«Зимние игры»
Урок в 1 классе. Третья четверть.
Урок разработан по программе «Музыка» В.В. Алеев, Т.И. Кичак.
Оборудование: Презентация «Зимние игры»; нотная хрестоматия «Музыка» 1 класс; детский альбом П.И. Чайковского. «Святки» — декабрь.
Оформление: Презентация; на доске картинка снеговика; картинки о зиме.
Цель: показать различные способы создания и передачи муз образов на примере игровых произведений о зиме.
Задачи:
прививать любовь к русской культуре, истории;
развивать творческие способности детей и умение двигаться в соответствии с заданной музыкой;
развивать память и певческие навыки при разучивании и исполнении песни «Зимняя песенка» музыка М. Красева.
Ход урока.
Беседа на тему урока.
Вход под песню «Снежинки». Музыкальное приветствие.
Учитель: О чем рассказывает песня, под которую вы вошли в класс? Снежинки, какие?
Дети. Поется про снежинки, которые тают на ладошки, тихо падают, легко кружатся.
Снежинки легкие, кристальные, пушистые.
Учитель:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает.
Дети: Зимой.
Учитель: Зима это суровое время года. Падает снег, метет метель, мороз трещит, злится. И в тоже время зиму сравнивают с красавицей, ласково называя её лебедушкой.
Ребенок: Здравствуй, русская молодка
Раскрасавица душа.
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка – зима.
Учитель: Давайте попробуем показать легкими движениями, как белый снег покрывает землю, ложится на шапки, шубки.
Исполнение попевки Н.Перунова «Белый пух»
Дети:
Белый пух,
Снежный пух –
Всё – всё – всё в пуху вокруг.
Пух
На шапках,
Пух
На шубках,
Пух на бровках,
Пух
На губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
— Пух!
Учитель: Зима — это время праздника на Руси. Святки, Новый год, Рождество, Крещение, Масленица. В эти праздники устраивались настоящие гуляние с песнями, играми. У П.И. Чайковского есть еще один альбом, который называется «Времена года». В этом альбоме 12 музыкальных пьес – по числу месяцев в году. Получился музыкальный календарь природы. Есть в этом альбоме и зимние месяцы. П. И. Чайковский назвал февраль – «Масленица», январь – «У камелька», а декабрь – «Святки» (показ слайдов).
В народе зимние святки считались особым временем – солнце поворачивало на лето. Праздник Святки традиционно сопровождался ряженными. Это одно из любимых развлечений молодежи. В комедийных представлениях, разыгрываемых ряженными, участвовали персонажи : старик, старуха, нищий, цыган, солдат; персонажи изображающие нечистую силу: черт, кикимора, баба яга; животных: конь, коза, медведь (показ слайда).
С «магией первого дня» были связаны многочисленные святочные гадания, при помощи которых люди старались предугадать свою судьбу в наступающем году.
В пьесе П.И. Чайковского «Святки» звучит вальс. Не вальс роскошного придворного бала, он уютный, трогательно домашний.
Слушание пьесы «Святки», из «детского альбома» П.И. Чайковского.
Учитель: Как передает композитор праздничное святочное настроение в пьесе?
Дети: музыка завороженная, легкая, нежная.
Учитель: Дайте характеристику звукам?
Дети: Звуки яркие, плавные, то громкие, то тихие.
Учитель: В течении двух недель всё население деревни собирались на вечеринки, так называемые игрища, на которых хороводные и плясовые песни, устраивались всевозможные игры, разыгрывались сценки.
А какие зимние игры знаете вы?
Дети: Катаемся на лыжах, санках, коньках. Играем в снежки. Лепим снежную бабу.
Учитель: Совершенно верно. И сейчас и в те далекие года играли зимой в эти игры (показ слайдов), а еще катались на русских тройках.
Мороз хоть и злился, но крепчая, помогал создавать быстрые горки, крепче сковывать лед, следить, чтобы не рассыпалась снежная баба.
Вокально – хоровая работа.
Упражнение №1 на дыхание.
Учитель: Взять дыхание через нос, не поднимая плеч, и вдыхая произнести слово «пух», нежно, бережно, легко.
Повторить два раза, чередуя короткий вдох с длинным.
Упражнение №2 на дыхание.
Учитель: Какой звук доносится с горки, где быстро, как стрела, несутся санки.
Дети: «У – у – у», «Ух!».
Учитель: Мы возьмем его на дыхании и все вместе выполним крещендо, т. е. звук делаем громче, мягко снимаем по руке.
Дети: «У – у – у», «Ух!».
Упражнение №3. Упражнение дается по принципу постепенного усложнения.
Учитель: А теперь подключим слова.
Исполняется попевка Н. Перунова «Мороз, мороз»
Дети:
Мороз, мороз,
Бабу снежную принес.
Баба, баба, нос крючком,
Получай – ка снега ком.
Затем упражнение усложняется. Первую фразу поет учитель, вторую дети, показывая рукой движение мелодии вверх, вниз.
Учитель: Такую попевку можно использовать для меткого попадания снежком в цель. Предлагаю поиграть.
Импровизация движения под песню, игровой прием.
Учитель: Молодцы! Интересно было смотреть за тем, какие движения вы придумали сами.
Продолжаем разговор о зимних играх. Композитор М. Красев и поэт С. Вышеславцева написали песню, которая называется «Зимняя песенка»
Исполнение «Зимней песенки» учителем.
На прошлом уроке мы уже начинали разучивать песню. Сегодня продолжим разучивание 3 куплета. Исполнять этот куплет нужно живее, радостнее. Начинаем исполнять после отыгрыша.
Разучивание 3 куплета и исполнение всей песни.
Учитель: Вы старались и хорошо справились с заданием. А теперь вспомним песню, которую вы хорошо знаете. Попробуйте по вступлению узнать и назвать песню?
Дети: Это песня «Елочка любимая».
Учитель: Правильно. А написал ее композитор П. Вихарев для зимнего новогоднего праздника. Давайте споём её, только постарайтесь выразить в песне свое праздничное настроение.
Исполнение песни «Елочка любимая» Г. Вихарева
Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о музыке, которая написана для самого сурового времени года – зиме. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ответы детей.
Сегодня хорошо работали на уроке ……. . Заканчивая наш урок я предлагаю выразить свое эмоциональное состояние. Выберете карточку и подарите свое настроение нашему снеговику.
Дети приклеивают мордочки к картинке.
(Выход из класса под музыку «Снежинки»)