Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №32
Ст. Новоминская, Краснодарский край
Конспект урока по музыке в 6 классе
«Мятежность предреволюционного времени в музыке русского композитора А.Н.Скрябина»
Подготовила учитель музыки
Михайлова Татьяна Романовна
ст. Новоминская
2011г.
ТЕМА: «Мятежность предреволюционного времени в музыке русского композитора А.Н.Скрябина»
Цель:
— познакомить, как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени;
— расширить представление учащихся о роли музыки в жизни человека, общества.
Задачи:
1) раскрытие интонационного – образного строя Этюда №12 А.Н.Скрябина;
2) развитие интереса к музыке отечественных композиторов через творческое самовыражение;
3) совершенствование вокально – хоровых навыков;
4) воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Тип урока: урок — презентация
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, портреты: И.Талькова, С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина; картины И.Айвазовского «Девятый вал», «В бурю», «Морской пролив», Левитан «Вечерний звон»; видео документального фильма «Светомузыкальная поэма «Прометей»» А.Скрябин; запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова; песня «Россия» И.Талькова, Этюд №12 А.Н.Скрябина; Рок-сюита «Утро планеты» А.Морозова
Ход урока
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
2.Вступительное слово учителя. Слайд1-3
Ребята, сегодня мы продолжим вести беседу о преобразующей силе музыки, а наш урок я хотела бы начать с песни, а вы послушайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке?
Слушание: « Россия» И.Талькова
— О чем пелось в песне?
/О нашей родине — России/. СЛАЙД 4
– Да, действительно, сегодня мы продолжим вести беседу о судьбе родины в переломные моменты истории. Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они отразили дух, и настроение своего времени.
Говорят, искусство — лучшее зеркало жизни, что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносит до потомков художник: эмоциональный тон эпохи, ее настроение.
Ребята, а сейчас послушайте и скажите, знакома вам эта музыка? Кто композитор?
Слушание: 2 Концерт для ф-но с оркестром (фрагмент) С.В.Рахманинова
Вопросы:
— О чем рассказал С.Рахманинов в своей музыке?
— Это русский или зарубежный композитор?
— Какие чувства, настроения передал?
— Когда, в какое время жил композитор?
Слайд 5
/Рахманинов передал в своей музыке любовь к родине, родной природе и тревогу, волнение за ее судьбу. Он жил в то напряженное, предреволюционное время в России/.
3. Работа по теме урока.
Художник не может быть вне времени. На прошлом уроке мы говорили о взволнованных, встревоженных нотах в музыке Рахманинова. А сегодня мы познакомимся с музыкой А.Н.Скрябина, выдающегося русского композитора и пианиста конца 19 начала 20 века, и попытаемся понять, как отразил в музыке дух и настроение своего времени А.Н.Скрябин.
4. Сегодня на уроке прозвучит Этюд №12. Это самый известный из 12 его этюдов. Его Скрябин исполнял особенно часто – и в кругу друзей, и на концертах, которые он давал на протяжении своей жизни на родине и за рубежом. Этот этюд называют Патетическим.
Слайд 6
Патетический — в переводе с греческого – страстный, полный чувства, приводящий в волнение.
-Что такое этюд?
Этюд – в переводе с французского языка — означает учение, изучение – инструментальная пьеса, упражнение для совершенствования технических приемов. На основе учебных этюдов сложился художественный, концертный (Шопен, Скрябин, Лист, Рахманинов).
Задание перед слушанием
Художники под воздействием музыки рисуют картины, рисунки. Литераторы – стихи, поэмы, литературные произведения. И вот мы сейчас попробуем побывать в этой роли. Разобьемся на творческие группы и выразим свое отношение к прослушанной музыке.
Первая группа – составите рассказ об этой музыке.
Вопросы:
— Определите характер музыки?
/сильная, твердая, напряженная, взволнованная, стремительно несущаяся вперед…/
— Что вы можете сказать о мелодии? Из каких интонаций она складывается? Куда устремляется мелодия?
— Во время слушания музыки попробуйте жестом передать мелодическую линию этюда.
/Мелодия все время рвется вперед, устремляется вверх, скачкообразные взлеты, интонации борьбы, преодоления, героические и драматические интонации/.
— Определите построение музыки?
— Что вы можете сказать о человеке, который сочинил эту музыку? Каким его представите?
— Есть у него цель в жизни?
/Это человек сильный, мужественный, целеустремленный, борец. Через все преграды он идет к своей цели/.
В дневнике Скрябина разговор о музыке написано:
«…Жизнь – деятельность, стремление, борьба. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его»
Вторая группа – какие из предложенных вам картин интонационно созвучны с музыкой Этюда А.Скрябина?
