Открытый урок
Тема: «Сочинение программных пьес в форме периода».
Дата: …..
Предмет: предмет по выбору «Композиция»
Индивидуальное занятие: учащаяся ……, музыкальное отделение,
3 г.о.
Преподаватель: Л.А.Семенова
Цель урока: Научить сочинять программную пьесу в форме периода
Задачи
Обучающие:
— познакомить с принципами сочинения в форме периода,
— определять средства выразительности для создания художественного образа,
— осознавать связь художественного образа с названием сочинения,
— научить соотносить выбранные выразительные средства с музыкальной формой,
— закрепить знания о движении средств выразительности к кульминации,
— закрепить знания о форме периода, о принципах построения каденций,
— закрепить навык самостоятельной записи нотного текста,
— закрепить навык исполнения собственного сочинения.
Развивающие:
— развитие творческих способностей,
— формирование музыкально-слухового опыта через ознакомление с произведениями композиторов разных эпох,
— практическое освоение музыкального языка,
— расширение музыкального кругозора, накопление музыкальной эрудиции.
Воспитательные:
— воспитание коммуникативности и толерантности,
— привитие любви и интереса к музыке,
— воспитание трудолюбия,
— воспитание умения воспринимать критику в адрес собственных сочинений,
— формирование эстетического вкуса.
Тип урока.
Урок «открытия» нового знания.
1. Организационный момент
Цель: создание доброжелательной творческой обстановки на уроке
Задачи:
— приготовить рабочее место: инструмент, технические средства и дидактического материала для работы в классе,
— настроить ученика на трудовую деятельность.
Преподаватель приветствует ученицу, объявляет тему урока.
Методы организации: словесный, метод наблюдения.
Для привлечения внимания учащейся к предстоящей учебной деятельности преподаватель предлагает прослушать программные произведения Сен-Санса «Карнавал животных», прелюдии Шопена и посмотреть слайд-клипы на музыку.
2. Повторение опорных знаний
Цель: закрепить полученный ранее навыки практической работы, слушания и анализа музыкальных произведений.
Задачи:
— определять средства выразительности для создания художественного
образа,
— формирование музыкально-слухового опыта через ознакомление с
произведениями композиторов разных эпох,
— практическое освоение музыкального языка,
— расширение музыкального кругозора, накопление музыкальной
эрудиции.
Методы организации совместной деятельности:
— диалог, метод практической работы
Методы мотивирования:
— создание ярких наглядно-образных представлений,
— опора на жизненный опыт,
— познавательный интерес,
— поощрение.
Преподаватель просит описать соответствующие художественному образу выразительные средства музыки.
Преподаватель предлагает учащейся прослушать музыкальные произведения в различных музыкальных интерпретациях: прозвучавшие на инструменте, в оркестровом переложении. Просит учащуюся рассказать после прослушивания о собственных впечатлениях о прослушанной музыке. При прослушивании и анализе музыки используются слайд-клипы, созданные учащимися старших годов обучения для обсуждения их видения художественного образа.
Преподаватель закрепляет знания учащейся о форме периода. Анализирует вместе синтаксические особенности формы по предложенным инструктивным примерам, отрывкам из классических произведений.
Используя нотный материал и мультимедийное пособие слушает и анализирует произведения П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома» и фортепианного цикла «Времена года»), обсуждает с учащейся название пьес. Вместе с преподавателем учащаяся анализирует по нотному тексту музыкальный материал каденций и кульминационных зон.
3.Ознакомление с новым учебным материалом
Цель: Научить сочинять программную пьесу в форме периода
Задачи:
— развитие творческих способностей,
— познакомить с принципами сочинения программной пьесы,
— практическое освоение музыкального языка,
— воспитание коммуникативности и толерантности,
— привитие любви и интереса к музыке
Формы и методы изложения нового материала
Для объяснения нового материала преподаватель пользуется методом поощрения, создание ситуации успеха, познавательный интерес, жизненный опыт. Выполнение творческого задания начинается с выбора учащейся выразительных средств для создания музыкального образа и жанра.
Преподаватель предлагает составить тактовую сетку с привлечением гармонической стороны для будущей мелодии.
Совместно с учащейся выбирается тональность, оформляется каденция пока наброском, затем обучающаяся импровизирует за инструментом мелодию на гармоническую последовательность, используя различное движение голосов. По рекомендации преподавателя выбирается наиболее удачный вариант сочинения и записывается нотами. Для пьесы выбирается название, соответствующее художественному образу.
Преподаватель использует различные виды деятельности для сохранения внимания к работе, побуждает к поиску альтернативных решений.
Методы мотивирования: создание ситуации успеха, поощрение, познавательный интерес, выполнение творческих заданий.
4.Закрепление материала
Цель: закрепить знания и навыки, полученные в ходе урока
Задачи:
— воспитание трудолюбия,
— воспитание умения воспринимать критику в адрес собственных сочинений,
— формирование эстетического вкуса.
Преподаватель предлагает учащейся сыграть пьесу, сочиненную в классе с преподавателем. Вместе с преподавателем учащаяся вспоминает этапы работы над сочинением, вспоминает творческие задания, связанные с поиском жанра и художественного образа, прослушанные и проанализированные сочинения классиков.
Учащаяся оформляет собственной сочинение динамическими оттенками, выбором характера и темпа исполнения, расставляет штрихи.
Формы и методы достижения цели: удовлетворение желания быть значимой личностью, самооценка деятельности, заинтересованность в результате и взаимопроверка. Использовались методы практико-ориентированной деятельности, словесные методы, диалог.
5. Подведение итогов
Преподаватель оценивает творческую работу обучающейся на отлично, предлагает сделать видео-ряд к собственному сочинению дома и указывает ссылку для просмотра и прослушивания различных программных пьес в оркестровом звучании и на инструменте. Сочиненная пьеса называлась «Вальс чайного сервиза». Преподаватель в качестве домашнего задания предлагает осуществить набор собственного сочинения через доступный нотатор (Sibelius или Finale)
методы мотивирования:
-познавательный интерес поощрение, выполнение творческих заданий, создание ярких наглядно-образных представлений.
Самоанализ урока.
В ходе урока были достигнуты цели и задачи на каждом этапе. Вид урока – урок-фантазия, урок- творчества. Тип урока — урок открытия новых знаний. Для построения урока использовались принципы самоактуализации, При планировании урока учитывались возраст и уровень знаний учащейся. Работоспособность обучающейся в течение урока обеспечивалась за счет смены различных видов деятельности и форм работы. Для урока творчества использовались доступные детскому восприятию программные сочинения, и видео и нотный материал.