коробочка, кастаньеты или др.)
Условие: успеть прибежать в другую лужицу с окончанием фразы.
II часть
— собираемся в общий круг, придумываем слова, которые помогут позвать весну.
— на «сигнал» учителя, изображающего звуки первого грома (тарелка, барабан или др.)
«Раз – два – три!», нужно вернуться всем на исходные позиции.
III часть
/повторение I части/
В конце «игры» все «капельки» ставят точку!
Внимание!!! Вначале игры есть короткое вступление, которое поможет нам приготовиться и дружно начать игру.
Исполняем игру в целом.
Ребята, а сейчас мы превратимся в настоящих музыкантов, которые играют в оркестре, «на сцене».
Исполняем пьесу шумовым оркестром.
— Большое спасибо, было очень приятно работать с такими дружными, умными и веселыми ребятами.
Я с удовольствием расскажу своим ученикам о нашем уроке.
А что запомнилось и понравилось вам, о чем захочется рассказать своим мамам и папам?
Предполагаемый результат:
1.1.Исполнение разученной композиции.
1.2.Обогащение музыкального опыта.
1.3.Самовыражение в звуках.
1.4.Умения:
интонировать несложную песню;
сочетать пение с жестами, ритмическим аккомпанементом; взаимодействовать.
2.1. Первоначальные представления о:
временных характеристиках звуков (короткие, долгие);
структуре музыки.
2.2. Умения:
читать «партитуру» в донотный период методом звукоподражания;
исполнять по «партитуре»;
воспроизводить звуки различной длительности;
3.1.Исполнение разученной композиции.
Умения:
слышать конец музыкальной фразы;
взаимодействовать (исполнять музыкальную композицию в шумовом оркестре).
3. Рефлексивный этап.
Задачи:
1.Подведение итогов урока
2.Способствовать становлению умения оценивать свои действия, настроение.
— Большое спасибо, было очень приятно работать с такими дружными, умными и веселыми ребятами.
Я с удовольствием расскажу своим ученикам о нашем уроке.
А что запомнилось и понравилось вам, о чем захочется рассказать своим мамам и папам?
(Ответы детей).
Предполагаемый результат:
Хорошее настроение.
Рефлексивные умения.
Список используемой литературы:
Каплунова, И., Новоскольцева, И., Этот удивительный мир. Развитие чувства ритма у детей: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений [текст, ноты] / Каплунова И., Новоскольцева И. – Санкт-Петербург: Композитор, 2005.-73с.
Орф, К. Система детского музыкального воспитания [текст] / К. Орф. – Л.: Композитор, 1950. – 75с.
Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тютюнникова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 94с.
Элементарное музыкальное воспитание по системе К Орфа [текст] / Л. Баренбойм. – М.: Музыка, 1978. – 75с.