Слушание: Этюд №12 А.Н.Скрябина СЛАЙД 7, 8, 9, 10, 11
Ответы детей.
— Музыка, каких русских и зарубежных композиторов, звучавшая на уроках в 1 четверти, созвучна по настроению этюду Скрябина? /С.В.Рахманинов, Л.Бетховен/
Слайд 12 /С.В.Рахманинов и А.Скрябин жили в то предреволюционное время в России (конец 19 начало 20 века). Несмотря на то, что творчество этих композиторов сугубо индивидуально, в их музыке отразилась современная им эпоха, когда страна стояла на пороге великих бурь и потрясений. Они не писали революционных песен, музыки, сюжетно связанной с революцией, но дух напряженности, взволнованности, неудовлетворенности и, обновления, веры в новое будущее царили в ту пору во всем русском обществе/.
СЛАЙД 13 Исполнение песни: «Во кузнице» р.н.п.
— Чем близка эта песня к революционным песням?
I половина текста – наводит на мысль о рабочих, кующих оружие для революционных боев.
II половина песни (по тексту) – превращается в шуточную песню. Так же, как в опере Римского– Корсакова “Золотой петушок”. Острое оружие маскируется сказкой-небылицей.
СЛАЙД 14, 15, 16
Жизненный и творческий путь А.Н.Скрябина
Александр Николаевич Скрябин (1871/72–1915) — русский композитор, пианист, педагог. Родился 25 декабря 1871 (6 января) 1872 в Москве — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв.
Его отец был дипломатом, мать — пианисткой.
Музыкальные способности Скрябина проявились очень рано, в трехлетнем возрасте, а пятилетним он играл уже обеими руками, свободно подбирая по слуху любую услышанную им музыку. Его любимым инструментом стал на всю жизнь рояль.
Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89гг.).
В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано.
Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений.
Занимался педагогической деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории.
Сочинения: Для оркестра — 3 симфонии), симфонические поэмы Мечты (1898),
Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором, 1910);
концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано: 10 сонат, 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.
Скрябин — яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров.
Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света (в симфонической поэме «Прометей»), обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру… Такое было впервые в истории музыки.
Слайд 17 с изображением цветовой клавиатуры.
9 марта 1911 года в Петербурге состоялась премьера симфонической поэмы «Прометей», ставшая главным событием русской музыкальной жизни. Успех был огромный. Светомузыка — так было названо изобретение Скрябина. Партитура его симфонической Поэмы огня (Прометей, 1909 – 1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов.
-Как вы думаете, для чего он это придумал?
/Чтобы усилить эмоциональное воздействие/
Слайд 18 с изображением Дома музея А.Н.Скрябина в Москве.
— Ребята, в каком веке мы живем?
/Мы с вами жители конца 20 начало 21 века/.
— Представьте себя в роли историков. Какими бы словами вы отразили и передали настроения, и чувства своего времени?
/Стремительность времени, ощущение тревоги, волнения, напряжения /.
— Какие проблемы волнуют вас?
/Угроза ядерной войны, экологическая катастрофа, терроризм, безработица, наркомания, человеческое равнодушие, зависть…/
Александр Морозов – композитор, наш современник сочинил вокально – инструментальную рок — сюиту «Утро планеты», которая в 1982 году прозвучала на международном музыкальном фестивале «Музыка за гуманизм, мир и дружбу между народами».
Слайд 19
Рок – сюита – это музыкальное произведение, сочетающее черты сюиты и рок-музыки.
Слушание: «Утро планеты» А.Морозова (фрагмент) «Гроза»
— Созвучна ли эта музыка с музыкой, прозвучавшей у нас на уроке?
— Какие чувства вызовет у вас?
/Да, чувство тревоги, переживания, волнения и борьбы за будущее /.
На уроках мы говорили о том, что музыка обладает огромной силой и способностью воздействовать на чувства и мысли людей, объединять в едином порыве тысячи людей, которым небезразлична судьба страны, мира. Прогрессивные музыканты всегда это понимали, и они призывают нас к ответственности за судьбу будущих поколений, за сохранение человеческой культуры и жизни на Земле.
— Нужна ли такая музыка?
Исполнение песни: Гимн детей России
4. Вывод:
Жизнь рождает революционную (мятежную) музыку, музыка, в свою очередь, воздействует на жизнь, влияет на человека, рождает в нем патриотические чувства и мысли, меняет его отношение к жизни в этом и заключается ее огромная преобразующая сила.
Используемые источники:
Маслова Л. П. Педагогика искусства. / Н., Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997.
Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. / М., Советская энциклопедия, 1966.
3.Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? -2-е изд. – М.: Светский композитор, 1982-214с.
4.Интернет ресурсы: https://aivazovsky.narod.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki
9