Муниципальное общеобразовательное учреждение
Карельская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
XVII областной конкурс «Учитель года – 2007».
8 класс
Учитель музыки
Храмцова Т.Н.
2007 г.
Цели:
— формирование у обучающихся представления о джазовой культуре;
— обучение культуре слушания;
— определение роли джаза в современной музыке;
— развитие познавательного интереса к афроамериканской музыкальной культуре;
— воспитание уважения к афроамериканской культуре.
Задачи:
— познакомить детей с истоками возникновения джаза;
— познакомить обучающихся с основоположниками джазового искусства, творчеством С. Джаплина;
— познакомить обучающихся с основными направлениями джазовой музыки.
Оборудование:
-магнитофон;
-проигрыватель;
-фонохрестоматия;
-компьютер;
-инструмент – фортепиано.
Литература:
Данилюк П., Косарев А. «Факты биографии «Битлз».
Конен В. «Рождение джаза» -М.,»Советский композитор»,90.
Джаплин С. «Регтаймы» — нотный альбом.
1. Организационный этап.
Звучит джазовая музыка (по выбору учителя).
Здравствуйте, ребята!
Вы, конечно же, догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке. Этот урок мы посвятим джазу.
2. Мотивация.
— Вам знакомо это направление в музыку?
— Что вы знаете о разновидностях джазового искусства (основные направления)? (блюз, регтайм, буги-вуги и т.п.).
— Каких знаменитых джазовых исполнителей вы знаете?
(ответы детей).
3. Сообщение темы, цели урока.
Итак, ребята, тема нашего урока: «Рождение джаза». Мы познакомимся с истоками возникновения джаза, с основоположниками джазового искусства, творчеством С. Джаплина, с основными направлениями джазовой музыки.
Слушание: произведение джазового характера по выбору учителя.
4. Основная часть.
На заре далекой цивилизации скрытно от городского мира, на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства, подобно которому не было ни в одной другой точке земного шара. Музыка, первоначально вывезенная невольниками из Африки, дала неожиданные ростки в северном Новом свете и получила обобщенное название «афроамериканская музыка».
До середины 19 столетия эта музыка упорно пряталась в глубоких слоях культуры США. Только в 70-х годах прошлого века негритянский спиричуэл, неожиданно появившийся на концертных эстрадах мира, побудили в музыкальных кругах сознание того, что в среде черных жителей США развивается своеобразное искусство. Происходит непостижимое.
В период, после 1 мировой войны, мир оказался буквально заполненным пришедшей из-за океана музыкой явно афроамериканского происхождения.
Встреченная в штыки, эта необычная музыка под столь же необычным названием «джаз», с молниеносной быстротой распространялась по городам Америки и Европы.
Ныне, спустя 80 лет после того, как джаз впервые вынырнул из негритянского подполья, он успел разрастись в самостоятельную разветвленную культуру, охватывающую множество школ и направлений. Джаз открыл в музыку новую выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту.
Долгое время не только в Европе, но и на родине джаза ломали голову над происхождением этого «невероятного» искусства. Музыка явно легкожанрового плана, пронизанная танцевальными ритмами, она обладала вместе с тем мощным физиологическим воздействием, выходящим далеко за рамки возможностей бальной и развлекательной музыки.
Слушание: произведение джазового характера по выбору учителя.
Начиная с 16 столетия невольники из самых разных районов Африки привезли с собой в Новый свет песни и танцы своих стран. Негритянская музыка в США принимала самые разнообразные формы. Широко известно, какое великое разнообразие народов Африки было представлено в живом товаре, привозимом с черного континента.
Каждый из них имел свою культуру, обычаи, особые виды музицирования. Это многогранное африканское наследие вступало в сопрокосновение в одном случае с протестантским хоралом, в другом – с шотландским и ирландским фольклором, в третьем – с креольскими песнопениями. На пороге 20 века совсем иные разновидности афроамериканской музыки стали привлекать внимание современников. Сначала кекуок, затем регтайм, почти одновременно с ним блюз. Из недр негритянской музыки всплыли на поверхность необычные ритмы, восходящие к Африке.
Слушание: С. Джаплин «Кленовый лист».
«Эпоха регтайма» длилась всего два десятилетия – с середины 90 – х годов 19 века до первой мировой войны. В годы, когда джаз уже приковывал к себе снимание всего мира, регтайм успел отступить на задний план. А поскольку связь между регтаймом и джазом была несомненной, то джаз затмил своего предшественника. О регтайме заново вспомнили после второй мировой войны, а его художественное возрождение – заслуга последнего десятилетия.
Сегодня стало ясно, что регтайм представляет собой ценность сам по себе. Он имеет свою закономерность, ярко выраженную художественную идею. Одна из главных черт регтайма – его мгновенное распространение. В те годы, мир еще не знал ни радио, ни телевидения. Тем не менее буквально на следующий день после появления какой-либо удачной пьесы в стиле регтайма она уже звучала в другом городе страны.
