Конспект урока по Музыке «Рождение джаза» 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Карельская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области



XVII областной конкурс «Учитель года – 2007».









8 класс






Учитель музыки

Храмцова Т.Н.



2007 г.


Цели:

— формирование у обучающихся представления о джазовой культуре;

— обучение культуре слушания;

— определение роли джаза в современной музыке;

— развитие познавательного интереса к афроамериканской музыкальной культуре;

— воспитание уважения к афроамериканской культуре.



Задачи:

— познакомить детей с истоками возникновения джаза;

— познакомить обучающихся с основоположниками джазового искусства, творчеством С. Джаплина;

— познакомить обучающихся с основными направлениями джазовой музыки.



Оборудование:

-магнитофон;

-проигрыватель;

-фонохрестоматия;

-компьютер;

-инструмент – фортепиано.


Литература:

Данилюк П., Косарев А. «Факты биографии «Битлз».

Конен В. «Рождение джаза» -М.,»Советский композитор»,90.

Джаплин С. «Регтаймы» — нотный альбом.















1. Организационный этап.


Звучит джазовая музыка (по выбору учителя).

Здравствуйте, ребята!

Вы, конечно же, догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке. Этот урок мы посвятим джазу.


2. Мотивация.

— Вам знакомо это направление в музыку?

— Что вы знаете о разновидностях джазового искусства (основные направления)? (блюз, регтайм, буги-вуги и т.п.).

— Каких знаменитых джазовых исполнителей вы знаете?

(ответы детей).


3. Сообщение темы, цели урока.

Итак, ребята, тема нашего урока: «Рождение джаза». Мы познакомимся с истоками возникновения джаза, с основоположниками джазового искусства, творчеством С. Джаплина, с основными направлениями джазовой музыки.


Слушание: произведение джазового характера по выбору учителя.


4. Основная часть.

На заре далекой цивилизации скрытно от городского мира, на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства, подобно которому не было ни в одной другой точке земного шара. Музыка, первоначально вывезенная невольниками из Африки, дала неожиданные ростки в северном Новом свете и получила обобщенное название «афроамериканская музыка».

До середины 19 столетия эта музыка упорно пряталась в глубоких слоях культуры США. Только в 70-х годах прошлого века негритянский спиричуэл, неожиданно появившийся на концертных эстрадах мира, побудили в музыкальных кругах сознание того, что в среде черных жителей США развивается своеобразное искусство. Происходит непостижимое.

В период, после 1 мировой войны, мир оказался буквально заполненным пришедшей из-за океана музыкой явно афроамериканского происхождения.

Встреченная в штыки, эта необычная музыка под столь же необычным названием «джаз», с молниеносной быстротой распространялась по городам Америки и Европы.

Ныне, спустя 80 лет после того, как джаз впервые вынырнул из негритянского подполья, он успел разрастись в самостоятельную разветвленную культуру, охватывающую множество школ и направлений. Джаз открыл в музыку новую выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Great Britain"

Долгое время не только в Европе, но и на родине джаза ломали голову над происхождением этого «невероятного» искусства. Музыка явно легкожанрового плана, пронизанная танцевальными ритмами, она обладала вместе с тем мощным физиологическим воздействием, выходящим далеко за рамки возможностей бальной и развлекательной музыки.

Слушание: произведение джазового характера по выбору учителя.


Начиная с 16 столетия невольники из самых разных районов Африки привезли с собой в Новый свет песни и танцы своих стран. Негритянская музыка в США принимала самые разнообразные формы. Широко известно, какое великое разнообразие народов Африки было представлено в живом товаре, привозимом с черного континента.

Каждый из них имел свою культуру, обычаи, особые виды музицирования. Это многогранное африканское наследие вступало в сопрокосновение в одном случае с протестантским хоралом, в другом – с шотландским и ирландским фольклором, в третьем – с креольскими песнопениями. На пороге 20 века совсем иные разновидности афроамериканской музыки стали привлекать внимание современников. Сначала кекуок, затем регтайм, почти одновременно с ним блюз. Из недр негритянской музыки всплыли на поверхность необычные ритмы, восходящие к Африке.

Слушание: С. Джаплин «Кленовый лист».


«Эпоха регтайма» длилась всего два десятилетия – с середины 90 – х годов 19 века до первой мировой войны. В годы, когда джаз уже приковывал к себе снимание всего мира, регтайм успел отступить на задний план. А поскольку связь между регтаймом и джазом была несомненной, то джаз затмил своего предшественника. О регтайме заново вспомнили после второй мировой войны, а его художественное возрождение – заслуга последнего десятилетия.