Регтайм был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Почему же из всех возможных инструментов, известных в Америке, проводником регтайма стало фортепиано?
— А как вы думаете, ребята?
Суть дела в том, что фортепиано было самым распространенным, самым «домашним», доступным в исполнительском смысле инструментом Америки той эпохи.
С появлением регтайма появилось искусство создателя классического регтайма Скотта Джаплина. Вы уже познакомились с одним из его произведений, когда мы начали разговор о регтайме. Регтаймы Джаплина потому и названы «классическими», что его издатель хотел подчеркнуть, насколько они возвышаются над господствующим уровнем тех лет. С первых регтаймов Джаплина, в особенности начиная с его ставшей знаменитой пьесы «Кленовый лист», опобликованной в 1899 году, и ведет начало музыкальный жанр, получивший известность под названием «классического» регтайма. Нелегко обнаружить и охватить все музыкальные истоки стиля, созданного Джаплином и его последователями – Джемсом Скоттом и Джозефом Лэмом. Эти три композитора вошли в историю регтайма как основатели его первый школы.
К регтайму можно отнести такие танцы, как тустеп, уанстеп, фокстрот.
Слушание: С. Джаплин. «Артист эстрады».
А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с истоками происхождения еще одного направления джаза – блюза. И самое главное, нам надо будет выявить три основные стадии в блюзовом искусстве.
Блюз вошел в мировую культуру одновременно с ранним джазом, и как казалось в те годы, в неразрывной связи с ним. Во – первых, что такое блюз вообще. Это светские лирические песни негров, живших вдоль реки Миссисипи. Это были сольные песни в сопровождении банджо или гитары. По своему жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровые песнопения спиричуэла. В блюзах тоска соединена с веселым отчаянием, безверием. Негритянский поэт Хьюс писал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки. Гораздо более грустной, чем спиричуэл. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а наоборот ожесточена смехом, противоречивым смехом горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться».
За диким, отчаявшимся весельем блюзов скрывается трагедия всего народа.
Пусть джаз сложней и пестрей по своим истокам, чем блюз, древнее по происхождению, но при всем различии блюз и джаз начали свою жизнь в мировой культуре в одно и то же время.
В блюзовом искусстве различаются три стадии или точнее «школы». Самая ранняя, зародившаяся в 70 –х годах 19 века носит название «сельских» блюзов. Эту разновидность точнее всего было бы считать фольклором.
Вторая «школа» получила широкую известность под именем «классических» или «городских» блюзов. И, третья «школа» — «изысканные» блюзы. Гораздо позднее это направление отпачковалось от «городской» разновидности.
Послушайте этот блюз, проследите за самой мелодией, полной тоски, страдания. Вспомните слова Хьюса, я думаю, вы во всем с ним согласитесь.
Слушание: любое блюзовое произведение по выбору учителя.
Бернстайн говорил: «Я люблю блюз за то, что он никогда не бывает окончательно печален или окончательно веселым. Самый веселый и буйный блюз всегда чуть-чуть отдает грустью». И послушайте, ребята, еще один блюз
Г. Сасько, который и подтверждает эти слова.
5. Закрепление.
Итак, ребята, сегодня мы познакомились с джазовой музыкой и для того, чтобы закрепить ваши знания о ней, ответьте на следующие вопросы:
-Как же появился джаз? Откуда берутся его истоки?
-Какие направления джаза вы сегодня услышали? (регтайм, блюз).
-Назовите три «школы» блюза.(«сельские» блюзы – фольклор, «классические» блюзы, «изысканные» блюзы).
— Кто является основоположниками джазового искусства? (Скотт, Лэм, Джаплин).
-Какие танцы появились на основе джазовой музыки? (фокстрот, тустеп, чарльстон, рок-н-рол, буги-вуги, твист, шейк, медисон, уанстеп).
Ну, а в заключении послушайте джазовые композиции легендарного квартета «Биттлз».
Слушание: «Вчера», «Я иду за солнцем» (в исполнении учителя).
Ребята, как вы думаете, джаз сегодня современен?
(беседа с обучающимися).
6. Подведение итога урока.
Конечно же, ребята, настоящее подлинное искусство всегда будет современным и не потеряет своей актуальности. А мне хотелось бы, чтобы вы, зная какую трудную судьбу претерпела джазовая музыка, прежде чем превратилась в самостоятельную культуру, с уважением и пониманием относились бы к этому искусству, чтобы звуки этой музыки завораживали не только ваш ум, но и глубоко проникали в ваши сердца.
На этом урок окончен, до свидания!
(При выходе детей из класса звучит любая джазовая музыка).