Сегодня стало ясно, что регтайм представляет собой ценность сам по себе. Он имеет свою закономерность, ярко выраженную художественную идею. Одна из главных черт регтайма – его мгновенное распространение. В те годы, мир еще не знал ни радио, ни телевидения. Тем не менее буквально на следующий день после появления какой-либо удачной пьесы в стиле регтайма она уже звучала в другом городе страны.

Регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Почему же из всех возможных инструментов, известных в Америке, проводником регтайма стало фортепиано?

— А как вы думаете, ребята?

Суть дела в том, что фортепиано было самым распространенным, самым «домашним», доступным в исполнительском смысле инструментом Америки той эпохи.

С появлением регтайма появилось искусство создателя классического регтайма Скотта Джаплина. Вы уже познакомились с одним из его произведений, когда мы начали разговор о регтайме. Регтаймы Джаплина потому и названы «классическими», что его издатель хотел подчеркнуть, насколько они возвышаются над господствующим уровнем тех лет. С первых регтаймов Джаплина, в особенности начиная с его ставшей знаменитой пьесы «Кленовый лист», опобликованной в 1899 году, и ведет начало музыкальный жанр, получивший известность под названием «классического» регтайма. Нелегко обнаружить и охватить все музыкальные истоки стиля, созданного Джаплином и его последователями – Джемсом Скоттом и Джозефом Лэмом. Эти три композитора вошли в историю регтайма как основатели его первый школы.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Волейбол"

К регтайму можно отнести такие танцы, как тустеп, уанстеп, фокстрот.

Слушание: С. Джаплин. «Артист эстрады».


А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с истоками происхождения еще одного направления джаза – блюза. И самое главное, нам надо будет выявить три основные стадии в блюзовом искусстве.

Блюз вошел в мировую культуру одновременно с ранним джазом, и как казалось в те годы, в неразрывной связи с ним. Во – первых, что такое блюз вообще. Это светские лирические песни негров, живших вдоль реки Миссисипи. Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары. По своему жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровые песнопения спиричуэла. В блюзах тоска соединена с веселым отчаянием, безверием. Негритянский поэт Хьюс писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэл. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а наоборот ожесточена смехом, противоречивым смехом горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться».

За диким, отчаявшимся весельем блюзов скрывается трагедия всего народа.

Пусть джаз сложней и пестрей по своим истокам, чем блюз, древнее по происхождению, но при всем различии блюз и джаз начали свою жизнь в мировой культуре в одно и то же время.

В блюзовом искусстве различаются три стадии или точнее «школы». Самая ранняя, зародившаяся в 70 –х годах 19 века носит название «сельских» блюзов. Эту разновидность точнее всего было бы считать фольклором.

Вторая «школа» получила широкую известность под именем «классических» или «городских» блюзов. И, третья «школа» — «изысканные» блюзы. Гораздо позднее это направление отпачковалось от «городской» разновидности.

Послушайте этот блюз, проследите за самой мелодией, полной тоски, страдания. Вспомните слова Хьюса, я думаю, вы во всем с ним согласитесь.

Слушание: любое блюзовое произведение по выбору учителя.


Бернстайн говорил: «Я люблю блюз за то, что он никогда не бывает окончательно печален или окончательно веселым. Самый веселый и буйный блюз всегда чуть-чуть отдает грустью». И послушайте, ребята, еще один блюз

Г. Сасько, который и подтверждает эти слова.


5. Закрепление.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с джазовой музыкой и для того, чтобы закрепить ваши знания о ней, ответьте на следующие вопросы:

-Как же появился джаз? Откуда берутся его истоки?

Свежие документы:  Конспект урока музыки "Мир, в котором ты живешь" 4 класс

-Какие направления джаза вы сегодня услышали? (регтайм, блюз).

-Назовите три «школы» блюза.(«сельские» блюзы – фольклор, «классические» блюзы, «изысканные» блюзы).

— Кто является основоположниками джазового искусства? (Скотт, Лэм, Джаплин).

-Какие танцы появились на основе джазовой музыки? (фокстрот, тустеп, чарльстон, рок-н-рол, буги-вуги, твист, шейк, медисон, уанстеп).

Ну, а в заключении послушайте джазовые композиции легендарного квартета «Биттлз».

Слушание: «Вчера», «Я иду за солнцем» (в исполнении учителя).

Ребята, как вы думаете, джаз сегодня современен?

(беседа с обучающимися).


6. Подведение итога урока.

Конечно же, ребята, настоящее подлинное искусство всегда будет современным и не потеряет своей актуальности. А мне хотелось бы, чтобы вы, зная какую трудную судьбу претерпела джазовая музыка, прежде чем превратилась в самостоятельную культуру, с уважением и пониманием относились бы к этому искусству, чтобы звуки этой музыки завораживали не только ваш ум, но и глубоко проникали в ваши сердца.

На этом урок окончен, до свидания!

(При выходе детей из класса звучит любая джазовая музыка).

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Музыка: